Автор: Culturally Jewish

Томская синагога

Здание бывшей солдатской синагоги в Томске передали еврейской общине.

 

«Солдатская» синагога была построена в 1872 году и стала третьей в Томске после Хоральной и Каминерской. На тот момент в городе проживало почти 1500 евреев. В их числе — солдаты, отслужившие полный срок в российской армии. Это была одна из категорий, которой разрешали селиться вне черты оседлости.

Около половины томских кантонистов сохранили верность религии предков. В свободное от службы время по субботам и праздникам эти солдаты посещали находившуюся поблизости от казарм Каминерскую синагогу. Посещали до поры до времени. Рассказывает Давид Кижнер: «У солдата Моисея Гуревича родился сын, и в одну из суббот ему должны были сделать обрезание. Гуревич и его друзья — солдаты, пришедшие в Каминерскую синагогу, должны были призываться для чтения Торы. Но сын Каминера, исполнявший обязанности габая, предложил им провести чтение в раздевалке. Случай этот оскорбил солдат, и они решили создать свое отдельное молитвенное общество».

Сначала солдаты собрали деньги на свиток Торы, который летом 1865 года был освящен и внесен «на хранение» в Каменную синагогу. Затем перенесли его во временный молитвенный дом. А в 1872 году на собранные средства удалось построить постоянное здание для военно-молитвенной школы. Для управления ею старейшинами и казначеями в течение 34 лет избирались отставные и служившие солдаты. А первым старостой и казначеем одновременно стал Герцель Янкелевич Цам, уроженец Волынской губернии, прибывший в Томск в 1855 году по этапу в числе других 350 мальчиков-кантонистов. В 1858 году Герцель поступил строевым рядовым в Томский батальон, вскоре стал унтер-офицером. В армии он много занимался самообразованием. После успешной сдачи Цамом экзамена за полный курс юнкерского училища Главный штаб попытался не допустить присвоения офицерского звания еврею, заявив, что «разрешение вопроса зависит от общества офицеров», его будущих коллег. Когда офицерское собрание Томского полка изъявило готовность принять Цама в свои ряды, руководство армии было вынуждено представить дело на рассмотрение царя, и в 1876 году Александр II подписал приказ о производстве Цама в прапорщики. Некоторые военные историки утверждают, что он стал первым некрестившимся евреем-офицером российской армии. В 1887 году он уже в звании штабс-капитана был назначен командиром самой захудалой в гарнизоне роты, с которой добился образцовых показателей, сделав её одной из лучших на Восток от Урала. Но ни одно представление начальников на его продвижение по службе не было удовлетворено. И только в 1893 году после подачи в отставку Цам получил чин капитана. До последних дней (1915) Цам был деятельным участником еврейской общинной жизни Томска.

Постепенно солдатский молитвенный дом обустраивался. Местные купцы подарили ему библиотеку талмудических книг, пожертвовали специальный шкаф, повесили большую трёхъярусную люстру на 32 свечи. В 1906 году здесь случился сильный пожар, который уничтожил все исторические ценности этого дома. Уже через год солдаты построили новую синагогу, получившую имя Солдатская. В здании было три купола, окна и двери обрамлены затейливой деревянной резьбой.

История солдатской синагоги — не только свидетельство сохранившихся у бывших кантонистов религиозных чувств, но и отражение специфически сибирских проблем, возникавших здесь внутри еврейских общин. В 1889 г. томскому губернатору поступило прошение от проживавших в городе ссыльных евреев о разрешении на строительство ещё одной синагоги. К своему ходатайству просители добавляли, что строительство синагоги на их собственные средства необходимо «в виду неприязненного и пренебрежительного отношения к ним томских мещан и купцов из евреев, выражающегося даже в удалении их во время моления из синагоги...». Оба эпизода «свидетельствуют о том, что еврейским общинам в Сибири были свойственны, видимо, совершенно не характерные для черты оседлости противоречия: между старыми и новыми ссыльными; между ссыльными и добровольно прибывшими в Сибирь евреями; между всеми этими категориями и кантонистами» (Мучник Ю. «Религиозная жизнь сибирских евреев в XIX столетии»).

В 1930 году синагогу закрыли — здание было реквизировано у еврейской общины и переоборудовано под общежитие для сотрудников Томского государственного университета. Позднее здание использовалась как жилой дом. В 2017 году дом был признан аварийным, его расселили и законсервировали. Строение является памятником регионального значения.

 

(Насколько я знаю, еще одна солдатская синагога сохранилась в Ростове-на-Дону).

3

Комментарии

Qadmon, пишут, что исключение делается для младенца, если восьмой день с рождения приходится на субботу.
Qadmon, не за что, сама вчера узнала)

Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)