Автор: Tinka

О докторе Раше

Раньше я думала, что мы расходимся в толковании тех вещей, которые не показаны в сериале, поскольку для достройки каждый пользуется своим опытом, представлениями и так далее. Например, нам не показали, что именно сказал Раш О'Ниллу и действительно ли его назначили руководителем экспедиции (хотя вот сейчас оказалось, что в изначальных режиссёрских планах эта сцена присутствовала и даже была снята, но для большей неоднозначности в серию не попала), и тут каждый решает для себя сам, верить ли словам Раша. Но теперь-то я убедилась, что и показанное может восприниматься совершенно по-разному, так что вполне имеет смысл рассказать, как я вижу некоторые вещи.

 

Начать, наверное, следует с того, что я не склонна искать в персонажах какой-то классический архетип, характерный штамп, поэтому я с самого начала не оценивала образ Раша на соответствие образу рассеянного учёного или рабочей лошадки от науки. Более того, я считаю противопоставление этих двух образов настоящим злом, которое не позволяет многим людям найти своё место в жизни.

Рассеянный учёный не способен элементарно следить за собой и тем более наладить свой быт, он занимается чем-то никому не нужным и как следствие невостребованным, он не социализирован, психически неадекватен и естественный итог его жизни - палата с мягкими стенами и ласковые санитары, которые отнимут опасные игрушки, вовремя накормят чудика, вымоют и уложат спать. (Признаться, пишу это и меня легонько так потряхивает от ненависти). Эта страшилка выдумана специально для людей с нестандартным, творческим складом мысли как антипод "нормальному учёному" - той самой рабочей лошадкой от науки, которая просто так работает, с 9 до 5, с перерывом на обед и отпуском, занимаясь тем, что приносит деньги, и забывая о работе в тот самый миг, когда переступает порог офиса. "Вот как надо жить, вот как надо заниматься наукой, а не то станешь вот как они и закончишь жизнь в психушке".

И если зритель от этой бинарности восприятия ещё не избавился, он невольно начнёт подгонять образ Раша под образ рассеянного учёного, поскольку на нормального (ту самую рабочую лошадку) Раш никак не тянет.

 

Ну и, наконец, должна честно признаться, что при первом просмотре я очень даже купилась на все сценарные хитрости, и моё впечатление о персонаже было далеко не лучшим. Так что сейчас я буду больше говорить о втором впечатлении, получившемся во время второго просмотра, когда я наблюдала именно за Рашем, пытаясь понять, почему он, умнейший мужик, вот так странно себя ведёт.

 

Первая сцена, проход на Судьбу. Толкотня, спешка, раненые, растерянные люди. Раш, как и остальные, в первый момент растерян, медленно поднимается с пола, оглядывается. Затем идёт разглядывать консоли, поднимается по лестнице наверх, смотрит на толпу - и улыбается. Очень коварный сценарный ход))).

Без знания предыстории, без знания характера персонажа практически невозможно оценить эту улыбку адекватно. Поскольку внизу раненые люди, попавшие неизвестно куда, а этот выбрался на возвышение и довольно лыбится! Подлец и манипулятор, ясно же! Людей ненавидит, попали они сюда по его вине и он ни капли не раскаивается, наоборот, очень доволен.

В картинках:

 

При втором просмотре эта же улыбка не вызвала у меня и тени тех чувств и мыслей, потому что я вполне понимала ликование, переполнившее Раша. Они живы, они открыли Врата по адресу из девяти шевронов, они находятся в каком-то месте, устроенном Древними, судя по символам на консолях, и главное - он сам уже тут, он сможет сам изучить, что же это за миф, никакой сенатор теперь его отсюда не выковырнет, пусть даже вообще не финансирует, и никакой Телфорд не будет решать, брать ли его в эту экспедицию или нет. Это победа. Он смог, он добился, хотя все эти люди там внизу не верили.

