Автор: Шано

* * *

Оригинал взят у в Через тернии - к звёздам: наше кино на западный взгляд

per_aspera_ad_astra_poster 

[MORE=читать дальше]

Через тернии – к кинофантастике

Тридцать лет тому назад

Александр СЕДОВ (с) вступление

 

На фоне неважного знания западной аудиторией нашей кинофантастики, фильм режиссёра Ричарда Викторова «Через тернии – к звёздам» может похвастаться многочисленными отзывами от простых англоязычных смертных. Правда, большинство откликов саркастически-издевательского толка, реже высказывается недоумение. Сложилось так исторически, а почему – можно узнать из тех двух рецензий, которые я привожу ниже (добавлю в скобках, что с фильмом «Морозко» произошло ровно тоже самое и по тем же причинам). Но времена меняются – и в интернете начали появляться рецензии более серьёзного характера. Прежде, чем познакомиться с ними, давайте вспомним, как научно-фантастический фильм об инопланетянке Нийе и планете Дессе был встречен советской кинокритикой в год премьеры.

 

Критик Андрей Плахов в журнале «Советский экран» (№ 11, 1981 г.) писал:

 

«Проблема искусственного человекоподобного существа воплощена с привлечением множества бытовых, житейских подробностей. Авторам интересно не спеша понаблюдать за людьми будущего, побывать в их просторных загородных домах с зелёной лужайкой, приглядеться к семейному укладу и взаимоотношениям. (…) Дабы всё это не показалось слишком идилличным, авторы не без юмора дают понять, что, как и во все времена, люди не перестанут ворчать на своих детей и супругов, невольно огорчать близких и даже немножко ревновать.(…)

 

…Теперь в центре внимания оказывается судьба целой планеты. Десса гибнет. (…) В финале разум и широко понимаемый гуманизм побеждают. Приспешники зла захлёбываются в гибельном потоке биомассы. (…)

 

И жанр и сам материал фильма потребовал от авторов решения сложных стилистических задач. Здесь им удалось преодолеть по крайней мере две принципиальные трудности. Техническое оснащение звездолётов «Пушкин» и «Астра» далеко ушло от макетной примитивности… чувствуется ещё и подлинная свобода самочувствования создателей ленты, её героев в мире электронных чудес. Вспомним хотя бы говорящих роботов…

 

Другая трудность была связана с визуальным воплощением форм внеземной жизни. Здесь не всё получилось одинаково убедительно. Эклектичен облик обитателей планеты Десса. Многие из них отмечены чертами в духе расхожей инфернальности… Жители Дессы, страдающие от загрязнения среды, предстают в страшноватых масках, скрывающих ещё более страшные, изъеденные язвами лица. (…) Но эти детали, которые, надо надеяться, сами собой отступят по мере развития жанра отечественной кинофантастики».

 

(Желающие могут прочесть рецензию Андрея Плахова «Достоверность неизведанного» целиком здесь – в этом скане.) Сов_экран_1981_11_рецензия_Через_Тернии_002 http://ic.pics.livejournal.com/alek_morse/9292090/317800/317800_original.jpg

 

Итак, советский критик принял фильм довольно доброжелательно, хотя не обошлось и без некоторых замечаний – вполне в духе того времени: встречаются у нас ещё отдельные недостатки. Пожалуй, по прошествии лет мы склоны больше критиковать наше старое кино, особенно фантастику, сравнивая с голливудской продукцией. Ну а что же скажут современные западные кинообозреватели? Что отмечают они? Совпадут ли наши впечатления?

 

 

 

Инопланетянка Нийя – своя среди чужих, чужая среди своих

Американский взгляд на фильм «Через тернии – к звёздам»

автор рецензии: Стадтман / Stadtman

Original ENGLISH text – оригинальный английский текст:

http://diedangerdiediekill.blogspot.ru/2011/06/to-stars-by-hard-ways-russia-1981.html

 

перевод: alek-morse

 

Если не брать в расчёт таких редких счастливчиков арт-хауса, как, например, «Солярис» Тарковского, то можно с уверенностью сказать: русской кинофантастике не повезло с признанием и уважением в США. Фильм «Через тернии – к звёздам» - не исключение. Угодив в сомнительные руки компании «Сэнди Фрэнк», фильм серьёзно пострадал от халтурного дубляжа и редактуры, затем под названием «Гуманоидная женщина» был показан на американском телевидении, что в итоге пригвоздило его к позорному столбу – фильм был жёстко высмеян персонажами передачи «Mystery Science Theater 3000».

