Архив Шано (публикации за 13 декабря 2018)5 читателей тэги

Автор: Шано

* * *

Оригинал взят у в Собака беспамятная
Довольно известен исторический анекдот о появлении в энциклопедии Брокгауза и Ефрона короткой статьи: «Беспамятная собака – собака жадная до азартности». Обычно рассказывают, что кто-то из работников издательства (называют разных людей: самого Ефрона, главного редактора первых томов профессора Андреевского, метранпажа Айзенштадта), ведавший выплатой жалования, отличался удивительной скупостью и часто задерживал выдачу денег. В ответ на упреки сотрудников, он ссылался на забывчивость, восклицая: «Ах я собака беспамятная!» Сотрудники в конце концов и написали эту коротенькую статью в третьем томе энциклопедии.

Однако выяснилось, что причина появления беспамятной собаки в энциклопедии иная. Выяснил это питерский филолог Всеволод Зельченко и опубликовал свой рассказ в журнале «Абарис» (кстати, рекомендую этот журнал любителям филологии и античности). Так как вчера по первому телеканалу история беспамятной собаки вновь прозвучала в традиционном виде, я счел нужным пересказать здесь статью Зельченко.

скрытый текст[MORE=читать дальше]Оказалось, что статьи, посвященные охоте, в энциклопедии Брокгауза и Ефрона писал Сергей Васильевич Безобразов. Статья, посвященная ему самому выглядит так: «Писатель. Род. в 1857 г. Окончил курс в СПб. университете. Занимает должность помощника статс-секретаря государственного совета. С конца семидесятых годов Б. поместил ряд статей и рассказов в журналах "Семейные Вечера", "Детское Чтение", "Детский Отдых", "Природа и Охота", "Охотничья Газета", "Охотник", "Оружейный Сборник". С 1894 г. Б. сотрудничает в "Журнале Министерства Юстиции". В настоящем "Энциклопедическом Словаре" ему принадлежат статьи по отделу охоты и охотничьих промыслов, помещавшиеся почти с самого начала издания (с буквы Б)».

Сергей Васильевич Безобразов был большим энтузиастом псовой охоты и стремился насколько можно полно представить в словаре охотничью терминологию. В первых томах энциклопедии можно встретить, например, такие статьи Безобразова:

Брасок страшно быстрый порыв, который резвая борзая собака делает к поимке зверя. Б. не есть один скачок, а совокупность многих учащенных скачков, почти неуловимых для глаза, по своей быстроте, чем и объясняются Б. до двадцати и более саженей. Сила Б. настолько велика, что борзые, сплошь и рядом, убивают во время него русака своею грудью. Известны случаи, когда борзые Б. сбивали с ног лошадей и калечили их или сами разбивались насмерть, с переломом ребер, об деревья. Б., усваиваемый борзыми от постоянной или частой ловли на небольших полянах и перемычках из-под гончих, передается ими наследственно, в потомство... IV, 600;

Верхнее чутье врожденная у некоторых пород собак способность причуивать дичь не только по следам, оставляемым ей на земле, но непосредственно по запаху, издаваемому самой дичью. Охотничьи собаки, ищущие верхним чутьем, называются верхочутами и ценятся значительно дороже собак, обладающих одним нижним чутьем. Общий признак верхочутов — приискивание дичи, обыкновенно против ветра, с приподнятой на воздух головой. Едва ли не лучшим верхним чутьем из всех собак обладают наши северные лайки (см. это сл.), причуивающие белку и других животных на деревьях. VI, 62–63;

Вязкость (охотн.) охотничий термин, выражающий свойство хороших гончих собак дружно и продолжительно, иногда в течение целого дня, гнать голосом (преследовать с лаем) поднятого ими зверя. Эта способность переходит иногда в порок, называемый затяжчивостью, при которой гончие вовсе не слушаются вызова их охотником из леса. VII, 722.

В статье «Гончие» с большой тщательностью перечислены характеристики собак: «Свойства хороших гончих заключаются в вязкости (продолжительном преследовании), верности (лае только по преследуе мой дичи), полазистости (умении разыскать дичь), нестомчивости (неутомимости во время продолжительного преследования) <...>, позывистости (послушании к вызову) и вежливости (повиновении охотнику, а также равнодушии к домашнему скоту)» (IX, 206). Есть в словаре и статья «Бесчуткая собака — собака, имеющая плохое чутье” (III, 323).

В. Зельченко предположил, что и «беспамятная собака» относилась к профессиональному языку псовых охотников, который так любил Безобразов. Подтверждение этому нашлось в книге Петра Мачеварианова «Записки псового охотника Симбирской губернии» (1876), считавшуюся в то время лучшим руководством для любителей охоты с борзыми. Мачеварианов писал: «Приятно иметь собаку умную, при ее резвости, но если, ко всему этому, она жадна к зверю до азартности, что охотники объясняют выражением собака беспамятная — это чистое сокровище».

Жадность в данном случае — тоже элемент охотничьего арго, который не раз используется в книге Мачеварианова: «Когда лихая собака зажадничает и бросится к зверю, <...> все спущенные тут собаки кажутся, в сравнении с ней, спутанными»; «передний рыск бывает только у собак сильных в полях, жадных и азартных»; «жадность этой породы собак безгранична»; «когда собака тянется саженях в пятидесяти или в ста сзади охотника — это значит, что она <...> затаскана и обезжадничена...».

Как предположил В. Зельченко, история словарной статьи «Беспамятная собака» получила странный и загадочный вид из-за недосмотра при редактировании: оказались выпущенными слова: «жадная [к зверю] до азартности». В результате и возникла легенда о жадном издателе. То, что при наборе произошла ошибка, подтверждается и отсутствием запятой перед словом «жадная».

В дальнейшем рвение Сергея Безобразова в введении в словарь охотничей терминологии явно было ограничено издателями энциклопедии. Например, в статье «Борзые собаки» (IV, 404) он обещал читателям: «Высворка, натравливание, отдержка, свора и сортировка борзых — см. под соответствующими словами», однако в соответствующих томах нет статей «отдержка борзых» и «сортировка борзых». Не попал в словарь и термин «Жадная к зверю собака», что также затемнило смысл статьи про собаку беспамятную.

