Писательский чердак (публикации за 18 января 2018)60 читателей тэги

Автор: одна Кисонька

С. Дацюк "Интернет-книга"

Мне кажется, это приемлемая альтернатива для тех авторов, кто жаждет быть прочитанным, но не может опубликоваться на бумаге. Затрат минимум: на поддержание постоянного адреса(ов) книги и на регистрацию интеллектуальной собственности.

Что такое интернет-книга?

01. Содержательный приоритет он-лайна над офф-лайном. Это означает, что только в Интернет находится всегда самая актуальная версия Интернет-книги, независимо от публикации в офф-лайне. Иначе говоря Интернет является основной средой существования содержания Интернет-книги.

скрытый текст02. Интерактивность содержания Интернет-книги. Это означает, что содержание Интернет-книги подвержено изменению в зависимости от отзывов, критики и замечаний читателей, которые могут вступить с автором в непосредственную переписку. Иначе говоря, лишь виртуальность Интернет обеспечивает актуализацию содержания Интернет-книги.

03. Архивный генезис содержания Интернет-книги. Интернет-книга выступает в виде всех своих версий, размещаемых по мере их появления с фиксацией даты. Появление версии не уничтожает предыдущие версии Интернет-книги. Таким образом существование Интернет-книги это по сути существование всех ее версий, которые автор посчитал нужным разместить в Интернет. Поэтому нужно различать время он-лайн публикации — «дата публикации» (начало публикации Интернет-книги, зафиксированное как время ее появления в Интернет) и архивное время версий Интернет-книги — «дата версии», которое может быть более ранним, если опубликованы прошлые версии Интернет-книги.

Таким образом Интернет-книга существует в виде «собранного сетевого объекта». Совокупность содержательных версий Интернет-книги, выстроенных по времени появления, является Архивным Генезисом содержания Интернет-книги. Актуальной Версией является всегда самая последняя версия Интернет-книги. Оригиналом Интернет-книги является первая опубликованная ее версия. Версией Выбора является любая версия Интернет-книги, кроме Актуальной и Оригинальной.

Интернет-книгу стоит отличать от так называемых blooks = blogs+books, то есть печатных книг, которые публикуют сетевые дневники. Интернет-книга существует в Интернет независимо от ее изданий в офф-лайне, поскольку она динамично и интерективно изменяется в Интернет в том числе и после ее публикации в офф-лайне.

Принцип ссылок — все компоненты (Актуальная версия, Оригинал, Архивный Генезис и Версия Выбора) имеют постоянные ссылки, которые не меняются. При появлении новой актуальной версии, она публикуется на месте старой актуальной версии (с тем же линком), а старая актуальная версия републикуется как Версия Выбора с датой своей первоначальной публикации. Соответственно Архивный Генезис во мере появления новых версий увеличивается в содержании.

Статус Интернет-книги

Интернет-книга является сетевым объектом, поскольку размещена в Интернет и доступна по Сети, и виртуальным объектом в силу содержательного приоритета он-лайна на офф-лайном, своей интерактивности и архивного генезиса. Интернет-книга может называться как собственно «Интернет-книга», так и «работа», но не «книга». В отношении нее существует проблема авторства, проблема авторского права, проблема ссылок при цитировании.

Проблема авторства решается автором за счет заявления имени автора в тексте Интернет-книги, фиксации источника появления новых версий Интернет-книги и прямой и непосредственной опоре на этику читателя.

Проблема авторского права решается автором за счет регистрации Оригинальной версии текста Интернет-книги в Государственном Департаменте Интеллектуальной Собственности. Все изменения является неотъемлемой частью содержания Интернет-книги и на них распространяется авторское право. При существенном изменении содержания Интернет-книги, производится повторная регистрация авторского права.

Ссылка на Интернет-книгу содержится в тексте самой Интернет-книги и оформляется как две ссылки: «ссылка на Актуальную версию Интернет-книги» и «ссылка на страницу Архивного Генезиса Интернет-книги». При необходимости читателя сослаться на ту или иную часть текста можно использовать три подхода:

01. ссылаться на страницу Архивного Генезиса Интернет-книги;
02. ссылаться на Актуальную Версию Интернет-книги;
03. ссылаться на Версию Выбора Интернет-книги.

Републикация Интернет-книги

Интернет-книга может быть републикована в любом месте Интернет без предварительного согласия автора с указанием ссылки на Оригинал или Актуальную версию или Архивный Генезис.

Интернет-книга может быть опубликована в офф-лайне после предварительного согласия автора с указанием Даты Актуальной Версии на момент ее публикации.

Некоторые советы начинающим авторам или как сделать так, чтобы твою рукопись рассмотрели

Здравствуйте. Меня зовут Николай Науменко, я главный редактор издательства АСТ.

Идея сегодняшнего мероприятия возникла, когда при встрече с Андреем Синицыным и Олегом Колесниковым я пожаловался, что две трети присылаемых самотеком произведений начинаются с того, что главный герой в том или ином виде просыпается: сигнализация сработала, будильник прозвенел, в дверь позвонили... Тут же Андрей Синицын схватил меня за руку: «Давай, расскажи молодым авторам, как сделать так, чтобы не вызвать отрицательную реакцию у тех, кто рассматривает произведение...»

