Автор: Armide

Краткая памятка по истории музыки c иллюстрациями. Средние века — Возрождение

В основе средневековой музыки лежала восьмиладовая система, в несколько измененном виде унаследованная от древних греков. Если кто имеет представление о церковном пении у нас, это октоих (византийское восьмигласие), хотя нынешние гласы это, конечно, не совсем совсем не то, но источник один и тот же.

Древнегреческая музыка до нас не дошла (только в виде теоретических трактатов о ней и рисунков музицирующих, но это не дает возможности услышать звучание), однако средневековые товарищи были умнее и придумали ее записывать. Особо совершенная система записи была придумана в 11 в. Гвидо д'Ареццо, и с некоторыми модификациями мы пользуемся ею до сих пор.

Восьмиладовая система описывала монодическую (одноголосную) музыку, что естественно - любая музыка начинается как одноголосная. И таковой она была долго. Французы называют средневековые лады грегорианскими, но я не любительница одноименных хоралов, поэтому приведу в пример средневековой церковной монодии творения Хильдегарды фон Бинген, жившей уже на излете эпохи, в 12 в. Одна из вершин, как на мой слух, при том, что я все равно не поклонник:

Во времена Высокого Средневековья, как легко предугадать, профессиональным композиторам (а может и слушателям) захотелось чего-то посложнее, и появилась первая полифония. Полифония - это не просто многоголосие, а такое многоголосие, при котором каждый голос поет свою независимую мелодию, а композитор заботится о том, чтобы вместе это звучало хорошо. В рамках существовавшей тогда системы (см. выше) полифония была единственным вариантом многоголосия, и технически непростым.

Полифонию освоили, решили, что чем сложнее мелодии, ее составляющие - тем красивее. Возник так называемый ars nova (новый стиль, по сравнению с которым предыдущий теоретики обозвали старым, ars antiqua). И дальше развитие просто поскакало. За ars nova быстро последовало ars subtilior (более изящное искусство) с еще более заковыристыми мелодиями.

А потом принялись усложнять по всем фронтам, и в смысле мелодии, и в смысле ритма, и особенно - по количеству голосов. И сложилась ренессансная полифония. По ходу дела к восьми основным добавили еще четыре лада, так что всего вышло 12. Впрочем, исследователи полагают, что в светской музыке они существовали и раньше, просто считались недостаточно молитвенными (в том числе будущие до мажор и ля минор).

Раннеренессансная полифония - Дюфаи

Высокий Ренессанс - Жоскен Депре

Ну и дальше система достигла своего пика и стала распадаться. С одной стороны, желание больше-выше-сильнее стимулировало композиторов на создание произведений на невообразимое количество голосов. Томас Таллис написал "Spem in Alium" на 40, Алессандро Стриджо мессу на 60.

Да что там, простые нотно грамотные люди в пивных не пели свои песни про чудодейственную силу винища меньше чем на 4 голоса (и это сохранилось еще в следующем, 17 веке). Чем больше голосов, тем сложнее было уложить их в консонансы (приятно звучащие сочетания), и постепенно композиторы стали опираться на трехступенчатый аккорд (который и поныне опора всех опор). Сложилась модально-гармоническая система. С другой, изменения в религиозной жизни предъявляли новые (ну или старые новые) требования к словам в церковной музыке. Скажем прямо, слова в сильно многоголосной ренессансной полифонии, где каждый голос бесконечно распевал разные слоги на свою мелодию, были вообще не различимы. Реформаторы, от Савонаролы до Кальвина, требовали это дело упростить, чтобы сделать слова понятными. Ну и наконец, куда дальше после 60 голосов-то? 100? 120? 1000? Были и другие эксперименты, не с масштабом, а непосредственно с гармонией, безусловно интересные, но тоже, по большому счету, эту гармонию разрушающие.

 

 

4

Комментарии

ShotaLouch, тогда вообще не было дирижеров в нашем понимании, управлял ансамблем ответственный участник, типа концертмейстера, да и композиторы-хормейстеры тоже зачастую были действующими певцами. Этот самый хор на 40 голосов делился на 5 хоров по восемь, но как они координировались вместе - не знаю, надо копать.
Вообще другая цивилизация в музыкальном плане, практически.
Музыкальные инструменты использовали и тогда, но по сравнению с хором и вообще человеческим голосом они были очень примитивны, все эти крохотные органчики (я уж не говорю про спинеты, которые одна голосистая девица могла заглушить), так что да, инструментальная музыка как таковая - это позже.
Я допишу потом, если есть вопросы - задавай, мне полезно систематизировать беспорядочную инфу в своей голове.
ShotaLouch, да я бы сама покопала, для себя, знать бы где. Книжки-то есть, но их все сначала прочитать надо :)
Вообще-то для танцев побольше народу играло, чем 4 человека продюсер экономит небось , 3-4 это обычный анасамбль, ну, для пищеварения, например - то есть пока гости кушать изволят.
Но не больше чем человек 20, по-любому, так что хорошая толпа танцующих их все равно могла подзаглушить, инструменты негромкие. Не думаю, что тренированных с детства такие пустяки могли сбить с шага. А что за сериал?
Armide, спасибо Вам за интереснейшую статью, для меня, интересующегося историей музыки, но совершенно невежественного в ней, это настоящая находка.
Aneurin, спасибо, мне очень приятно! Что касается старинной музыки я сама самоучка, в музыкалке ничего этого не рассказывают, да даже и в музучилище не особо.

Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)