[/MORE]

* * *

Оригинал взят у в Лоскутная империя

233.72 КБ

 

Это кусок Германии в 1789 году, 200 на 200 километров. Герцогства, епархии, княжества, домен императора, суверенные аббатства, имперские города, независимые "владения" (Herrschaft) - все это образовало причудливую мозаику. Все изображенные на карте земли, даже самые маленькие, были суверенными государствами. Большинство этих государств состояли из нескольких несвязанных анклавов.

 

Всему этому разннообразию пришел конец после Наполеоновских войн. После Венского конгресса в этой части Германии осталось всего три государства - Вюртемберг, Баден и Гогенцоллерн. И еще кусок разросшейся Баварии. Маленькое княжество Гогенцоллерн уцелело, кажется, только потому, что там правили родичи прусских Гогенцоллернов. Великая северная династия - всего лишь младшая ветвь владетелей маленького княжества.

 

Я нашел коллекцию таких карт (на конец XVIII века) для всех областей Германии:

http://www.hoeckmann.de/deutschland/deutschdetail.htm

* * *

Оригинал взят у в Тринадцать пуль
Сколько раз могли убить, а умер старцем...

Помню, персонаж "Идиота" генерал Иволгин, старый враль, хвастая боевыми заслугами, говорил про "Тринадцать пуль". Якобы прозвище у него такое в армии - врачи на медосмотре удивлялись.

Такое бывало и "на самом деле".

Послужной список наполеоновского маршала Удино:

скрытый текст[MORE=читать дальше]"■ пулевое ранение в деле под Хагенау 17 декабря 1793 г.;
■ нога перебита пулей под Триром 8 августа 1794 г.;
■ пять сабельных ранений и пулевая рана в ночной
операции под Некерау 18 октября 1795 г.;
■ пулевое ранение в бедро и четыре сабельных ранения
в плечи и шею в деле под Нойбургом 11 сентября 1796 г.;
■ пулевое ранение в грудь в деле под Вуренлосом (не-
подалеку от Цюриха) 4 июля 1799 г.;
■ пулевое ранение в лопатку в деле под Швицем 14 ав-
густа 1799 г.;
■ пулевое ранение в грудь под Цюрихом 25 сентября
1799 г.;
■ пулевое ранение в бедро в бою под Голлабрунном
16 ноября 1805 г.;
■ пулевое ранение в левую руку в битве под Эсслин-
гом 22 мая 1809 г.;
■ пулевое ранение в голову в битве под Ваграмом 6
июля 1809 г.;
■ ранение картечью в бою под Полоцком 17 августа
1812 г.;
■ пулевое ранение в бок на Березине 28 ноября 1812 г.;
■ ранение осколком дерева на Березине 29 ноября 1812г.;
■ ранение ядром в бою под Бриенном 29 января 1814
г. (ядро задело оба бедра);
■ пулевое ранение в грудь в бою под Арси-сюр-Об
(пуля попала в знак ордена Почетного Легиона) 21 мар-
та 1814 г.
"

(из книги О. Соколова "Армия Наполеона")[/MORE]

Общим счетом: 24 раны. Из них тринадцать пулевых, если считать "ранение картечью" за одну пулю. Три пули в грудь. И после этого:

13 сентября 1847 года, в возрасте восьмидесяти лет, маршал Удино умирает в своей постели.

Это не единственный случай. Генерал Рапп, другой соратник Наполеона, имел 22 раны...

Не все представляют, что такое "пуля" наполеоновской эпохи. Каждая из пуль - это свинцовый шар диаметром 17,5 миллиметров. Правда у тогдашних гладкоствольных ружей слабее была убойная сила - попав в кость напримел, пуля разламывала ее, а не превращала в крошево, как сейчас. Но с точки зрения инфекций - раны от старых пуль были гораздо страшнее!

Может, слухи о бессилии тогдашней медицины сильно преувеличены? Конечно, офицеров лечили лучше, чем солдат...

* * *

Оригинал взят у в Странные и карты
скрытый текстНочной кошмар француза, 1914 год.
64.60 КБ

[MORE=читать дальше]
Сон антиамериканиста
57.72 КБ

No comments.
51.50 КБ
Фейк?

Соединенные Штаты Европы. Проект
268.88 КБ

Теплые англо-ирландские отношения
465.32 КБ

Ближневосточная карта мира. XI век.
143.96 КБ

[/MORE]


Оригинал взят у в На польско-французской границе: странные и забавные карты
скрытый текстНа польско-французской границе все спокойно...
104.75 КБ

[MORE=читать дальше]Мир глазами парижского обывателя.
114.66 КБ

А вот это - мир глазами Гомера.
35.09 КБ

Папуа-Новая Гвинея - лингвистическая супердержава.
57.64 КБ
Как известно, на Новой Гвинее больше всего языков...

Другая супердержава: население китайских провинций в сравнении со странами мира.
376.23 КБ

Вооруженная Европа. Карикатура 1870 г.
56.43 КБ
Есть много вариаций на эту тему, но точно такого рисунка, кажется, не встречал.

Обувной мир... Россия в виде пары валенок.
54.70 КБ

Японская карта мира. Середина XIX века.
193.81 КБ

Отсюда: http://strangemaps.wordpress.com/

[/MORE]

Оригинал взят у в Рождение Европы: от первых динозавров до наших дней
скрытый текстПоздний триас. 200-220 миллионов лет назад.
Физическая карта Средиземноморья - или карта того, что станет потом Средиземноморьем. А пока это кусок единственного в мире материка - Пангеи.
585.06 КБ

Посмотреть, что случилось дальше?