Итак, что бы я хотел рассказать? Я не теоретик — практик, и поэтому просто хочу поделиться некоторыми своими наблюдениями о работе тех, кто находится по другую сторону стола, тех, кто в издательстве рассматривает ваши произведения. Как это происходит? Есть разные редакторы, есть заведующие редакцией, у которых аккумулируется самотек и другие материалы — всё, что приходит по электронной и обычной почте, что приносят сами авторы. Со всем этим нужно что-то делать. Читать все подряд невозможно — не хватит людей, и времени не хватит; поэтому издатели изобретают разные схемы, системы, которые позволили бы отделить зерна от плевел, найти то пресловутое жемчужное зерно. Системы несовершенные — надо сразу сказать — но они позволяют хоть каким-то образом ориентироваться в океане приходящих текстов. Безусловно, определенный процент того, что отбрасывается — это ценные вещи; поэтому авторам не следует отчаиваться, когда они получили отказ, и следует обязательно пробовать пристроить свои вещи где-то еще...

скрытый текстЧем вызвана, чем обусловлена эта грубая система фильтрации?

Когда российская фантастика переживала свое второе рождение — в 1995 году — тогда фантастику писало человек 30-40 и всех можно было перечислить. А затем издатели совместными усилиями разбудили многоголового дракона, и сейчас, если прикинуть, активно пишут и издаются человек 500, а тех, кто пробует свои силы в литературе — их на порядок больше. И в этой ситуации начинают работать законы статистики, в частности закон Старджона — 90% чего либо — хлам. И действительно, если взять самотек, то 90% его — либо откровенная графомания, либо малоинтересное искусство о себе и для себя.

Что происходит с рукописью дальше?

Главному редактору передается письмо автора и распечатываются три-четыре странички текста — самые первые. Если главный редактор написал «подходит» — все сразу возвращается назад к референту, который ведет базу по входящим материалам. Если главный редактор написал «рассмотреть» и указал редакцию — текст передается конкретной редакции для внутреннего рецензирования: его читает внешний рецензент, смотрят редакторы, а потом он возвращается назад с заключениями и рецензией и т.д.

Как увеличить вероятность того, что ваше произведение сделает вот этот шажок — перепрыгнет к рассмотрению редакцией? На этом этапе больше вероятность того, что хорошее, но может быть не до конца сделанное, не совсем профессиональное, или в чем-то несовершенное произведение, но с хорошим посылом, все-таки дойдет до печатного станка — если будет доработано автором, возможно, совместно с редакцией.

Существует много штампов, которые сразу вызывают негативное отношение к тексту. Одним из таких штампов являются слова автора: «Как я считаю, мое произведение будет иметь большой коммерческий успех и окажется взаимовыгодным для вас, для нас...»

Никто не знает, что будет иметь успех, что не будет, а вот некоторая такая агрессивность вызывает ответную отрицательную реакцию со стороны редактора.

Не жалейте времени и постарайтесь на два-три абзаца написать синопсис: что это за текст, о чем. И не надо выдумывать немыслимые жанры: детектив-фэнтези, магически-реалистическое фэнтези — не надо забираться в глубины, почти все было, сейчас трудно что-то новое открыть; поэтому: фэнтези — замечательно, мистика — тоже понятно. Так легче ориентироваться. Не секрет, издатели стараются втиснуть приходящее произведение в рамки какой-то серии. Это не от хорошей жизни. В условиях, когда на полках книжных магазинах стоят сотни книжек, серия — это какой-то ориентир для читателя. И для издателя тоже. Если ты можешь поставить произведение на эту полку, то больше вероятность, что его найдут. А если оно окажется в окрошке из еще десятков таких же неформатных вещей, то скорей всего оно так же в окрошке и останется.

Поэтому, жанровое определение это благо еще и тогда, когда издатель не знает, что с пришедшим текстом делать. А если вы точно определили жанр, то издатель может посоветовать вам обратиться в другое издательство, которое, скажем, в данный момент собирает новую серию нужного вам направления. Таким образом ваша книга окажется в нужное время в нужном месте — и вы не будете ждать 2-3-4 месяца, пока все прочтется, рассмотрится, решится, а сразу обратитесь к нужному человеку.

Повторяю — синопсис очень важен. И если текст укладывается в концепции выпускаемых серий, то это намного увеличивает вероятность того, что книжка попадет в нужную редакцию.

Что еще не любят издатели?

«Предлагаемое вам произведения является первой частью разработанной мной серии из 15-ти романов, в которых рассказывается...»

Серии из 15-ти романов возникают когда первый роман читается, воспринимается, покупается. Тогда издатель просит написать второй, третий... — если мир позволяет, а мир хорошо продуманный он, как правило, всегда это позволяет, — тогда и возникают подобные серии. А если автор задумал написать 15 романов про историю, географию, геологию придуманного им мира, то скорей всего это означает, что первая книга окажется преамбулой, и читать это будет интересно трем с половиной фанатам, которыми являются сам автор и его друзья.