Зная предысторию и характер Раша, я даже высокомерия не могу усмотреть в этой улыбке. Радость, гордость, ну и может быть немного чувство собственного превосходства.

 

Дальше идут воспоминания о вербовке Илая. В первый просмотр я больше обратила внимание на сюжет, на спетость с О'Ниллом, а вот при втором просмотре в моём фокусе был конкретно Раш.

Он в костюме. Причём костюме явно не дешёвом, не взятом напрокат. Всё подобрано, хорошо сидит, прекрасно выглядит. Но при этом верхняя пуговица рубашки расстёгнута, а узел галстука чуть-чуть приспущен. Для меня это всё - однозначно считываемый сигнал "я прекрасно знаю правила этой игры, мне не раз приходилось в неё играть, но вы же не думаете, что я буду относиться к формальностям на полном серьёзе?".

Те, кто искал в Раше образ рассеянного учёного, в этот момент, вероятно, поставили себе первую галочку - щетина. Раш якобы плохо выбрит. Но так ли это? Если учесть, что подравнивать такую небритость нужно через день, это окажется просто ещё одним штрихом к образу. Так же как и длинные волосы, небритость эта - противопоставление себя военным, которые коротко стригутся и гладко бреются, а вовсе не рассеянность или пренебрежение своим внешним видом.

Кстати, для меня многое прояснил и будничный облик Раша на Икаре. Там док одет ещё более экстравагантно и демократично, но опять же не небрежно, никаких футболок навыпуск, растянутых свитеров или мятых штанов. Со вкусом подобранный комплект, удобный, нетипичный, и даже, страшно сказать, модный! Как раз в те годы начался очередной пик моды на лёгкую небритость в сочетании с подчёркиванием мужественности. Образ Раша с волосами до плеч, небритостью, замшевым пиджаком, жилеткой, ковбойским ремнём и модными туфлями как раз отвечает всем критериям. Что может быть брутальнее ковбоя?))) Что касается небрежности - следить за длинными волосами труднее, небритость, повторю, нужно подравнивать через день, и уж я умолчу о проблемности в носке белой одежды, думаю, все и так в курсе.

В итоге получается у меня, что доктор Раш не просто тщательно следит за собой и модой, он чистюля и даже пижон. Ну или франт))).

И, между прочим, О'Ниллу как повседневную форму, так и парадный мундир выдают на складе, а доктор Раш одевается на свои кровные, и чтобы быть одетым так, как нам показывают, он должен неплохо зарабатывать.

Забегая вперёд - лечение Глории наверняка стоило немалых денег, тем более отдельная палата, и как бы Раш не казнил себя за якобы проявленное невнимание, он не мог уйти с высокооплачиваемой работы в проекте Звёздных Врат, чтобы проводить время с умирающей женой. Потому что ей, как это не цинично, в тот момент больше требовались лекарства и профессиональный уход, чем любовь мужа. Идеально, конечно, было бы и то, и другое, но такой возможности не было.

Думаю, когда Раш прочитал личное дело Илая, ещё и это подтолкнуло его к решению попробовать пробить участие парня в проекте. На взгляд Раша, больной матери Илая больше требовались деньги, которые мог заработать сын, а не его сидение дома. К сожалению, предвидеть, что Илай даже увидеться не сможет с матерью, Раш не мог, иначе он не потащил бы его на Икар, ведь он сам-то себя корил за такой выбор, и не мог смириться с тем, что он правильный. Чувства-то говорили иначе.