[MORE=читать дальше]Ранний мел. Более 100 миллионов лет назад. Пангея давно распалась. Появляются первые цветковые растения. На суше господствуют динозавры.
599.63 КБ



Так выглядело Средиземноморье, когда вымерли динозавры. 65 миллионов лет назад.
Будущая Европа представляет собой архипелаг в море Тетис.
594.78 КБ



Эоцен. Появляется что-то похожее на континент. Тетис сжимается. Сталкиваются платформы. Рождается Альпийская система, Балканы, Пиринеи...
613.61 КБ



Конец олигоцена, начало миоцена (23 миллиона лет назад). Африка вот-вот соприкоснется с Евразией, что приведет к серии миграций и вымираний. Большинство африканских млекопитающих постепенно будут вытеснены заморскими зверями. Отряд даманов сейчас насчитывает всего 4 вида, а в миоцене эти животные составляли львиную долю всей африканской фауны.
639.65 КБ



Поздний миоцен. Всего несколько миллионов лет назад! Очертания мира все уже не сильно отличаются от современных... Но, например, ни Эгейского моря, ни Черноморских проливов еще нет.
В Восточной Африке уже появились первые гоминиды...
609.01 КБ

Карты с сайта "Палеогеография" http://jan.ucc.nau.edu/~rcb7/RCB.html
[/MORE]

Оригинал взят у в Изобретая Америку: карты конца XV-начала XVI веков
скрытый текстНа океанских просторах. Paolo Toscanelli, 1474
86.30 КБ
Казалось, до Индии и Китая рукой подать. Ошибочные представления о размерах Земли дали фантастический шанс Колумбу... и очень дорого обошлись морякам Магеллана.

[MORE=читать дальше]Глобус Мартина Бехайма - вершина доколумбовой географии. Создан в год открытия Америки.




Хуан де ла Коса. Карта мира (1500), ориентирована на Запад. Америка выделена темно-зеленым.



Создатель карты поучаствовал в открытии Америки, был капитаном Санта-Марии, флагмана Колумба. Он же был лоцманом у Америго Веспуччи (1499 г), впервые исследовав береговую линию Южной Америки. Вернувшись из плавания, Хуан де ла Коса и составил эту карту. К тому времени мореплаватели начали подозревать, что Колумб открыл что-то не то.

Планисфера Кантино (1502).



А вот с этим изображением связана шпионская история. Планисфера была создана португальцами, в ней отразились и плавания Васко да Гамы, и недавняя находка Кабрала, который в 1500 г. на пути в Индию случайно открыл Бразилию. Но португальцы хранили в секрете новые знания! Путем подкупа копию планисферы удалось раздобыть Альберто Кантино, шпиону герцога Феррарского Эрколе I д’Эсте. Так тайное становится явным: скоро карта стала известна всей Европе!

Universalis Cosmographia, карта Вальдзеемюллера (1507).



С легкой руки немецкого картографа Америка стала называться Америкой - в честь Америго Веспуччи, письма которого приобрели общеевропейскую популярность. Впервые название нового континента появлеятся именно на этой карте.
Теперь у Нового Света появляются и западные берега, хотя до 1513 года ни один из конкистадоров Тихого океана не видел.

Johannes Ruysch, 1508. Карта мира.
101.48 КБ
Отважные мореплаватели разрушали уютный старый мир. Все стало зыбким!
На этой карте Южная Америка - самостоятельный материк, а Северная Америка, Ньюфаундленд и Гренландия - восточная оконечность Азии.
Чтобы как-то объяснить новые данные, картографам приходилось прибегать к самым необычным гипотезам. Например, по мнению этого картографа, Япония (Sipangu в сочинениях Марко Поло) и Куба (Spagnola или Эспаньола) - один и тот же остров! То есть Колумб открыл Японию...
Было ясно, что Колумб нашел не то. Как достигнуть Индии, плывя на запад?


Атлантика на турецкой карте Пири Рейса (1513)
54.21 КБ
Да, в Османской империи тоже интересовались новейшими открытиями. Здесь учтены португальские исследования Бразилии. На этой карте Америка смыкается с легендарной Южной Землей. Я бы назвал эту карту "Ночной кашмар Магеллана".

Постепенно на европейских картах Америка приобретает "права гражданства" как особый материк... Географы рисовали западный берег Америки, хотя эти берега еще предстояло открыть.

Вот Америка и Восточная Азия на карте Глареануса (1510)
198.99 КБ

Stobnicza (1512) Новый Свет и Восточная Азия
285.36 КБ

Вот такая красивая карта мира была нарисована во времена Магеллана (Пьетро Коппо, 1520)
179.59 КБ

Ну что? В следующий раз рассказать об эпохе Ортелия и Меркатора?

[/MORE]





Оригинал взят у в Карты Позднего Средневековья
скрытый текстXIV-XV века - довольно странное время. Горизонты расширились, а старая картина мира никуда не делась. Почти двести лет совершенно традиционные "карты" Средневековья существовали бок о бок "портоланами" мореплавателей, на которых уже очень точно изображена береговая линия с портами. Очертания материков становились узнаваемыми. Новые карты тщательно оберегались от непосвященных - коммерческая тайна!

Даже во времена Колумба образованный европеец обыкновенно представлял себе Землю "по Птолемею":
83.83 КБ
Отпечатано в 1493 г. (Hartmann Schedel, Liber Chronicarum)

Еще "традиционные" карты

[MORE=читать дальше]Pietro Vesconte, 1321




Andreas Walsperger, 1448




Giovanni Leardo, 1442




Аноним, начало XV века; на этом фрагменте - Север Азии и Россия. Карта ориентирована на юг.




Хроники из Сен-Дени, 1364-1372




Opicinus de Canistris (1335-1338)
Опять Европа флиртует с Африкой... Какой-то навязчивый мотив у этого картографа




Китай на карте Фра Мауро (1459)




Генуэзская карта, 1457




Аноним (1475-1500 гг) Нил и Евфрат по-прежнему вытекают из Рая... И это современник Васко да Гамы!




Однако:
195.69 КБ
Средиземноморье на знаменитом Каталанском портолане (1375 г!) Да, "дремучий XIV век"...

69.61 КБ
А это Индийский океан на той же карте. Эти края еще оставались для европейцев terra incognita...