Да, конечно, мир надо продумать во всей его глубине и многообразии, чтобы заинтересовать читателя, но автор должен стараться загнать всю эту историю под текст, внутрь, в глубину.

Чего еще не любит читатель и соответственно не любит издатель?

«Действие происходит в Смитсвилле, штат Техас». Да, может быть, автор хорошо знает быт американской глубинки, но в 99% случаях он представляет американскую глубинку по Стивену Кингу, по нескольким кинобоевикам и это не очень достоверно, и, как выяснилось, не интересно читателю. Мы в каком-то смысле стали отражением американцев, которые кроме Америки и себя любимых ничего не знают и знать не хотят. Так вот, наш читатель хочет читать не про Джона и Мэри, а про Ваню и Машу, не про Смитсвилль, а хотя бы про Урюпинск. Это правило, из которого возможны и бывают исключения, но не нужно забывать, что если действие происходит в Смитсвилле, то нужно очень крепко подумать и постараться объяснить (сначала редактору), почему вы перенесли действие именно туда, а не ограничились нашей родной страной. Именно — доказать. Потому что 90% случаев ответ будет «спасибо, не подходит».

Как читатель выбирает книжку? Сперва он смотрит на обложку. Названия у всех книжек хорошие — сейчас издатели заботятся об этом. Какое-то привлекло внимание. На обложке картинка: бластер, вертолет, дракон. Читатель переворачивает книжку, смотрит издательскую аннотацию. Ну, чего тут скрывать, стараемся как можем (смех аудитории): «главный герой, подруга главного героя, судьбоносный момент, судьба мира висит на волоске...» Потом человек открывает первую страницу и смотрит на первую фразу. И если он видит Смитсвилль — он поставит книгу назад.

Тут очень важна первая фраза, первый абзац; и вот почему я так уперся в просыпание главного героя. Если в предыдущей книге герой просыпался, и в этой просыпается, и в следующей — читатель вернет книгу на место, потому что у него возникнет ощущение, что он уже это читал, это ему знакомо, это уже было — и неважно, что последует дальше. Здесь же стоит еще 5-7-10 книжек незнакомых авторов, в которые тоже можно сейчас заглянуть, посмотреть.

Не надо увлекаться зарубежной экзотикой...

После того, как издатель (завредакцией или главред) посмотрел текст, он направляет его в конкретную редакцию. Если это женский роман — в редакцию художественной литературы; фантастику — в редакцию фантастики. Если же текст неформатный, то тут возникают определенные сложности и начинаются терзания, размышления о форматности литературы. То, что условно называется НФ — сюда входят и приключенческая фантастика, и фантастический боевик, и космическая опера, и альтернативная история — это понятно. Понятна и чистая фэнтези. Но есть пограничный жанр, близкий к фэнтези, который до сих пор на наших просторах пока не прижился. Это мистика и хоррор. Существуют отдельные образцы, и очень неплохие, но нет жанра как такового, нет десятков имен и сотен книг, которые создают жанр. Попытки изменить существующее положение предпринимались, предпринимаются, но пока результатов не принесли. И если вы написали именно ужастик, мистику, нужно понять, что издатель тоже страдает от неизвестности, он не знает, то ли это, что нужно читателю или нет, и рассматривать такой текст он будет или более пристально, или же, напротив, сразу отложит его в сторону. Поэтому постарайтесь хотя бы в сопроводительном письме написать почему эта вещь хороша. И нужно понимать, что все производные от Стивена Кинга, подражания ему, почти наверняка сразу полетят в корзину...

Все, что я сказал выше — это обычная преамбула. А далее следует обыкновенное чтение — с книгой знакомится рецензент.

Может получиться так, что текст попадет не к тому рецензенту — ну вот не любит он данный жанр. И он напишет: «опять этот бестолковый боевик, сплошные драки, ни мысли, ни фантазии». И редактор согласиться: «не годится». А боевик, может быть, и нормальный, просто попал не к тому человеку.

И все же этом этапе на рецензию будет больше внимания обращено редактором, поскольку он знает, что первую фильтрацию книжка прошла. И здесь уже гораздо больше вероятность того, что текст отдадут на повторное рецензирование, чтобы сверить взгляды разных рецензентов. Или ее отдадут ведущему редактору, чтобы он сам посмотрел текст. И тогда будет более объективная оценка.

Зачастую мы получаем произведения неплохие по замыслу, неплохие по языку, но несущие массу ученических ошибок: композиция неверно выстроена, много лишнего, стилистические огрехи. Беда нынешнего времени в том, что авторам негде учится. В последние годы советской власти существовали творческие семинары, где шло литературное обучение, нечто подобное пытаются сейчас сделать организаторы Роскона. Но современные издательства не могут плотно и внимательно работать с авторами. В лучшем случае, они пришлют вам кусочек внутренней рецензии со словами: «есть такие-то замечания, попробуйте устранить, если получится, присылайте текст назад». Вы не обязаны следовать этим рекомендациям. Но прислушаться к мнению людей, которые много читают, следовало бы.

