Автор: Culturally Jewish

Галина Зеленина

Галина Зеленина — историк, кандидат исторических наук, доцент РГГУ. Шеф-редактор сайта Booknik.ru. Автор книг "Евреи: другая история", "Иудаика два: Ренессанс в лицах". Сферы научных интересов — средневековая еврейская история, марраны и инквизиция, советское и постсоветское еврейство.

Культура деградирующего иудаизма: когда начинается обратный процесс, возвращение к иудаизму, возвращение к еврейству <...>, сам процесс идет совершенно по-другому. Если остаются последними какие-то элементы повседневности, то приобретаются первыми элементы высокой интеллектуальной культуры, как раз идет обращение к книге и тексту, а не к кухне и не к страху перед антииудаизмом или антисемитизмом. Точно таким же образом теряется элемент преобладания женщин и, наоборот, становится очень очевиден патриархальный, маскулинный уклад в обоих случаях.

(Для меня долгое время — с начала 90-х до середины 2000-х — Пасха была именно кулинарной традицией. Толпы на кладбище заметно превосходили аудиторию праздничных служб в церквях. Потом люди начали "воцерковляться", стали посещать кладбища на "Красную горку", "родительскую", "Радоницу". Последняя даже стала официальным выходным в некоторых регионах — в Саратовской области точно. Параллели натянутые, но пища для размышлений есть).

 

Статьи Зелениной:

 

«Вся Европа дрожит при упоминании его имени»: апокалиптический монстр, пожирающий сам себя // In Umbra. Демонология как семиотическая система / Отв. ред. Д. Антонов, О. Христофорова. Вып. 3. М., 2014. С. 73–104.

‘One’s Entire Life among Books’: Soviet Jewry оn the Path from Tanakh to Library // State, Religion and Church, No. 1(2), 2014. P. 86–111. http://srch.ranepa.ru/node/458.

От «культурной нации» к «фашистской гадине» и обратно: образы немцев в памяти советских евреев о войне // Помнить о прошлом ради будущего: еврейская идентичность и коллективная память / Отв. ред. Т.А. Карасова, Е.Э. Носенко-Штейн / Сб. ст. М.: Ин-т востоковедения РАН, 2014. C. 99-130. Препринт на Полит.ру: http://polit.ru/article/2014/05/25/memory/.

Инородка, мужеубийца, праведница, победительница: Фамарь в истории интерпретации Быт 38 // Лехаим. 2014. № 7 (267) (http://www.lechaim.ru/1111).

«Книга в колодце»: Библия и память о ней в культуре маранов // Устное и книжное в славянской и еврейской культурной традиции. Сб. ст. М., 2013. С. 123–140.

Между каменным веком и Советским Союзом: Средневековье для рассерженных горожан и новых хипстеров // Гефтер http://gefter.ru/archive/9009, 13.06.2013.

Будницкий О.В., Зеленина Г.С. Идейный коллаборационизм в годы Великой Отечественной войны // «Свершилось! Пришли немцы» Идейный коллаборационизм в СССР в период Великой Отечественной войны. Москва: Российская политическая энциклопедия, 2012. C. 4—62.

«Вся жизнь среди книг»: советское еврейство на пути от Библии к библиотеке // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. №№ 3-4. 2012. С. 60–85. (http://religion.rane.ru/?q=ru/node/252).

«Цирк, который многим стоил жизни»: обрезание у советских евреев и его последствия в годы войны // Религиоведение. № 2. 2012. C. 56—67.

«Жиды проводят агитацию»: религиозные практики советских евреев в годы войны // «Старое» и «новое» в славянской и еврейской культурной традиции. Сб. ст. М., 2012. С. 143–164.

«Мы – дети, считаемся, Второй мировой войны»: Оккупация в жизненных нарративах русских жителей еврейского колхоза «Сталиндорф» // Архив еврейской истории. Т. 7. 2012. С. 256-28.

Портрет на стене и шпроты на хлебе: московские евреи между двумя «сектами» // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. № 3 (33). 2015.

Conversos e Inquisición: “mártires” y “un monstruo” // Carlos Mata Induráin y Anna Morózova (eds.), Temas y formas hispánicas: arte, cultura y sociedad. Pamplona: Servicio de Publicaciones de la Universidad de Navarra, 2015. pp. 497-522

 

Зеленина Г.С. Раскопать корни (рец. на: Образ и символ в иудейской, христианской и мусульманской традиции / Под ред. А. Б. Ковельмана, У. Гершовича. М.: Индрик, 2015) // Лехаим. № 3. 2016 (http://old.lechaim.ru/8053)

 

Зеленина Г.С. «Отравленная вата» и «привитая гипертония»: истоки и функции слухов вокруг дела врачей // Антропологический форум. № 31. 2016. С. 119–154.Зеленина Г. «Ненормальная конференция» // Лехаим. 2016. № 1 (285).

 

Зеленина Г.С. От аутодафе к аутингу через Аушвиц. Переизобретение Другого в истории и историографии // Казус: Индивидуальное и уникальное в истории — 2014–2016. Вып. 11 / Под ред. О.И. Тогоевой и И.Н. Данилевского; Институт всеобщей истории РАН. – М.: «Индрик», 2016. P. 82 – 112.

 

Зеленина Г.С. Конструируя «Мизулину»: от evil medieval к газовым камерам // Городские тексты и практики. Т. 1: Символическое сопротивление / Сост. А. Архипова, Д. Радченко, А. Титков. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2017. С. 96-111.

Комментарии

Qadmon, как говорят антропологи, дольше всего сохраняются кулинарные и погребальные традиции (почему именно так варят кашу и почему именно так хоронят).

Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)