К середине XV века появляются "гибриды" портолана с "традиционной" картой. Здесь отразились португальские открытия на черном континенте... Картограф попытался согласовать последние географические открытия с представлением о том, что все на Земле должно быть симметрично. В его фантазии "Южная Земля" стала зеркальным отражением Евразии, а Гвинейский залив - Средиземным морем далекого Юга. При этом настоящее Средиземноморье показано очень точно.




А вот это совсем оригинально: карта-календарь, Albertinus de Virga (ок. 1415)




И вот - мореплаватели выходят на новые горизонты! Карта Паоло Тосканелли (1474) - современная реконструкция.



Эти фантастические моря уже ждут своего Колумба...

P. S. Постараюсь сделать третью серию, про XVI век, если время и музы позволят.
[/MORE]


Оригинал взят у в Необычные карты мира
скрытый текстКарта Сибири. С. Ремезов, 1701 г. Ориентирована на юг.
135.69 КБ

Самые первые карты
[MORE=читать дальше]Изображение на каменной плите, ок. 2000 г. до н. э., Англия (по некоторым предположениям, древнейшая географическая карта).




Вавилонская карта мира (ок. 700 г. до н.э)




Мир в представлении даяков (центральный Калимантан)




Образ мира на бубне кетского шамана



Средневековые карты
Европейская (X век).




Одна из реконсрукций карты Ал-Идриси, автора "Книги Рожера" (1154). Довольно очевидна зависимость автора от Птолемея




Корейская карта мира (XV в). "Казань большой, Москва маленький": корейскому полуострову по площади уступают Европа и Африка вместе взятые (это у левого обреза карты, особая примета - "озеро", Средиземное море).




Но и позднее европейцы иногда рисовали... странное.

"Мир-трилистник", карта Генриха Бантинга (1581г). Европейцы давно создавали "традиционные" карты и глобусы, не раз огибали земной шар... но кому-то все равно хотелось изобразить мир символически. Однако Американский контенент проигнорировать не удалось.




Бельгия в виде льва. Необычная ориентация карты - на запад.




Европа и Африка: карта с "легким эротическими мотивами", первая половина XIV в. Автор - Opicinus de Canistris. Можно сказать, сквозной мотив - появляется на разных картах, нарисованных этим итальянцем.



[/MORE]

* * *

Оригинал взят у в Двадцатый век глазами Альбера Робида
Был такой художник во Франции конца XIX столетия - карикатурист, писатель, футуролог и большой шутник. Смесь наивности с неожиданными прозрениями.

скрытый текстВойна в XX в (карикатура 1883 г). Обратите внимание на "бронепоезда" с красными звездами!
123.02 КБ

[MORE=читать дальше]XX в: феминизм наступает...
35.38 КБ



Корреспондент на передовой
83.30 КБ

Мирная жизнь. В современной Москве есть очень похожие дома.
113.46 КБ

Развлечения: телефоноскоп
152.38 КБ

Век электричества. А до радио Робида не додумался
49.45 КБ

Поход в оперу в 2000 году
71.47 КБ



Душевная статья про Робида: http://bookz.ru/authors/drujnikov-urii/robida/1-robida.html
Сайт о его творчестве: http://www.robida.info/

А здесь можно посмотреть его книги:
"Война в XX веке" http://www.robida.info/telechargement.htm
"XX век: Электрическая жизнь" http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k101948n.image.f3

[/MORE]

* * *

Оригинал взят у в Москва, XXII век. С открыток 1914 г.


65,11 КБ
Театральная площадь. "Темп жизни усилился в сто раз. Всюду молниеносное движение колесных, крылатых, пропеллерных и прочих аппаратов. Существовавший еще в 1846 году торговый дом Мюр и Мерилиз в настоящее время разросся до баснословных размеров, причем главные отделы его соединены с воздушными железными дорогами. Из-под мостовой вылезают многочисленные моторы".

скрытый текст[MORE=читать дальше]56,08 КБ
Красная площадь. "Шум крыльев, звон трамваев, рожки велосипедов, сирены автомобилей, треск моторов, крики публики. Минин и Пожарский. Тени дирижаблей. В центре - полицейский с саблей. Робкие пешеходы спасаются на Лобном месте. Так будет лет через 200".


64,72 КБ
Кремль. "Кремль все так же украшает древнюю Белокаменную и с золотыми куполами представляет феерическое зрелище. Тут же у Москворецкого моста мы видим новые огромные здания торговых предприятий, трестов, обществ, синдикатов и т.д. На фоне неба стройно скользят выгоны подвесной воздушной дороги... У пристани готов вспорхнуть легкий гидроплан".

63,50 КБ
Лубянская площадь. Прогноз 1914 года. "Синеву неба чертят четкие линии светящихся аэропланов, дирижаблей и вагонов воздушной дороги. Из-под мостовой площади вылетают длинные вагоны Московского Метрополитена, о котором при нас в 1914 году только говорили. По мосту над Метрополитеном мы видим стройный отряд доблестного русского войска, сохранивший свою яркую форму еще с наших времен. В синем воздухе замечаем товарный дирижабль Эйнем, летящий в Тулу с запасом шоколада для розничных магазинов".

34,75 КБ
Центральный Вокзал. "Зима, такая же, как и при нас 200 лет назад. Снег такой же белый и холодный. Центральный Вокзал Воздушных и Земных Путей Сообщения. Десятки тысяч приезжающих и уезжающих, при чем все идет чрезвычайно быстро, планомерно и удобно. К услугам пассажиров - земля и воздух. Желающие могут двигаться с быстротою телеграмм".

64,19 КБ
Москва-река. По прозрачным глубоким волнам широкого торгового порта несутся огромные транспортные и торговые крейсера и многоэтажные пассажирские пароходы. Весь флот мира - исключительно мирный. Военный упразднен после всеобщего мирного договора в Гааге. В шумной гавани видны разнохарактерные костюмы всех народов земного шара, ибо Москва-река сделалась мировым торговым портом".
Да-а! Великий, могучий руский язык.