И самая употребимая рекомендация молодым авторам: «сократите ваше произведение на треть». Требование это возникло не сейчас, оно возникло очень давно: «постарайтесь ужать абзац до предложения, предложение — до слова». Это не всегда возможно, но практика показала, что такая операция — сократить произведение — действительно идет тексту на пользу: он становится энергичней, в нем меньше воды, которая, автору, может быть, кажется необходимой...

Вот в вкратце все, что я хотел сказать. Теперь я могу ответить на ваши вопросы.

— Преимущественно рассматривается что? Повесть, рассказы, романы?

— Роман! Остальные формы, впрочем, не отбрасываются. Сейчас нашими общими усилиями появились разнообразные антологии: тематические, рубежные... Но все-таки, основная масса публикуемых произведений это романы, либо циклы повестей, связанные героем, местом действия... Рассказы рассматриваются, но это штучная продукция, поскольку антологии собираются более внимательно, дольше, чем идет обычный процесс. Если вы присылаете рассказы, не надо слать подборку — вот мое творчество за два года, 20 рассказов. Это тяжело читать. На втором-третьем рассказе устаешь, и это мешает объективно их рассмотреть.
Постарайтесь выбрать 1-2-3 лучших рассказа, которые наиболее соответствуют профилю той антологии, в которую вы целитесь.

— Стоит ли в письме, адресованном издателю, писать что, где, когда публиковалось, или это вызывает отторжение?

— Стоит. Безусловно стоит. Это уже возникает какая-то картинка: автор печатался здесь, значит его произведения в формат подходили... Библиография очень полезна.

— Формат отрицательного ответа, отказа — он один? Или есть несколько?

— Есть. «Не подходит». «Не представляет интереса». «Не соответствует тематическому профилю издательства».

— Как долго рассматривается роман, в каких сроки ждать ответ?

— От недели до двух месяцев. Неделя — это 99%, что ответ будет «не подходит», но бывают и исключения. Если через неделю на ваш запрос сказали, что «текст рассматривается» — это означает, что ваш текст передали в редакцию, и он читается.

— Сколько вам лично приходится перечитывать?

— Я стараюсь просматривать весь приходящий самотек. В день это 15-20 произведений.

— Если автор романа или повести не получил ответ, есть ли смысл посылать текст повторно?

— Сейчас мы стараемся вести базу, в которую заносятся все входящие произведения. Поэтому после того, как отослали, где-нибудь через день-два позвоните, узнайте, дошло-не дошло, открылось-не открылось. Сейчас столько антиспамовских фильтров, что почта может потеряться. Не стесняйтесь спрашивать.

— А с заявками вы работаете?

— Заявки мы, как правило, не рассматриваем. Заявки «я собираюсь написать фантастический роман, представляет ли он интерес для вашего издательства?» в большинстве случаев предполагают ответ: «Да, представляет, когда напишете — присылайте».
И сразу же должен оговориться. Достаточно часто автор начинает разговор: «я хочу поговорить с главным редактором и обсудить возможность публикации моего произведения, хочу узнать, какой гонорар я получу, кто будет иллюстрировать, на какой бумаге напечатают». Ответ всегда один: «произведение должно быть принято, а только потом будут обсуждаться все условия».

— Есть смысл произведение присылать в электронном виде исключительно или?..

— На самом деле, не критично. Путь в электронном виде будет — распечатывать, если надо, мы может. Просьба, пожелание: присылают на дискетах — ничего страшного, а вот на компакт-дисках не стоит присылать. И не надо использовать экзотические редакторы и архиваторы.

— Вы работаете с литературными агентствами?

— Сейчас, реально, литературные агенты — это в основном те, кто работает с западной литературой, те, кто представляет здесь западные издательства — это полноценные литературные агенты. Российских агентов таких пока нет. Будут — безусловно. Сейчас иногда функции литагентов выполняют любимые наши авторы, они могут рекомендовать кого-то, например, участника мастер-класса. Безусловно, к такой рекомендации мы обязательно прислушаемся. Если откажем, то откажем более аргументировано и обосновано. Но нужно иметь в виду, что у авторов тоже времени мало, и если попытаться перенести центр тяжести на них, то это ни к чему хорошему не приведет.

— У романа какого жанра, какого направления в вашем издательстве больше шансы на внимательное рассмотрение? Мистика, юмор?..

— Мистика — это трудно. Потому что сам не знаю, как это складывать и куда это двигать... Юмор. Юмористическая фантастика — это вообще жутко тяжелый жанр. Что кажется смешным одному, у другого вызывает зевоту. Тем более, зачастую, весь юмор переходит в обычный стеб.

— То есть, юмор не очень котируется?

— Это не то слово. Котируется хороший юмор. Но при прочих равных условиях юмористические вещи вызывают большее подозрение. Скажем так.

