Автор: Шано

* * *

08.05.2013 в 01:52

Пишет [J]Zinder[/J]:

 

уже не кошелек, еще не клатч - далеко не дамские сумочки 17-18 века

В XVII веке Европу захлестнула волна азартных игр, мода на которые не прошла и в веке XVIII. Посиделки за карточным столом стали излюбленным времяпрепровождением для мужчин и женщин всех возрастов и классов. Кавалер или дама, которые не участвовали в таких играх, как кадриль или бассет, по свидетельству «Законченного игрока» - труда, опубликованного в 1674 году - считались «дурно воспитанными людьми, с которыми невозможно общаться». Вместе с возросшим интересом к азартным играм появилась и такая полезная и нужная вещь, как игровая сумочка или кошелек (gaming purse).

 

 

[MORE=читать дальше]У новоявленного аксессуара было плоское круглое основание, а бока стягивались при помощи шнуровки. Подобные сумочки (большинство из которых, к слову, производилось во Франции) служили хранилищем денег или фишек для расчета в играх – благодаря плоскому дну и невысоким бортам в них удобно было держать монеты и фишки столбиками под рукой у игрока.

 

"Игроки в карты". Питер де Хох, 1663-65 гг.

 

Вот один из классических примеров игровой сумочки знатных игроков той эпохи.

 

Сумочка для игры, XVII-XVIII вв.

 

Для верхнего слоя, подбитого волосом, использована кремовая кожа и красный бархат, вышитый серебром, голубым шелком и позолоченным серебряным шнуром. Подкладка сделана из розового шелка. Край обшит тонкой металлизированной тесьмой. Основание аксессуара декорировано двумя щитами, увенчанными короной и окруженными побегами лавра. Этот орнамент говорит о том, что сумочка, по всей видимости, принадлежала человеку, занимавшему достаточно высокое положение в обществе – согласитесь, ведь не всякая мелкая птица могла украсить своим гербом сумочку для игры.

 

Брат короля Людовика XIV, Филипп Орлеанский, безусловно, входил в число птиц высокого полета, поэтому его сумочка для игры из коллекции Версаля впечатляет богатой отделкой серебряным и золотым шитьем по голубому фону.

 

 

Круглое донце гордо демонстрирует герб Орлеанского дома – перевязь и три серебряных лилии на лазурном поле.

 

 

Не менее богато отделана и сумочка военного министра Франсуа-Мишеля Летелье, маркиза де Лувуа – грозный министр тоже не гнушался посиделок за карточным столом. Красный бархат расшит королевскими лилиями – любимым мотивом высокопоставленных сановников эпохи Короля-Солнце

 

 

Герб Лувуа не столь помпезен, как у герцога Орлеанского, но это с лихвой искупается богатством и вычурностью окружающего шитья.

 

 

Но удобной новинкой пользовались и менее знатные особы. Одна из сумочек на фото ниже была сшита неизвестным мастером во Франции в XVII веке, чтобы быть подаренной некоей мисс Харпер, о чем свидетельствует герб и монограмма.

 

 

В качестве основного материала использован бархат, расшитый золотой и серебряной нитями, подбитый золотистым шелком и стянутый золотой шнуровкой. Интересно отметить, что игровые сумочки, будучи вещью куртуазной, почти не делались из кожи – исключением была лайка.

 

Следующую сумочку сшили в восьмидесятых годах семнадцатого века по заказу герцога Жака Гойона де Матиньона, в 1673 году ставшего кардиналом римско-католической церкви в Париже, о чем свидетельствует вышитый шелком и серебром герб на основании. Известно, что он был азартным игроком в карты – католическая церковь, в отличие от протестантской, не осуждала это популярное увлечение аристократов. Даже кардинал Мазарини был весьма азартным и удачливым игроком в карты.

 

Сумочка для игры, 1660-1680 гг.

 

 

 

Боковины расшиты узором из королевских лилий. В работе использовались лайка, шелк, серебро, позолоченное серебро, ручная вышивка и украшения. Однако лайка, как материал более «низкий», была обшита поверху бархатом. Подкладка изделия выполнена из тафты – таким образом, прослойка из кожи максимально укрепляла сумку. Внешне сумочка отличается от тех, которые шились в XVII веке, тем, что здесь используется необычный цвет бархата – рыжевато-бурый.

 

Еще одна игровая сумочка, которая выглядит довольно просто, хоть и изготовлена по всем правилам – сшита из бархата и обшита по краю (правда, медной нитью, как заменителем серебра или золоченого серебра). Однако пусть эта простота вас не обманывает – скорее всего, отсутствие монограмм, гербов и прочих памятных знаков на ткани указывает на хитрость ее владельца. Ведь такая «скромная» сумка как бы намекала, что у хозяина не густо с деньгами. Это уменьшало риск ограбления или жульничества за игорным столом.

 

Игровая сумка 1660-1700 гг.

 

Следующее изделие существенно отличается от «классических» сумочек для игры. Судя по выбору материала (лен и подкладка из шелка), аксессуар использовался для «домашней» игры и почти не «выходил в свет».

 

Игровая сумка 1690–1710 гг.

 

Сумочка расшита гобеленовым швом (petit point). Вышивка представляет собой повторяющийся узор из розовых цветов, среди которых присутствует один желтый. Эта выбивающаяся из общего ряда деталь была призвана сделать сумочку уникальной, указывая на ее принадлежность конкретной владелице.

"Игроки в карты". Герард Терборх, 1659 г.

 

Галантная эпоха XVII- XVIII веков славилась праздностью, царившей в светских салонах и будуарах, пышными празднествами, расточительством и вычурными туалетами, а также тем, что сумочка, превратившись в полезный аксессуар, в который складывалось самое необходимое, все еще служила признаком высокого статуса владельца и оставалась достоянием привилегированного класса.[/MORE]

 

URL записи

1

Комментарии


Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)