Via: http://mi3ch.livejournal.com/1049388.html

Как приятно, что наши возможности не всегда совпадают с нашими желаниями!

[/MORE]

* * *

Оригинал взят у в Ах, какая вкусная биография!


От Алжира до Сибири или Международный авантюризм в XVII столетии. Документальная биография Юрия Трапезундского - как сюжет для романа!

Наш герой - православный грек из Трапезунда и "служилый человек" турецкого султана.
(Но как, Холмс? Как христианин в Османской империи мог стать сипахом?)
Охранял греческий торговый корабль.
Захвачен алжирскими пиратами.
Продан в рабство, попал на алжирскую галеру.
Сумел "выйти в люди", освободился и сам стал пиратом.
Грабил европейцев в Средиземном море.
Под покровом ночи галерные рабы перерезали матросов-мусульман и сдали корабль испанскому королю. Юрий Трапезундский оказался в стане мятежников.

В Испании назвался итальянцем-католиком.
Отправился в Нидерланды.
Оказался в плену у английских пиратов.
Назвался греком-православным и был отпущен на свободу (английские Стюарты неплохо относились к православным).
Эмигрировал в Россию в 1627 г. Там был признан православным.

скрытый текст[MORE=это только начало! Дальше...]Стал служилым человеком в Москве. Пошел рядовым в "греческую роту".
Участвовал в Смоленской войне с поляками.
Перебежал на сторону поляков с небольшим отрядом греков (1632 г.)
Представился итальянцем-католиком на царской службе (уроженец Трапезунда свободно владел греческим, турецким, татарским и итальянским языком).
Рядовой "греческой роты" выдавал себя за большую шишку в русской армии
Его лично допрашивал гетман Лев Сапега, потом - наследник престола Владислав.
Вошел в доверие к Владиславу, ездил с ним в одной карете и беседовал по-итальянски о политике.
Присутствовал на коронации Владислава.
В Польше вел какие-то политические игры. Встречался с послом крымского хана, назвался турецким мусульманином, вошел в доверие, беседовал о политике, выведывал некую информацию.
"Отпущен в Италию" Владиславом IV.
Но поехал не в Италию, а в Амстердам (через Германию, охваченную Тридцатилетней войной).
Там назначил встречу с другим греком из своего отряда (земляк из Трапезунда), которому удалось бежать не только от русского царя, но и от польского короля.

На голландском корабле через Архангельск вернулся в Россию (!)


Привез с собой рекомендательную грамоту штатгальтера Нидерландов Фридриха Генриха Оранского (во всяком случае, в московской документации зафиксировано, что Юрия Трапезундского прислал к царю "голанскои князь голанских немец").
Допрошен думными дьяками в Посольском приказе (1633 г.).
Сказал, что "попал в плен". И ему поверили (!) При этом пять товарищей по побегу оставались в Польше, он мог бы им написать...
И тут его карьера резко пошла в гору. За два года из рядового стал ротмистром и возглавил "греческую роту".
Стал одним из лидеров греческой общины в Москве и вступил в борьбу за власть с другими греками.
Написал донос на князей Дмитрия Альбертуса и Анастаса и Федора Алибеевых-Македонских "будто они были не князья" в своей земле (в прошлом Дмитрий Альбертус, скорее всего, был его покровителем - вероятно, он и вытащил Юрия в Россию).
Донос составлен от имени 23 его подчиненных из греческой роты - угрозами заставил их подписать чистые листы...

Это провал! Князья защитили свой титул, разведали, кто на самом деле инициировал донос .
И сами нашли доносчика.
Юрий Трапезундский обвинен в измене! Темное прошлое сыграло злую шутку...
"Бывший "каторжник" с галер оказался в сибирской ссылке" (1642/43 г).

Алжирский пират служит в Томске в ранге сына боярского.
Участвовал в походах против кочевников.
Вошел в доверие к томскому воеводе князю О. И. Щербатову.
Вместе с начальником занимался казнокрадством и контрабандной торговлей.
В 1648 г. служилые люди восстали против воеводы. Юрий Трапезундский предал своего подельника и покровителя, перебежал на сторону мятежников.
Стал одним из вождей восставших.
Организовал расправу над собственным духовным отцом, священником Сидором Лазоревым.
Отправился в Москву, везя от казачьего круга челобитную для государя и ясак (дань мехами), чтобы оправдать бунтарей из перед царем...
Дал показания в Сибирском приказе (1649 г).
Продал с потрохами своих соучастников и завоевал доверие властей.
Остался в Москве и - вы будете смеяться - снова возглавил "греческую роту" (!)
Но не удержался на этом посту. В Москве спохватились и отослали "изменника" обратно в Томск.

В 1651 г. творит суд и расправу над восставшими.
1652-1662 г. успешно продолжает карьеру в Сибири.
После 1662 г. следы его теряются.

Вероятно, Юрий Трапезундский был уже стар - есть основаничя полагать, что в 1627 г. он попал в Россию уже зрелым человеком.

<Т. А. Опарина. Иноземцы в России. XVI-XVII вв. М., 2007. С. 284-315>

Юрий Трапезундский - загадочная личность. Мы даже не знаем, как звали этого человека за пределами России, его заграничную биографию приходится восстанавливать по двум "сказкам", записанным с его слов в Посольском приказе в 1627 и 1633 г. Два рассказа не во всем сходятся - наверное, рассказчик местами приврал... и наверняка о чем-то умолчал. Отсюда странные детали. Возможно, заграничная часть его биографии столь же неприглядна, как и русская карьера.

А вы как думаете, кто такой Юрий Трапезундский? Опасный шпион или просто лгун?
Мне кажется, и то и другое.
И на кого он работал - на Польшу или на Москву? Впрочем одно другому не мешает...

[/MORE]

* * *

Оригинал взят у в Благородное безумие

Согласно подсчетам современников, за двадцать лет царствования Генриха IV (1589-1610) на дуэлях было убито от 8 до 12 тысяч дворян, а нынешние историки доводят это число до 16 тысяч. Держим в уме: благородное сословие насчитывало тогда несколько десятков тысяч взрослых мужчин...