 

В России, что не удивительно, с этой картиной приключилось совсем иная история. Сценарий был написан известным писателем-фантастом Киром Булычёвым, фильм ждал кассовый успех и признание критики, и, после падение коммунизма, он приобрел статус культового среди молодых отечественных энтузиастов. Эта вновь обретённая популярность обеспечила успех реставрированному изданию фильма (проект Николая Викторова, сына режиссёра Ричарда Викторова) в 2001 году. Учитывая контраст между тем, как фильм был принят на американщине и восприятием картины на родине, мне как автору было соблазнительно сделать логичный шаг вперёд и попытаться вписать фильм в категорию недооценённых шедевров. Но это не тот случай. Хотя «Через тернии…» - хорошо сделанное и интересное кино, и, безусловно, покрывает некоторые минусы…

 

Фильм начинается с того, что на борту брошенного в результате некоей неустановленной катастрофы инопланетного корабля обнаруживается загадочная инопланетянка – она единственная оставшаяся в живых. Для того чтобы, с одной стороны, выяснить её неземное происхождение, а с другой, познакомить её с земным образом жизни, принято несколько нестандартное решение – отправить её на Землю, в семью учёного Сергея Лебедева, которая состоит из папы, мамы и их сына – юноши Степана (Вадим Ледогоров), который оканчивает курсы подготовки космонавта. Женщина, которая нам теперь известна под именем Нийя, быстро овладевает русским языком, и это в результате помогает пролить свет на то обстоятельство, что она ничего не помнит из того, что происходило с ней до её спасения.

 

Что сразу бросается в глаза, так это то, что Нийя способна перемещаться с невероятной скоростью, она обладает телекинезом и способна усилием воли телепортироваться. После тщательных исследований удаётся к тому же выяснить, что она – существо искусственного происхождения, и что её мозг устроен так, что её волей может дистанционно управлять кто-то третий. Возникает закономерный вопрос – как для Нийи, так и для её земных хозяев: кем и с какой целью она была создана? Когда на Землю с терпящей экологическую катастрофу планеты Десса прибывает делегация, с намерением запросить помощь, Нийя полагает, что нашла ответ.

 

Подозревая, что Десса – её родная планета, Нийя проникает на борт корабля-чистильщика, при этом, не догадываясь о том, что на этом же корабле космический курсант Степан собирается отправиться в свой первый рейс. Оказавшись на борту корабля, она постепенно начинает осознавать своё истинное предназначение – она помогает экипажу в попытках возродить больную планету. Эти намерения встречают сопротивления со стороны Туранчокса, промышленника, использующего загрязнение атмосферы в качестве инструмента для извлечения прибыли – он подсылает убийц в масках и противогазах – и, разумеется, не видит никакой выгоды, чтобы положение дел изменилось.

 

В фильме романтический – с оттенком клавесина – саундтрек Алексея Рыбникова, привлекательная операторская работа Александра Рыбина, несколько поистине потрясающих идей и вдохновенных визуальных решений. Всё это делает просмотр «Через тернии» удивительно приятным, так как создаёт такой гармоничный и поразительный баланс, который позволяет фильму пройти между ежовыми рукавицами аллегории и беспечной космической оперы. Догадываюсь, что найдутся и такие зрители, у кого появятся вполне справедливые опасения насчёт пропаганды – и даже, возможно, закатят глаза, едва они ознакомятся с описанием советского фильма, где говорится о трусливом промышленнике, спекулирующем на страдании масс. Однако на самом деле всё это ни сколько не радикальнее тех левых или нигилистических представлений о корпоративной жадности, которые вы можете найти в бесчисленных голливудских антиутопиях, снятых, с конца 60-х.

 

К тому же, в отличие от создателей многих вышеупомянутых фильмов, - постановщиков «Через тернии…», несомненно, двигало желание опровергнуть пренебрежительное отношение к тому, что было сделано в «Звёздных войнах», и опереться в своей работе на юмористические моменты, на элементы а-ля Флэш Гордон. Например, на космических курсантов, на глупых домашних роботов, на гротескно изображённых инопланетных существ, на прикольные космические аппараты, и, как кульминация, на соединение двух моментов – бушующего шторма и финального сражения на поверхности чужой планеты. Вместе с эпизодами земного повествования, которые пронизаны тоской и таинственностью, - всё это даёт совершенно уникальное наполнение, не говоря уже о таких ингредиентах, как режиссёрское мастерство Викторова, которое, вопреки вашим ожиданиям, снижает несовместимость таких разнородных элементов до минимума.