 

Что в итоге: нестандартность, некоторая умеренная артистичность, обеспеченность, независимость (финансовая и психологическая). Артистичность проявляется не только в облике, но и в жестах, в умении работать с аудиторией. При этом зрителей Раш не ищет, его это не давит, этого свойства у него в самый раз, как говорится, немного и только для себя. Когда Раш швыряет маркер в доску, он делает это не для зрителей. Рыдает он тоже для себя, в своей комнате, включив при этом музыку(!). То есть это не импульсивность в нём говорит, не неспособность сдерживать себя. Я вижу в этом цельность, силу, глубину внутреннего мира. Раш способен к довольно смелым актам самовыражения, отпуская себя ровно настолько, чтобы не швырять этот же маркер кому-то в лицо, не устраивать публичных истерик с заламыванием рук или чего-то в этом роде. Когда он рыдает после гибели Аманды, это пробирает именно сдержанностью, не демонстративностью (в отличие от того же Илая).

 

Ещё одна интересная сцена (даже две), которые допускают двойное толкование и при желании ставят галочку в пользу образа рассеянного учёного - визит Раша на кухню во время торжественного обеда на Икаре и приход Раша в столовую после собрания на Судьбе.

Тут мне придётся сделать отступление в область психологии. У творческих личностей обычно достаточно остро стоит вопрос о месте и роли субличности Родителя (по Берну). Работу, которая подразумевает акт творчества, создание некоего уникального продукта, в том числе литературной или научной идеи, способа решения какой-то задачи и т.д., невозможно работать "от звонка до звонка". И та часть личности, которая отвечает за способность человека длительное время заниматься нужным делом не в порыве вдохновения, а по необходимости, монотонно и обстоятельно, вдруг оказывается ненужной, даже лишней, мешающей в процессе творчества, а зачастую и вовсе делающей этот процесс невозможным. То есть в одном помещении с художником оказывается его заботливая мамочка, которая поминутно делает замечания: как ты стоишь? не горбься! куда ты кинул кисточку? надо было положить на место! какой ты неряха, у тебя всё лицо в краске, иди умойся! что ты так неравномерно машешь кисточкой? води ровно, штришочек к штришочку!

И если у человека нет субличности Взрослого, который отправит заботливую мамашу отдохнуть в соседнюю комнату (нет, если она будет тихо сидеть на стульчике в углу, это не годится, её присутствия достаточно, чтобы все её обычные замечания звучали у художника в голове сами), возможны два варианта. Либо контролирующая часть (внутренний Родитель) побеждает, и творческий человек перестаёт творить, послушно занимается нужными делами, делая всё как положено, спокойно, без порывов вдохновения и удовольствия, зато стабильно. Ну и подыхает от непонятных ему причин в итоге. Либо контролирующая часть жёстко угнетается, и власть в личности отдаётся творческому началу (внутреннему Ребёнку), который не способен соблюдать сроки, не в состоянии выполнить простейшие правила, и так далее. Он ходит голодный, немытый и оборванный, у него отключают за неуплату свет,и всё в таком роде. В жизни этого человека воцаряется хаос, и общаться с ним тоже то ещё удовольствие.

Как я уже говорила, Раш не то и не другое. У него давно мир и гармония между субличностями. Он прекрасно следит за собой, зарабатывает деньги, но в то же время увлечённо занимается наукой. Однако часть зрителей по упомянутым мною двум сценам делает вывод, что контролирующая часть у Раша якобы даёт регулярные сбои, он забывает поесть, побриться и так далее.

Тут мне опять придётся обратиться к психологии и немного к личному опыту. Распространённое заблуждение гласит, что пирамида потребностей Маслоу отражает порядок приоритетности потребностей для каждой отдельно взятой личности. То есть сначала витальные потребности из ряда кислород, еда, сон, потом безопасность, потом уже всякие там познания да самовыражения. Утверждение это несостоятельно даже в первом приближении: если спать небезопасно, человек будет обходиться без сна, угнетая эту потребность (якобы более приоритетную) ради безопасности. Пирамида же отражает коэффициент распространённости потребностей этой группы. Витальные потребности есть у всех (даже клинических идиотов), а вот потребности в безопасности у них может и не быть. Ещё у меньшего количества людей будут потребности в принятии, познании и так далее. А приоритетность потребностей вообще определяется не только индивидуально, но и ситуационно.