 

В. Р. Новоселов проанализировал 120 поединков (от правления Франциска I до Людовика XIII), о которых сохранились подробные рассказы мемуаристов. Из 120 описанных дуэлей как минимум 66 имели смертельный исход (результат 7 поединков нам не известен), при этом в 10 случаях погибали оба врага. Бескровно закончились только 7 поединков: либо противников разняли сразу, либо один из дуэлянтов обезоружил другого...

 

Судя по этим подсчетам, выходя в бой, дуэлянт погибал в одном случае из трех, если это не мастер шпаги... От себя замечу: в реальности, наверное, процент смертельных случаев был ниже: дуэль с трагической развязкой гораздо чаще привлекают внимание мемуаристов. Из нашей истории - все знают о поединке Пушкина с Дантесом, мало кто помнит, что у Пушкина и до того было несколько дуэлей. Бескровных.

 

Однако в XVI веке французы дрались до смерти или, самое малое, до тяжелой раны, когда продолжать поединок уже не представлялось возможным. Но и раненому сдаваться было не слишком прилично! Противник и рад бы дать пощаду - раненый пощады не желал, чтобы не позориться перед людьми. Вот если оба получили серьезные ранения, тогда поединок можно и прекратить - ничья честь ущерба не понесла.

 

Поединки трое на трое вроде знаменитой "дуэли миньонов" были в порядке вещей. Случалось, дуэль перерастала в небольшое сражение. В августе 1606 года подрались сеньоры де Брезе и де Сент-Жемме, 30 дворян принимали участие в деле. Из их числа в живых остались 5 человек, 25 погибли смертью храбрых.

 

Интересно, что в 25 случаях (из 120) произошло грубейшее нарушение неписаных дуэльных законов. При этом правила поединка в XVI-начале XVII в. привели бы в ужас дуэлянтов других эпох. Прикончил врага в групповом поединке - недурно и товарищу помочь! Это в порядке вещей.

 

И все-таки славные были бойцы!

 

«Два пажа… сойдясь в поединке, нанесли друг другу смертельные ранения. Хирург, который пытался оказать помощь обоим дуэлянтам, когда увидел, что смерть неизбежна, решил облегчить их страдания. Каждого из них он ободрил, сообщив, что противник изранен еще сильнее и безнадежен. К удивлению хирурга, оба пажа ответили, что это весьма печально, поскольку противник был благороднейшим человеком, о смерти которого можно только сожалеть».

 

Amen.

 

(В. Р. Новоселов. Последний вызов чести. Дуэль во Франции в XVI - начале XVII столетия. СПб., 2005. С. 143, 217-219.)

* * *

26.01.2012 в 01:29
Пишет [J]Даумантас[/J]:

..Датэ Масамунэ в юбке))
небольшой рассказ о старшей современнице Одноглазого Дракона с другого конца Земного шара)

Знакомься:


Ана де Мендоса и де ла Серда, принцесса Эболи (Ana de Mendoza у de La Cerda, princesa de Eboli)


скрытый текст[MORE=
+++
]Одна из красивейших и темпераментных женщин своего времени. К сожалению, не сохранилось действительно достоверных сведений о том, как именно она потеряла глаз. С уверенностью можно говорить лишь о том, что это произошло еще в детстве. По одной из версий - во время несчастного случая на охоте, по другой - во время уроков фехтования. Недоброжелатели, впрочем, судачили о том, что принцесса попросту страдала косоглазием, потому и прятала "некрасивый" глаз под повязкой. Разумеется, нельзя исключать и версию о каком-то врожденном дефекте, приведшем к потере глаза, как это было и в случае с Датэ.

Так или иначе, Ана де Мендоса родилась в июне 1540 г. в семье Диего Уртадо де Мендоса и де ла Серда, графа Мелито, и Каталины де Сильва и Андраде, дочери графа де Сифуэнтес. Единственный ребенок в несчастливом браке своих родителей (Каталина писала о нем как о «18 годах мученичества», а Диего направо и налево изменял жене), она выросла довольно-таки избалованной и своевольной девицей. Что со временем принесло ей громкую славу... и трагический конец.


В ранней молодости Ана де Мендоса вышла замуж за Руя Гомеса де Сильва, принца Эболи, фаворита (в хорошем смысле этого слова ^^) принца Филиппа, будущего короля Испании Филиппа II. Инициатором брака, который с точки зрения семьи Мендоса, вообще-то, был очевидным мезальянсом (Руй Гомес происходил из незначительной португальской знати и в Испанию попал в 1526 г. в качестве пажа императрицы Изабеллы Португальской), выступил лично принц Филипп, заключивший с родителями невесты договор, по условиям которого он гарантировал новобрачным ежегодную выплату в 6000 дукатов, пожизненно, начиная с момента бракосочетания. Помимо этого Филипп совершил ради своего близкого друга совершенно беспрецедентный по тем временам поступок, приехав из своей охотничьей резиденции Эль-Пардо в Алькала-де-Энарес, чтобы присутствовать на церемонии помолвки в качестве свидетеля со стороны жениха. Необычность подобного поступка со стороны наследника престола подтверждает написанная секретарем Карла V (отца принца Филиппа) Хуаном де Самано записка, адресованная Франциско де Эразо, другому приближенному императора и короля Испании. В этой записке сообщалось о действиях принца и об оказанных им милостях, которые таковы, «что Его Величество никогда не оказывал подобных ни одному фавориту». В переписке этих же придворных впервые встречается и описание внешности Аны: «очень хорошенькая, хотя и маленькая».



Францисканский музей, Пастрана. Сцена бракосочетания принца Эболи и Анны де Мендосы.


