Автор: Шано

* * *

Оригинал взят у в Сен-Шапель: про реликвии, Латинскую империю, революцию и реставрацию

Сен-Шапель, со своими оригинальными витражами 13 века сегодя, наверное, одно из самых популярных мест паломничества интересующихся готикой туристов (да и вообще туристов, благо находится она в самом центре Парижа и во всех путеводителях отмечена максимальным количеством звездочек. Но в ошеломлении от ее фантастических интерьеров, мы не всегда задумываемся о том, что именно мы видим. В этой заметке, в спокойной домашней обстановке, мне бы хотелось рассказать немного подробнее об этом месте и, само собой показать фото :). P5021883

[MORE=читать дальше] Про реликвии Святая капелла (фр. Sainte Chapelle) когда-то была расположена на территории королевского дворца. Она была задумана Людовиком Святым (король Франции в 1226—1270 годах, руководитель 7-го и 8-го крестовых походов) как место хранения священных реликвий, связанных со Страстями Господними.

Во Франции эти реликвии оказались следующим образом: В 1239 году Людовик IX купил у императора Латинской империи Бодуэна II 22 святые реликвии Страстей Господних и, в частности, терновый венец, обагренный кровью Христа. Терновый Венец Спасителя. Сейчас хранится в Нотр-Даме. Терновый Венец Спасителя Источник: http://ricolor.org/europe/frantzia/mp/24/1/

Позволю себе небольшое отступление о Латинской империи. После того как во время 4-ого крестового похода крестоносцы взяли Константинополь, они какое-то время (до 1261 года) контролировали его и некоторые другие территории бывшей Византийской империи. вот это самое государство крестоносцев на территории современных Греции, Болгарии и Турции и называлось Латинской империей. Кстати, интересно отметить, что отвоевание византийцами Константинополя в 1261 году не значило полного изгнания западновропейцев с византийских территорий. В некоторых княжествах, сформировавшихся в рамках Латинской империи они продолжали править  вплоть до завоевания этих территорий турками.

Так вот, вернемся к реликвиям. Людовик был очень набожным человеком, а Бодуэн нуждался в деньгах. К моменту сделки император уже заложил реликвии венецианским купцам, а возвращать долг было нечем. Заплатив за него огромную по тем временам сумму (по некоторым данным она достигала 135 000 ливров - для сравнения строительство новой часовни для хранения святынь обошлось "всего" в 40 000 ливров), едва избежав захвата венецианцами, святыни привезли в Париж. Король встречал бесценную драгоценность босой и в рубище. Через два года Бодуэн продал Людовику фрагмент истинного креста и еще несколько реликвий, связанных с Богоматерью.

Для святынь такого ранга потребовалось достойное архитектурное обрамление и на месте старой королевской часовни была возведена новая церковь. Она была построена в рекордно короткий срок с 1242 по 1248 годы. Про масштаб и устройство Святая капелла имеет небольшие размеры: её длина 35 м, а ширина 11 м. Сегодня Сен-Шапель кажется нам совсем маленькой рядом со внушительным зданием Дворца Правосудия. P5021858 Но на старых миниатюре начала 15 века хорошо видно, что когда-то ее силуэт доминировал над зданием королевского дворца.

Фрагмент миниатюры братьев Лимбург. Около 1400 г. PalaisdelaCite

Источник: Википедия. Капелла разделена на два уровня. Верхняя капелла, освящённая во имя Святого Креста, была предназначена для короля и его ближайшего окружения. Когда-то верхнюю капеллу соединяла с королевским дворцом наружная галерея. Нижняя капелла, освящённая в честь Девы Марии, была отведена для придворных, дворцовой гвардии и слуг.