Я как-то уже рассказывала, кажется, как легко замещаются потребности во сне и еде при активном творчестве, приносящем удовлетворение. Я их не отодвигаю, не запрещаю себе их удовлетворение, я их просто не испытываю в гораздо более длительный промежуток времени, чем если бы у меня не шло насыщение другой потребности.

Ну и вообще я терпеть не могу общие сидения за столом. Моя мама, напротив, считает, что есть нужно в строго отведённое время, всем вместе, и никаких книжек! Именно она каждый раз считает, что я забыла поесть. Хотя я просто пошла есть тогда, когда мне захотелось есть. В кормёжке строго по часам есть очень гадкий привкус подчинённости, зависимости и тыпы.

Возвращаясь к Рашу - не думаю, что он забыл поесть. Он пришёл именно тогда, когда захотел. Или (если речь уже о Судьбе) когда выкроил минутку оторваться от проверки очередной гипотезы. Судя по деталям реакции Беккера на Икаре, такое поведение было для Раша совершенно типичным. Док очень редко, если вообще такое было, приходил в столовую в установленное время. Чаще всего он являлся тогда, когда ему было удобно, получал у дежурного оставленную ему порцию и уходил к себе, чтобы поесть, не отрываясь от дела. Раш и на Судьбе ведёт себя так же: когда речь зашла о Ковеле, Раш сидел в столовой, чуть в стороне от остальных, заканчивал есть, уткнувшись в свои блокноты. Я его понимаю, иногда жевание очень стимулирует мыслительный процесс)))).

 

Ничем кроме как образом рассеянного учёного, прилипшего к Рашу в глазах некоторых зрителей, я не могу объяснить встречавшееся мне впечатление, что на Судьбе Раш опустился, зарос и якобы даже перестал мыться. Возможно, кто-то и не в курсе, но отпустив бороду, Раш просто отвоевал себе немного свободного времени за счёт ежеутреннего туалета. Подравнивать усы и бороду ему приходилось уже не через день, как его икаровскую небритость, а раз в неделю с помощью того же триммера или обычных ножниц.

С точки зрения мытья усы и борода не доставляют дополнительных хлопот, поскольку длинные волосы всё равно требуют ухода. Прилизанным же Раш был только в начале, пока они не распробовали аэрозольный душ, и больше в таком виде я его не припомню. Разве что когда он бегал по пустыне или потел в скафандре и дрался с Янгом. И, кстати, судя по тому, что белая футболка не превратилась в половую тряпку уже через месяц, Раш тот ещё чистюля и к тому же не забывал регулярно стирать одежду.

 

Следующий пункт программы - асоциальность. Тут очень интересно выглядит заявление Скотта, что многие на базе рады, что Раша наконец кто-то "умыл". Вроде бы однозначное свидетельство - многие на базе недолюбливают Раша. Но тут я вспоминаю, что Раш одним своим видом противопоставляет себя военным. Нарушает режим. И судя по дальнейшему, ещё и язык не сдерживает, открыто высказывая своё отношение к "солдатикам". То есть Скотт и другие военные, вероятно, действительно рады, что доктора Раша, как им представляется, кто-то наконец обыграл на его же поле. Что касается учёных, я что-то не припомню, чтобы кто-то из них выражал что-то подобное или как-то высказывал приязнь к Илаю. С ним возится один Раш. Из гражданских - Хлоя, поскольку это её идея была, привлечь геймеров. Из военных - Скотт, которому поручили "экскурсанта", и Янг, который почувствовал возможность сделать неприятное Рашу. Возможно, кстати, Янг, как и другие военные, искренне считает, что Илай умнее и Раш притащил его на Икар, поскольку сам без него не сможет. Хотя так задавался!