Впрочем, это был чисто деловой брак, которой одной из сторон (отцу нашей героини, погрязшему в неудачных судебных тяжбах с родственниками из-за наследства) давал так необходимое ему покровительство королевского двора и перспективу блестящего карьерного роста, а другой (королевскому фавориту захудалого происхождения) - возможность стать членом и фактически даже главой одной из знатнейших семей Испании. Потому нет ничего странного в том, что заключение брака произошло в 1555 в Сарагосе... в отсутствие жениха, сопровождавшего в тот момент Филиппа II в его поездке в Англию, где тот сочетался браком с Марией Тюдор. После этого Руй Гомес ещё четыре года сопровождал Филиппа во Фландрии, и окончательно брак был подтверждён только лишь во время пребывания супруга Аны в Испании в 1557 году.


С начала 1560-х годов Руй Гомес занялся управлением своими владениями в провинции Гвадалахара. В 1562 году Эболи купили город Пастрана и стали проводить там большую часть времени, начав перестройку дворца, остававшегося незаконченным ещё со времен Аны де ла Серда, бабки принцессы Эболи. Руй Гомес организовал в городе производство шёлка, поселив в своих владениях значительное количество морисков. Также он основал ежемесячную ярмарку, повысив тем самым торговое значение города. В 1572 году Филипп II возвел Руя Гомеса в звание герцога Пастрана и гранда Испании, даровав право сформировать майорат в пользу старшего сына. А в июле 1573 года 1-й герцог Пастрана внезапно скончался, оставив своей 33-летней вдове обременённые долгами владения и 6 малолетних детей. Вот тут-то и начинается одна из интереснейших историй, связанных с именем Аны де Мендоса.

Вдохновляемые примерами Елизаветы Валуа и Хуаны Австрийской, в особенности их энтузиазмом в основании и поддержке женских монастырей, Супруги Эболи старались оживить религиозную жизнь своего города. Оба они глубоко прониклись идеями Контрреформации, основывая монастыри и колледжи в Пастране и других городах Гвадалахары. Принцесса не останавливалась ни перед чем, чтобы достичь своей цели. Вчастности, возгоревшись желанием добыть для своего нового монастыря статую неоспоримой и испытанной святости, она, как говорят, выкрала священное изваяние Пресвятой Девы Подземелья из часовни замка Сорита в Эстремадуре. Принцесса завернула статуэтку в белую ткань и попросту унесла ее с собою в сумке. Но самым известным шагом Аны все же стало приглашение в Пастрану знаменитой монашки-кармелитки и будущей католической святой - Терезы Авильской. Специально для нее Ана пристроила к своему дворцу небольшой монастырь. Оказавшийся, впрочем, слишком маленьким и тесным для Терезы, сумевшей впоследствии получить более подходящее помещение у Руя Гомеса. Все эти начинания супругов сопровождались шествиями с музыкой и танцами, в которых активно участвовала герцогская семья. В течение ряда лет отшельники, будущие святые, среди которых были Каталина де Кардона и Иоанн Креста, и кающиеся грешники стекались в Пастрану.

После смерти мужа беременная Ана вместе с матерью ушла в тот самый кармелитский монастырь, основанный ею и ее мужем для Терезы Авильской, сопроводив этот свой шаг зрелищными демонстрациями религиозного порыва. Впрочем, в действительности помимо выражения горя и отчаяния, уход в монастырь мог быть и способом избежать давления со стороны кредиторов — земельные приобретения её покойного мужа совершались в основном на заемные средства. "Принцесса — монахиня?!" — в ужасе воскликнула настоятельница монастыря, узнав о намерении своей знатной патронессы. — "Тогда, полагаю, сей дом обречён!" И действительно - образ жизни принцессы, который она сохранила и в монастыре, оказался совершенно несовместим со сложившимися обычаями реформированных кармелиток. Их образу жизни, основным принципом которого является молитва в тишине, крайне мешали постоянные посетители принцессы, её слуги, привычка обедать с монашками и заговаривать с каждым, с кем она пожелает. Принцесса настаивала на том, чтобы к ней обращались, титулуя, и ожидала, что монахини будут прислуживать ей на коленях. Всего за несколько месяцев пребывания Аны в стенах монастыря, тот стремительно превратился в полнейший бедлам. Городской совет Пастраны дважды обращался к королю с просьбой вернуть принцессу к делам управления города. И, наконец, 25 сентября 1573 года Филипп II приказал ей покинуть монастырь и принять административные обязанности. В ответ та гордо заявила, что намеревается оставаться в монастыре до конца своих дней, подписавшись по кармелитскому обычаю - Ana de Madre de Dios. Итог этой истории оказался даже несколько комичен: после нескольких месяцев беспорядков в апреле 1574 г. святая Тереза послала двух монахов в Пастрану с приказом закрыть монастырь, а монахинь перевезти в Сеговию. Гнев принцессы был так силен, что поезду из пяти экипажей с монахинями пришлось украдкой выезжать из Пастраны в полночь, чтобы избежать ярости самовольной узницы поставленного ею с ног на голову монастыря.

Разозленная и раздосадованная случившимся принцесса попыталась отомстить Терезе Авильской, отослав в Инквизицию оставшуюся в ее распоряжении рукописную автобиографию Терезы, утверждая, что в книге содержатся описания видений, откровений и опасных учений, требующих критической оценки. Книга была передана на исследование двум доминиканским монахам, один из которых, к счастью для будущей святой, оказался её сторонником, и инцидент последствий не имел.

Таким образом, после непродолжительного самозаточения в монастыре, принцесса все же вновь была вынуждена вернуться в мир. В 1577 году Филипп II потребовал присутствия Аны при дворе, что дало ей возможность уделять больше внимания образованию своих детей и управлению делами. В Мадриде же она знакомится с личным секретарем короля Антонио Пересом, протеже (и, возможно, незаконнорожденным сыном ^^") ее покойного мужа. Вскоре Ана и Перес становятся любовниками. Их связь, как только она стала известна королю и двору, подверглась всеобщему осуждению. И в конечном итоге стоила Ане... Но обо всем по порядку.


Антонио Перес.