— А НФ или фэнтези?

— И то и другое годится. Лично персонально люблю больше НФ. И, если по статистике взять, НФ лучше продается чем фэнтези.

— Насколько реально рассмотрение не романа, а, допустим, авторского сборника рассказов и какого объема...

— Сразу отвечу: как правило, особенно если речь идет о начинающих авторах, мы не публикуем, не начинаем именно со сборника. Исключения есть. Лео Каганов — ну вот он прирожденный рассказчик, и мы начали именно со сборника — «Коммутация». Как правило, все-таки, с крупной формы. Практика показывает, что читатель с большим подозрением относится к сборникам. Поэтому писатель должен сделать какое-никакое имя, и только потом можно пробовать делать сборник.

— Ну и в любом случае насчет объема?..

— Объем стандартный. 15 авторских листов - это та золотая середина, на которую надо ориентироваться. Т.е. примерно 600 тыс. знаков, включая пробелы и знаки препинания. Это не означает, что меньше или больше — это плохо. Если произведение получилось меньше — ну, как-нибудь разверстаем, добавим рассказ, если он есть у автора. Если больше — ну значит больше...

— Еще вопрос: насчет издания в электронном виде, которое предваряло присылку к вам. Как вы к этому относитесь?

— Поскольку мы сами электронные книжки распространять не будем, мы к ним относимся... эээ.. ортогонально. Наверное, это можно сделать, но что хорошего будет?.. Это плохо. Если книга появится в бумажном виде, электронная публикация срежет возможное количество читателей. Довольно долго «Лабиринт отражений» плелся в хвосте из всех произведений Лукьяненко именно потому, что книжка оказалась брошена в сеть, и ее большей частью копировали и читали с компьютеров. Только года через четыре после первой публикации, когда ситуация устоялась, тираж начал понемногу расти.

— Автор, единожды издавшийся у вас, он уже является... является ли это пропуском ему дальше, к дальнейшим публикациям, или вы смотрите на следующие его произведения точно так же...

— Конечно, внимательней смотрим, с большим доверием. Но при этом смотрим и уровень продаж опубликованной книги... Впрочем, по первой книге трудно о чем-то судить.

Отсюда

Анкета персонажа

Анкета для создания игрового персонажа. Я считаю, что она так же отлично подойдет для создания персонажа литературного.

Несколько слов о способе заполнения.

Во-первых, эта анкета претендует на универсальность, поэтому некоторые её пункты могут быть просто неприменимы к вашему персонажу. Понятно, что в России Эры Водолея нет негуманоидных рас, а на Кринне — дискотек. Просто игнорируйте такие вопросы. То же самое относится к вопросам, которые вы отсекли предыдущими ответами — не нужно отвечать, почему персонаж исповедует именно эту религию, если вы написали, что он атеист.

скрытый текстВо-вторых, везде, где написано «ли» (есть ли, «исповедует ли», «совершал ли»), подразумевается следующий вопрос «А именно?» или «Насколько?». Не надо писать «Да, у моего персонажа есть вредные привычки», напишите, какие!

В-третьих, постарайтесь, где это возможно, объяснить, откуда Это взялось, почему Это так и как влияет Это на поведение и мировосприятие персонажа.

В-четвёртых, там, где предлагаются варианты, помните, что нигде в этой анкете нет вопросов типа «нужное подчеркнуть». Это просто примеры. Не привязывайтесь к ним, они здесь только для того, чтобы пояснить смысл вопроса.

Наконец, в-пятых, анкета состоит из пяти совершенно самостоятельных частей. Прочитайте её целиком, а потом отвечайте, как удобно. Это я к тому, что порядку, в котором они напечатаны, следовать НЕ обязательно.

Самый главный вопрос : Кого вы хотите создать? Кто такой ваш персонаж? Опишите его в нескольких словах, не углубляясь в детали, на уровне «Хитрый и беспринципный, но весёлый мошенник», «Мрачный и неразговорчивый громила», «Утончённая и легкоранимая волшебница», «Старый и очень сварливый, но мощный пирокинетик», «Злой на весь мир, не вполне в себе, колдун», «Добрый, честный и прекрасный паладин», «Сухарь и формалист, которому место не на оперативной работе, а в конторе — увы, для сидения в штабе он слишком высококлассный снайпер»

Ценностная ориентация персонажа

01. Что является ценностями для персонажа? Деньги, дружба, власть, вера, что-то ещё? Насколько они важны для него?

02. Что для персонажа внешне красиво, а что уродливо? «Внешне» подразумевает все пять чувств, какая-то музыка может быть для него красивой, а какой-то запах — омерзительным. Красивым может быть и некий стиль вообще — например, некоторые без ума от готики.
— Есть ли у персонажа идеал красоты, кто-то или что-то, что представляется ему совершенством, абсолютно прекрасным?
— Есть ли что-то, что вызывает у него омерзение?
— Насколько для персонажа важна красота?

