Автор: Шано

* * *

Оригинал взят у в Музей «Императорская телеграфная станция»

5 августа 2012 года.

Музей открылся год с небольшим назад, 21 июля 2011 года, и стал 23-м в Петродворце. Мы с друзьями уже нагулялись, когда дошли до милого неоготического здания возле ограды парка Александрия, но на экскурсию решились и не пожалели.

 

 

[MORE=читать дальше]Как было не заглянуть в коттедж, возле входа в который – такой палисадник!

 

 

 

Едва заходишь во двор, сразу видно – музей обустроен с любовью и вкусом. Билетёрши уговаривают послушать экскурсию, и они правы. Очаровательная девушка живо рассказывала об истории телеграфа в России и о станции в Александрии. Помимо техники, здесь были и более древние средства связи – рассыльный (в те времена профессию писали через «з» – «разсыльный», можно должностную инструкцию почитать, на работу брали людей обязательно трезвого поведения). По случаю пользовались лошадью, обучились и езде на велосипеде.

 

 

Начало экскурсии – на втором этаже, в комнате, где жили служащие телеграфа. Воссоздавать обстановку не стали, ограничившись макетом.

 

 

Вместо кроватей установили стенды, рассказывающие об истории. Начинается рассказ с рассмотрения проекта оптического телеграфа Николаем I, занявшимся вопросом всерьёз. Раньше таким средством связи занимался знаменитый Иван Петрович Кулибин. К сожалению, его чертежи были сданы в Кунсткамеру как забава.

 

 

Были и другие русские изобретатели светового (семафорного) телеграфа. В 1827 г. получил известность телеграф капитан-лейтенанта Чистякова, А. Бутаков предложил оптический телеграф чрезвычайно простого устройства, «телеграфные сигналы для господ помещиков».

На вооружение был принят телеграф Пьера Шато. Правительство Николая I купило у Шато его способ сигнализации и код, уплатив единовременно 120 тысяч рублей. Кроме того, оно обязалось производить ему ежегодно пожизненную выплату в сумме 6 тысяч рублей.

 

 

Телеграф Шато состоял из вертикальной мачты, на ее вершине находился равноплечий горизонтальный рычаг, который мог вращаться вокруг своей середины. На одном конце рычага перпендикулярно к нему было закреплено более короткое плечо, образующее вместе с рычагом подобие буквы «Т». Эта конструкция могла занимать различные пространственные положения со сдвигом 45 град одно по отношению к другому. На концах подвижного рычага помещали фонари для работы в ночное время. П. Шато создал очень простой семафорный код, и телеграфы его системы стали широко использоваться в России. Первая станция оптического телеграфа в Александрии размещалась на берегу напротив Коттеджа (не сохранилась).

 

 

Дом, где сейчас размещается музей, построен в 1858 году по проекту Андрея Ивановича Штакеншнейдера, когда потребовалось здание больше для увеличившегося числа аппаратов.

Были открыты Варшавская и Крондштадская телеграфные линии. Сигналисты проходили обучение и ежемесячную аттестацию, подчинялись уставу, обязаны были хранить тайну.

 

 

Посетителям разрешают попробовать передать пару сигналов, правда, оба аппарата в одном зале, а по-настоящему нужно было через телескоп смотреть.

 

 

Оптический телеграф работает только днём при хорошей погоде, так что для России электрическое устройство было ещё более насущным, чем во многих других странах. В 1832 г. Павел Львович Шиллинг, герой Отечественной войны 1812 г., создал, линию электрического телеграфа, работавшего между Зимним дворцом и зданием министерства путей сообщения. Это была первая в мире линия электрического телеграфа, примененного для практических потребностей. В 1835 году Шиллинг демонстрировал свой стрелочный телеграф на съезде естествоиспытателей в Бонне. Изобретатель получил предложение внедрить телеграф в Англии, но рассказал о нём Николаю I, и тот дал добро для работы в России.

Электрической эпохе телеграфа в Александрии посвящена экспозиция нижнего этажа. Постоянными клиентами были дворцовые слуги.

 

 

Я не уловила, к чему там подборка старинных рекламных плакатов, но показались забавными.

 

 

Комната начальника станции.

 

 

Для чиновников почтового телеграфного ведомства была предусмотрена униформа, а труд почтальона признавался нелёгким.

 

 

В приёмной работали как мужчины, так и женщины. Нам рассказали, что на службу могли поступить незамужние девушки от 18 до 35 лет (надеюсь, не перепутала), и выходить замуж они из соображений секретности были вправе только за телеграфистов.

 

 

Стоило отправить телеграмму недёшево (только бланк – 15 (так я запомнила) копеек). Некоторые не проходили цензуру. Брошенная девушка пишет бывшему ухажёру поздравление со свадьбой, «будь проклят» цензура заменила на «помни меня». Занятная политическая телеграмма, есть и другие.

 

 

А вот дальше – помещения только для персонала, святая святых. Здесь ещё более развитая аппаратура, коммутаторы, буквопечатающее устройство, разработанное Борисом Семёновичем Якоби.

 

 

 

Мастерская. Линии проверял ревизор, разрывы нужно было чинить, и, разумеется, позаботились об образовании специалистов. Оборудование часто приобреталось у фирмы Сименс (Siemens).

 

 

 

Служащие на станции не только работали, но и жили. Для них была предусмотрена кухня, совмещённая со столовой и оборудованная холодильником (хотя и не электрическим).

 

 

 

Большое количество скоропортящихся продуктов хранилось в погребе-леднике. Пара стендов рассказывает о разных типов таких хозяйственных помещений и о заготовке льда в России (лучший – в феврале).

 

 

 

Выгребная яма – без неё не обойтись.

 

 

Установлен старинный телефон, с него можно позвонить М.Кшесинской, врачу… даже что-то отвечают, я, правда, не пробовала. В общем – музей очаровательный, в нём можно узнать гораздо больше, чем я рассказала, особенно интересующимся и понимающим.

 

 

Экспонаты предоставлены музеями, библиотеками, фирмами, частными лицами, о чём висит благодарственная табличка.

 

[/MORE]

1

Комментарии


Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)