Мне же вспоминается "Игра в имитацию". Вот это самая шикарная аналогия, на самом деле. Гений Тьюринг не мог расколоть код Энигмы. И придумал машину, которая расколет код не гениальностью, а перебором возможных вариантов со скоростью и тщательностью, недоступными человеческому мозгу. И то компьютер не справился, пока Тьюринга не осенило, что не следует перебирать все возможные варианты, нужно искать конкретные слова. Вот то же самое сделал и Раш. Он придумал игру, и Илай с его скоростью подсчётов нашёл нужный вариант. Разумеется, Илай нужен был на Икаре, чтобы заново просчитать задачу, если понадобится изменить какую-то вводную.

И учёные, думается мне, по достоинству оценивают это "гениальное решение". Потому не торопятся принимать Илая с распростёртыми объятиями. Что, разумеется, не означает, что они считают Раша лучшим другом. Друзей на базе Икар у Раша, по всей видимости, нет. Можно ли делать вывод об асоциальности? Имхо, не стоит.

Военные Раша недолюбливают, факт. Но они так же недолюбливают всех учёных умников. Как показывает стычка с Гриром, Раша считают чистеньким богатым ублюдком, которому досталось всё в жизни даром. Чем больше они узнают реального Раша, тем сильнее меняется отношение.

Слова, сказанные Глорией-симуляцией и первое появление Аманды явно показывают, что раньше Раш общался с людьми иначе (во всяком случае с теми, кого считал достойными человеческого отношения). Да и складывающиеся во втором сезоне отношения с командой намекают, что общаться с людьми Раш умеет, у него нет желания.

 

Ну и коротенько о неведомых ебенях (и пора закругляться). Собственно, очень частое восприятие: цель, которая не нужна и непонятна конкретно тебе, объявляется полной хернёй. И я не думаю, что дело в изворотливости Телфорда, придумавшего ложь для выбивания денег.

Древние оставили не просто адрес. И даже если бы оставили - без цели никто не стал бы дёргаться. Другое дело, что цель по обыкновению была сформулирована расплывчато и непонятно. Проект Атлантиды начинался как поиски некоего потерянного города. Но сначала Джек решил, что там оружие Древних, а потом, когда Дэниел сказал, что никакого оружия там нет, интерес почти пропал. До момента нахождения форпоста в Антарктиде и возникшей потребности в МНТ. Исследования города по сути не были целью экспедиции, официально их цель была - найти МНТ.

С адресом из девяти шевронов вышло ещё сложнее. С Атлантидой (и адресом из восьми шевронов) хоть знали, что ищут город. А тут на другом конце обещан миф. Думаю, тоже какие-нибудь байки о власти над пространством и временем. То есть это могло быть как некоторое устройство (которое может взять команда военных и принести домой для изучения), так и технология, которую так просто не упрёшь. Оказался вон вообще корабль на другом краю Вселенной.

Но цель-то была. И судя по проникновенной речи Раша, он-то с самого начала думал о каких-то знаниях или о технологии, которая позволит провести исследования и проникнуть в тайны пространства и времени самостоятельно. Именно это в его представлениях - власть. Так что не рвался он в неведомые ебеня неизвестно зачем. С самого начала Раш знал, за чем идёт, не знал только, в какой форме это будет.

А что вояки остались разочарованы, мол, тут ничего нет такого, что можно хапнуть и быстренько домой, к тёплому сортиру и медалькам, - ну упс. Это не значит, что цели не было или что цель была тупо открыть Врата, а дальше хоть не рассветай. Деньги были выделены на то, что на другом конце Врат. Просто сенатору и остальным стало очевидно, что быстрого результата тут не будет. Ну тогда давайте всех домой. Но Раш-то уже дорвался, он-то нашёл то, что искал.

 

Вот такие дела :)

1

Комментарии

Очень понравилась статья. Тонко подмечена психология. Вам удалось указать на вещи, которые так сразу и не разглядишь. Спасибо.

Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)