03. Есть ли у персонажа строгие моральные принципы?
— Насколько они строги?
— Может ли он поступиться ими? Если да, то при каких обстоятельствах?
— Есть ли для персонажа понятие табу, Греха, то есть нельзя просто потому, что нельзя?
Тест 1 : Как персонаж ответил бы на вопрос «Чего ты не сделал бы ни за что?»
Тест 2 : Как персонаж относится к выражению «Если нельзя, но очень хочется, то можно»?

04. Честен ли персонаж?
— При каких обстоятельствах персонаж способен солгать? Легко ли это для него, или он будет честен до последнего?
— Как персонаж относится ко лжи?

05. Исповедует ли персонаж какую — либо религию?
— Почему он исповедует именно эту религию?
— Исповедовал ли он ранее какую-либо другую религию? Если да, то почему он поменял веру?
— Насколько серьёзно он относится к своей религии?

06. Чего персонаж хочет от жизни — славы, достатка, любви? Как он хочет жить — тихо и сыто, странствуя в поисках приключений, роскошно и богато, один в глуши?

07. Есть ли что-то, ради чего живёт персонаж?
— Считает ли он, что у него в жизни есть некая цель, которой он должен добиться или миссия, которую он должен выполнять?
— В чём смысл его жизни, что-то, без чего он не мыслит себя? В свободных странствиях, общении с друзьями, сражениях?
— Есть ли у персонажа сокровенная мечта, самое главное желание?
Тест : Как сам персонаж ответил бы на вопрос «Для чего ты живёшь»?

08. Как персонаж относится к смерти?
— Что такое, по мнению персонажа, смерть? Совпадает ли «официальное» мнение религии, которую он исповедует с его собственным представлением?
— Боится ли он умереть?
— Какие чувства у него вызывает вид мёртвого тела?

09. Легко ли испугать персонажа? Чего он боится? Есть ли у него иррациональные страхи, фобии, ночные кошмары?

10. При каких обстоятельствах персонаж побежит, спасая свою жизнь?

11. Романтичен ли персонаж или скорее циничен?
— Склонен ли персонаж приукрашивать обстановку, «смотреть на мир через розовые очки»?
— Если нет, то склонен ли персонаж «срывать розовые очки» с других, деромантизировать обстановку?

12. Оптимистичен ли персонаж, реалистичен или пессимистичен?
— Склонен ли он к нытью?
— Склонен ли он подбадривать окружающих?
Тест 1 : Быстро! Стакан для персонажа наполовину полный, или наполовину пустой? Коньяк пахнет клопами, или клопы коньяком? У него зарплата меньше, или у соседа больше?
Тест 2 : Партия находится в пещере, заваленной камнями. Завал серьёзный, собственными силами справиться вряд ли реально. Они не знают, известно ли кому-нибудь о том, где они и что с ними. Их с равной вероятностью могут спасти через час или никогда. Как будет себя вести персонаж в такой ситуации?

Отношение персонажа к окружающим

01. Важно ли для персонажа мнение окружающих о нём?
— Склонен ли персонаж к показухе, «игре на публику»?
— Стремится ли персонаж нравиться людям?
— Что бы он хотел, чтобы о нём думали? Кем он хочет выглядеть в глазах окружающих?

02. Общителен ли персонаж?
— Легко ли для него сходиться с новыми людьми?
— Любит ли он находиться в компании, или предпочитает уединение?
Тест 1 : Нравятся ли вашему персонажу дискотеки?
Тест 2 : Как персонаж отнёсся бы к перспективе провести два дня дома в полном одиночестве?

03. Терпим ли персонаж к окружающим?
— Может ли он терпеть, когда другие ведут себя, по его мнению, неправильно?
— Склонен ли он к морализаторству?

04. Делит ли персонаж людей на «своих» и «чужих»?
— Насколько строго для персонажа проведена граница между «мы» и «они»?
— Как различается его поведение со «своими» и «чужими»?
— При каких обстоятельствах «чужой» станет для персонажа «своим»? Легко ли это?
— Как персонаж относится к чужакам и незнакомцам?
— Есть ли для персонажа такое понятие, как «враги»?

05. Склонен ли персонаж к какому-либо виду шовинизма?
— Как влияет на отношение персонажа к человеку его :
- Пол?
- Возраст?
- Раса?
- Внешность?
- Одежда?
- Социальный статус?
Если ответ — «никак», то объясните, пожалуйста, почему персонаж будет совершенно одинаково вести себя с грязным, плохо одетым нищим, задиристым веснушчатым мальчишкой лет десяти, хрупкой девушкой, сорокалетним мужчиной в строгом костюме и дряхлой седой старушкой в очках и с палочкой.
— Есть ли у персонажа какое-либо особенное отношение к представителям своей расы?
— Как персонаж относится к представителям негуманоидных (гринскины, марсиане, кентавры, etc.) рас?
— Как персонаж относится к проявлениям чужого шовинизма?
Тест : Трактир. За соседнем с персонажем столиком сидит подвыпившая компания и травит анекдоты о его расе («Вы знаете, сколько хоббитов нужно, чтобы поменять лампочку?..»). Его реакция?