Связь принцессы Эболи и Переса была открыта двору секретарем дона Хуана Австрийского - Хуаном де Эскобедо. В отместку Перес обвинил Эскобедо и его господина, штатгальтера Нидерландов и незаконнорожденного сводного брата Филиппа II, в честолюбивых замыслах против короны, и так сумел напугать подозрительного короля, что получил от него негласное разрешение отделаться от Эскобедо посредством убийства. Одним из организаторов которого и стала принцесса.

Самое интересное в убийстве Эскобедо - это топорность его исполнения. В наше время повсеместно распространено заблуждение, что яд, который можно бросить в кубок с вином или впрыснуть в апельсин, в XVI веке было столь же легко добыть, как аспирин в нынешнем. Но ничего подобного. Для начала убийцы послали человека в Мурсию собрать ядовитые растения, потом изготовили отвар и опробовали его на молодом петушке. Птица осталась невредимой. Тогда убийцы подлили "водичку" Эскобедо, но ему, как и петушку, ничего не сделалось. Они попытали счастья с порошком, от которого жертва только заболела. Наконец, потеряв терпение, заговорщики решили прибегнуть к кинжалу. И снова — можно было бы подумать, что кинжал и наемного убийцу, который воспользуется оружием, не составляло труда найти на каждом углу старого Мадрида. Увы, но и это было не так. Один из заговорщиков отправился в собственные владения, чтобы найти друга, имевшего стилет "с очень тонким лезвием", а остальные поехали в Арагон нанимать головорезов. В конечном счёте Хуан де Эскобедо был заколот ночью 31 марта 1578 года на мадридской улице, когда возвращался домой.


Общественное мнение, впрочем, сразу же связало Переса и принцессу с этим преступлением. По требованию родственников убитого против королевского секретаря и принцессы Эболи было возбуждено обвинение. Филипп II, стоявший поначалу на стороне обвиняемых, затем, убедившись все же в том, что Перес лгал ему об Эскобедо и выманил разрешение на устранение невиновного, склонился на сторону обвинителей и отдал приказ об аресте любовников (1579). Ана де Мендоса и Антонио Перес были подвергнуты тюремному заключению. Принцессе Эболи грозило 13 лет тюрьмы. Но позже, благодаря хлопотам ее зятя, герцога Медина-Сидониа, ее положение все же было облегчено, а в 1581 г. она и вовсе была освобождена под условием, что поселится в Пастране и не будет более приезжать в Мадрид. Принцесса возвращается к своему прежнему легкомысленному образу жизни, а в 1590 г... вновь возобновляет отношения с бежавшим из под стражи и нашедшим убежище в Сарагосе Пересом.

Впрочем, попытка укрыться от королевского правосудия в самоуправляемом Арагоне все-таки заканчивается для Антонио Переса новой тюрьмой. Разъяренный король заочно приговаривает своего бывшего секретаря к смертной казни. Вмешавшаяся в ситуацию Инквизиция объявляет его еретиком и переводит в собственную тюрьму. В ответ на это жители Сарагосы, увидевшие в действиях властей нарушение вольностей Арагона, в мае 1591 г. поднимают восстание и освобождают Переса из заключения. Но в ноябре 1591 года тот все-таки окончательно покидает Испанию и бежит во Францию, а затем и в Англию.

А вот принцессе Эболи избежать гнева монарха уже не удается - по распоряжению короля она была подвергнута пожизненному заключению в ее собственном замке в Пастране. Её муж в свое время был близким другом Филиппа, а сама принцесса некогда служила фрейлиной у юной королевы Испании Елизаветы Валуа. Однако никакие воспоминания о былом не смягчили сердце короля. Он оставался глух ко всем мольбам. Даже могущественные родственники не могли более просить за принцессу. Последние годы своей жизни Ана де Мендоса провела в комнате дворца, в котором она когда-то жила в королевской пышности. Её комната запиралась на замки и засовы, окна - на железные запоры, и бедная женщина общалась с тюремщиками через решётку, как в монастыре. Ее держали так строго, что даже алькальд дон Алонсо дель Кастильо, которому был поручен надзор за ней, сносился с ней не иначе, как через особого чиновника, который вел тщательные протоколы этих бесед, сохранившиеся и до наших дней. Скончалась принцесса 2 февраля 1592 г. в возрасте 52 лет.

Широкую же известность Ана де Мендоса получила благодаря тому, что именно ее судьба вдохновила Фридриха Шиллера создать образ, имеющий, впрочем, мало общего с историческим прототипом, коварной красавицы в драме «Дон Карлос», затем легшей в основу одноименной оперы Верди.



К слову, по мотивам истории об организации принцессой Эболи и Антонио Пересом убийства Хуана де Эскобедо в Испании не так давно был снят Заговор в Эскориале. Впрочем, увы, актриса, исполняющая роль Аны де Мендоса, не может похвастаться ни особой красотой ни заметным сходством с оригиналом((


* * *

http://pryf.livejournal.com/1138159.html Тайна романа «Евгений Онегин»

 

и сюда же из другого поста:

В так называемых "беловых рукописях" II главы романа "Евгений Онегин" одна из редакций XXI строфы, начиная с пятого стиха, звучала так:

 

"... Не портили Татьяны милой.

 

Фадеевна рукою хилой

 

Ее качала колыбель -

 

Потом стлала (ее) постель.

 

Она за ней одна ходила,

 

Бову рассказывала ей,

 

Чесала шелк ее кудрей

 

(И чаем) по утру поила.

 

Да раздевала ввечеру

 

Ее да старшую сестру" (Выделено нами - Б.Б.)

 

(Пушкин А.С. Полное собрание сочинений. Издательство Академии наук СССР, 1937, т.6, сс.566-567).

 

Причем это было не случайно, ибо Татьяна, как младшая сестра основной героини, появилась здесь в результате авторской переделки текста. Видимо, Пушкин на каком-то этапе колебался, кого из сестер, младшую или старшую, назвать Татьяной. Но если - младшую, то какое же имя он дал бы старшей, для "описания" которой в семнадцатой строфе намеревался даже взять "новый карандаш"?..

 

отсюда http://samlib.ru/b/butkewich_d_b/pushkinsmuse.shtml


Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)