 

Возможно, самым ценным активом фильма «Через тернии – к звёздам» является наличие в нём Елены Метёлкиной, модели, для которой эта роль явилась дебютом в кино. Со своими, как у обезьянки, завораживающими глазами и вздрагивающей, как у кошки, пластикой, Нийя в исполнении Метёлкиной – это, с одной стороны, и необычайно убедительная героиня, а, с другой, поразительное физическое присутствие, в котором сочетается какая-то чужеродно-тревожная загадочность и слишком человеческая уязвимость.

 

По мере того, как мы всё больше узнаём о той уникальной ситуации, в которой находится Нийя, полагаю, что даже самые толстокожие зрители не смогут не проявить к ней сочувствие. К моменту её возвращения на Дессу, она уже сильно привязана к своим земным друзьям и теперь ей придётся научиться жить с ностальгией – каким бы разорённым и опустошённым не был её дом. Увы, как и следует из названия фильма, возвращение домой редко бывает простым, также верно и то, что ей приходится учиться на собственном горьком опыте.

 

 

Гуманизм и горячая протоплазма

Английский взгляд на фильм «Через тернии – к звёздам»

автор рецензии: Эндрю Прагасам / Andrew Pragasam

Original ENGLISH text – оригинальный английский текст - http://www.thespinningimage.co.uk/cultfilms/displaycultfilm.asp?reviewid=4332

 

перевод: alek-morse

 

…Фильм «Через тернии – к звёздам», чьё название происходит от латинского изречения “Per aspera ad astra”, - удивительный экологически-ориентированный  космический эпос, щедро наполненный остроумными и мудрыми находками. За исключением несколько неуклюжих, хотя не менее очаровательных в своей комичности роботов, - спецэффекты, костюмы и декорации на уровне голливудской продукции начала восьмидесятых. Примечательно, что если сравнивать «Через тернии» с фильмом «Чужой» (1979), то первому удалось полностью избежать мрачных сценарных завихрений – модных в тогдашней американской научной фантастике, и сохранить оптимизм и веру в науку и в человечество. Это явствует из большого числа персонажей, способных сострадать, разумно мыслить и честно исполнять необходимое, - всё, что составлять формулу советской добродетели, - при этом привлекающие именно своей человечностью. Если иметь в виду, что взрыв планеты в голливудском кино может быть одноразовым спецэффектом, здесь гибель героя вызывает острое неприятие.

 

Диалоги здесь по своей моральной и философской глубине как бы на полпути от «Соляриса» (1972) к «Стар Трэку» - лишь с небольшими вкраплениями наукообразного бреда. Здесь масса интригующих идей, в том числе намёки в духе Эриха фон Вандейкена, как, скажем, связь между древними цивилизациями и космическими пришельцами, - фильму также чудом удалось избежать проповедей во многом благодаря мастерству одного из сценаристов и одновременно режиссёра Ричарда Викторова, ранее работавшим над двухсерийным научно-фантастическим фильмом «Отроки во Вселенной» (1974/75). Очевидно, что большинство его стараний пошло прахом для англоязычных зрителей, которые самым банальным образом всего этого не заметили, включая тех невежд из программы «Mystery Science Theatre 3000», которые жестоко поиздевались над фильмом.

 

В ряде европейских стран фильм неоднократно завоёвывал призы, не обошли награды и исполнительницу главной роли - актрису Елену Метёлкину, завораживающую, с удивительно нездешним обаянием, которая при этом не впала в звёздную болезнь, такую типичную для рок-звёзд Новой волны восьмидесятых годов. Её очаровательная пантомимическая актёрская игра характеризует Елену как предшественницу глазастой супергероини по имени Лилу из фильма «Пятый элемент» (1997). Новичкам, возможно, придётся привыкать к медленному ритму советского кинематографа, а также к тому, что на фоне масштабного повествования одни персонажи появляются, а другие исчезают. Кульминация выливается в захватывающее зрелище, в котором показано, как наши герои сражаются с клокочущей протоплазмой, при этом, не заслоняя более содержательные аспекты истории. Ценители европейской интеллектуальной научной фантастики должны по достоинству оценить этот фильм.

 

 

[/MORE]

Комментарии


Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)