06. Склонен ли персонаж прощать, или он скорее злопамятен? Есть ли вещи, которых он не прощает?

07. Мстителен ли персонаж?
— За что персонаж склонен мстить?
— Насколько важна для него месть?
— Если персонаж будет мстить, то по принципу «око за око» или по принципу «воздастся сторицей»?
— Как далеко может зайти персонаж в своей мести?
— На что он готов пойти ради выполнения мести?
— Если окажется, что месть требует слишком много времени, сил и средств, махнёт ли персонаж рукой или будет идти до конца?

08. Склонен ли персонаж к самопожертвованию?
— При каких обстоятельствах он может рискнуть здоровьем или жизнью?
— При каких обстоятельствах он пойдёт на НЕМИНУЕМУЮ смерть?
— При каких обстоятельствах персонаж готов пожертвовать...
- Душой?
- Разумом?
- Свободой?
- Благосостоянием?
- Главной силой (Для мага это — возможность колдовать, для священника — божье благословение, для хакера-киберпанка — нейрошунт)?
- Близкими?
— Есть ли что-то, чем персонаж не пожертвует ни при каких обстоятельствах?
Тест : Сравните две ситуации.
Первая : Бой. Персонаж видит, что в его товарища целятся из арбалета. Он может успеть прикрыть его своим телом, но ни на что другое времени нет.
Вторая : Товарища персонажа собираются вешать. Шансов освободить нет, но есть возможность поменяться с ним местами. Есть время всё обдумать.
Будет ли поведение персонажа разным в этих ситуациях?

09. Насколько свободолюбив персонаж?
— Склонен ли он подчиняться, или напротив, тот факт, что ему приказывают вызывает у него желание сделать наоборот? Если скорее второе, то есть ли кто-то, кому он всё же готов подчиняться («Кроме Господа я не знал царей...»)?
— Как он относится к старшим по званию и представителям власти?
— Как он относится к власти закона над собой?
— Склонен ли он пунктуально исполнять данные ему указания, или скорее сначала сделает, а потом будет разбираться?
— Может ли персонаж смириться с рабством?
— Может ли персонаж потерпеть рабство некоторое время?
— Смог бы персонаж прислуживать (Например, за столом)?
— Легко ли персонаж подчинился бы силе, или стоял бы до последнего?
— Есть ли что-то, что заставило бы персонажа унижаться?
— Есть ли для него понятия «Долга Службы», «Долга Чести», etc.?
— Есть ли для персонажа разница между подчинением тому, кто имеет над ним власть по закону и подчинением тому, кто просто сильнее?

10. Насколько властен персонаж?
— Нравится ли персонажу приказывать другим?
— Как он относится к младшим по званию?
— Как персонаж ведёт себя с подчинёнными?
— Мог бы персонаж стать рабовладельцем?
— Мог бы персонаж стать начальником?
— Как персонаж относится к людям с рабской психологией, готовым подчиняться?
— Как он относится к непокорным, не признающим власти над собой?

11. Жесток ли персонаж?
— Как он относится к чужим смерти и страданиям? Ужасны они для него, смотрит ли он на них хладнокровно, или радуется им?
— Может ли он убить? Если да, то при каких обстоятельствах? Что он при этом будет чувствовать? Станет ли это для него потрясением, удовольствием, или он отнесётся к этому с безразличием?
— Убивал ли он раньше? Если да, то при каких обстоятельствах? Как это отразилось на нём?
— Способен ли персонаж пытать? Насколько жестоко? Если да, то что он при этом будет ощущать?
— В бою, старается ли персонаж только защищаться, обезоруживать, обездвиживать, калечить или убивать противников?
Тест 1 : На персонажа бежит незнакомый ему человек, вооруженный мечом. В руках персонажа — заряженный пистолет. Он с гарантией может попасть в любую точку тела бегущего, выстрелить в воздух или убежать. Его действия? А в ситуации, когда возможности убежать нет?
Тест 2 : На глазах персонажа знакомый персонажу человек (например, член его команды) собирается добить поверженного противника, не способного сопротивляться. Его реакция?
Тест 3 : Знакомый персонажа собирается пытать пленника. Реакция персонажа? Попытается ли он остановить его, отвернётся, поучаствует, будет наблюдать или останется безразличен?
Тест 4 : Знакомый персонажа таки применил пытки. Изменит ли это отношение вашего персонажа к нему? Каким образом?

Отношение персонажа к себе

01. Как персонаж относится к себе?
— Относится ли он к себе патетично или с долей самоиронии?
— Насколько он любит себя?
— Бывает ли так, что персонаж ненавидит или презирает себя?
— Как персонаж относится к оскорблениям в свой адрес?
— Как персонаж относится к смеху над собой?
— Склонен ли персонаж жалеть себя?
Тест : В разговоре с друзьями персонаж случайно допускает смешную и глупую оговорку. Друзья радостно смеются. Его реакция? Обидится ли он, разозлится, посмеётся вместе с ними? Как изменится его реакция, если те, с кем он говорит - не друзья, а малознакомые люди?

02. Насколько персонаж доволен собой? Есть ли в его характере что-либо, что он хотел бы изменить?

03. Насколько персонаж уверен в себе? Верит ли он, что у него всё получится?
Тест : Персонаж стоит на краю широкого и широкого ущелья, через которое перекинут призрачный мост. Он знает, что «Мост выдержит только того, кто верит в себя». Его действия?

04. Легко ли на него повлиять, убедить в чём-либо?
— Как он реагирует на попытки оказать на него влияние?
Тест : Проповедник на улице останавливает персонажа и начинает излагать ему свою веру, убеждая вступить в неё. Его реакция?

05. Насколько персонаж контролирует себя?
— Легко ли спровоцировать персонаж на некое действие?
— Легко ли привести его в состояние аффекта?
— Легко ли персонажу, находясь в состоянии аффекта, взять себя в руки?
— Есть ли у персонажа «любимая мозоль», что-либо, от чего он легко теряет самообладание?
— Бывает ли так, что в состоянии аффекта он совершает действия, о которых потом жалеет?
— Существует ли что-то, являющееся для персонажа тяжелопреодолимым искушением?

06. Как персонаж развлекается и снимает стресс?
— Есть ли у персонажа хобби, увлечения?
— Что ему нравится делать?
— Чем он не любит заниматься?
— Есть ли у него вредные (или безвредные) привычки? Насколько он от них зависит?
— Что для персонажа важнее — «Я должен» или «Я хочу»?
— Может ли он удовлетворять свои желания в ущерб обязанностям?
— Может ли он подавлять желания ради обязанностей?

История персонажа

Если персонаж не помнит чего-то из своего прошлого, то это не значит, что этого «чего-то» не было. Опишите всю его историю, в том числе то, что он не запомнил, не видел, не предал значения или потерял в результате амнезии, хотя бы в общих чертах.

01. Где и когда родился персонаж?

02. В какой семье?

03. Есть ли у него братья или сёстры?

04. В какой обстановке прошло его детство?

05. Учился ли он? Если да, то где, у кого и чему?

06. Получил ли он высшее образование?

07. Какую специальность он получил?

08. Есть ли человек, о котором персонаж может сказать "мой Учитель"?

09. Кем он работал в прошлом?

10. Кем он работает в настоящее время?

11. Как он попал на эту работу? (стоит представлять себе, как он дошёл до жизни такой)

12. Есть ли у персонажа друзья? Их много? Кто они? Как он подружился с ними?

13. Есть ли у персонажа родственники? Кто? Какие у него с ними отношения?

14. Есть ли у персонажа любимый/любимая? Кто? Как они познакомились?

15. Был ли персонаж ранее женат/замужем? А сейчас?

16. Есть ли у персонажа враги? Кто? Почему они враждуют с ним?

17. Были ли в жизни персонажа события, которые он хотел бы вычеркнуть из неё?

18. Какие события его жизни повлияли на него особенно сильно?

Внешность персонажа

Для начала, опишите своего персонажа кратко, в двух словах, на уровне «Строгого вида высокая монахиня в чёрном», «Гориллообразный бандитского вида мужик с бородищей», «Хорошо одетый женоподобный красавчик», «Сухенькая старушка в ветхой, но чистой одежде», «Татуированный от бритой макушки до пят детина с костью в носу», «Приземистая, коренастая, полная смуглая женщина с топором в накачанных, по-мужски грубых руках»...

01. Какого пола ваш персонаж?

02. К какой расе он относится (если в мире, где живёт персонаж, есть нечеловеческие расы)?

03. Каков его возраст? На сколько лет (человеческих, если речь идёт о представителе другой расы) он выглядит?

04. Как выглядит персонаж?
— Какое у него лицо? Его форма, цвет и разрез глаз, черты? Есть ли усы или борода? Цвет кожи?
— Какие у него волосы? Цвет, длина, причёска?
— Какое у него телосложение? Низкий он или высокий? Полный или худой? Атлетичный или хилый? Коренастый или субтильный?
— Какой у персонажа голос?
— Как звучит его речь?
— Есть ли у него любимые жесты, словечки, выражения, слова-паразиты, байки, цитаты, анекдоты?
— Как он одевается? Придаёт ли значение одежде? Следует ли моде? Есть ли у него любимый прикид?
— Пользуется ли персонаж косметикой?
— Чем пахнет персонаж?
— Есть ли у персонажа родинки? Шрамы? Татуировки? Пирсинг? Как он их получил?
— Нравится ли ему собственная внешность, или он хотел бы что-то в ней изменить?

05. Как зовут персонажа?
— Как его назвали при рождении? Дали ли ему одно имя, или несколько? Есть ли у него тайное имя?
— Пользуется ли он псевдонимами?
— Есть ли у него прозвище? Как он его получил? Нравится ли ему это прозвище, или оно для него обидно?
— С каким именем он сам отождествляет себя?

Отсюда

Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)