Это разделение на два уровня хорошо заметно и снаружи: строгость фундамента и мощность контрфорсов противостоят лёгкости верхних частей здания, увенчанного деревянным кедровым шпилем высотой в 33 метра. Макет Сен-Шапель Maquette-Ste_Chapelle Источник: Википедия

Именно в верхней капелле, в раке, изготовленной из серебра и позолоченной меди, установленной на ажурном постаменте в глубине апсиды, хранились реликвии, купленные Людовиком Святым. Огромный драгоценный ларец, стоявший в апсиде верхней капеллы, называли Палладиумом, священным щитом Французского королевства.  На сегодняшний день сохранилась только трибуна реликвий (1267 г.), расположенная над центральной аркой преграды, отделяющей неф от алтаря. На ней, под балдахином, и располагалась рака с реликвиями. Сама рака была переплавлена во время Великой Французской революции. Трибуна реликвий P5021869 Арка на которой установлена трибуна реликвий. Рояль, остался, видимо после одного из концертов, которые периодически устраивают в капелле. P5021877 Верхняя капелла отличается невероятным великолепием. Мощь контрфорсов почти не ощущается благодаря продуманному распределению группы из девяти небольших колонн, скрадывающих объёмность каждой опоры. К колоннам приставлены статуи апостолов. P5021868 P5021872 Главным украшением верхней капеллы являются витражи. Их площадь составляет более 600 м и две трети из них — подлинные произведения витражного искусства XIII века. P5021875 P5021880 Витражи выполнены по мотивам библейских текстов, повествующих об истории человечества от сотворения мира до казни Иисуса Христа. Каждое витражное окно поделено на стрельчатые арки и «читается» слева направо и снизу вверх. P5021866

Западное окно-роза относится уже к позднейшему периоду - к концу 15 в. В витраже использовано красное и синее венецианское стекло, а также применена редкая по тем временам желтая краска. Это отличает его от более древних витражей 13 века, в которых доминируют красный и синий цвета. P5021878

Что касается нижней капеллы, то особенность ее конструкции состоит в использовании небольших аркбутанов, которые поддерживают внутренний свод. Интерьер нижней капеллы. P5021860 Декор ее весьма разнообразен: скульптура, росписи, витражи, смальтовая мозаика, цветные стеклянные кабошоны для обрамления барельефов. Интересны капители (140 штук), оформленные в виде резных фантастических растений. Стены трёхнефной нижней капеллы с низкими сводами (их высота 6,6 м) украшены аркатурами в форме трилистника и двенадцатью медальонами с изображениями апостолов. Аркатура и медально с изображением апостола, украшенный стеклянными кабошонами. P5021861 На колоннах геральдические лилии на лазурном фоне чередуются с башнями Кастилии в честь Бланки Кастильской, матери Людовика Святого. На фото хорошо видны аркбутаны и декор колонны. Откуда-то я знаю, что статуя Людовика Святого была поставлена сюда в 19 веке, но в беглый поиск в интернете подтверждения информации не дал, так что решайте сами, доверять этому или нет :) P5021863 Оригинальные росписи и витражи нижней капеллы были утрачены во время наводнения в конце 17 в. Роспись стен и сводов капеллы была восстановлена в 19 в. У реставраторов было мало информации об оригинальных росписях, поэтому фактически они были написаны заново. Роспись нижней капеллы. P5021859 Столь же близки к оригиналу и витражи: после наводнения их заменили на бесцветные стёкла, и только в 19 веке был создан витражный цикл, иллюстрирующий эпизоды жизни Богоматери, которые мы можем видеть сегодня. P5021862  Впрочем, это не мешает посетителям погрузиться в атмосферу средневековой капеллы: так ли уж важно, в какой именно рисунок складывались стеклышки - главное, как играют их блики на стенах...    О революции и реставрации Сен-Шапель, как и многим другим храмам, которым не повезло находиться в столице борящегося с религией государства, сильно досталось во времена французской революции. Если с 13-ого до конца 18-ого века все изменения в капелле были направлены лишь на восстановление интерьеров, поврежденных пожарами и наводнениями  (в частности, в ходе работ в XV веке был заменены шпиль капеллы и круглый витраж на западной стороне), то во время революции церковь осквернили и разграбили, а в 1803 году капелле разместили архивный склад (спасибо, что не склад удобрений). Для того, чтобы обеспечить лучший доступ света витражи были сняты на два метра по высоте. Снятые витражи были либо проданы, либо уничтожены.

Склад в Сен-Шапель работал до 1840 года, когда начались грандиозные реставрационные работы, связанные с решением ученых (во главе с Виолле ле Дюком, тем самым, что отстроил Каркассон) восстановить средневековый облик церкви.

Капелла и оставшиеся витражи XIII столетия были полностью отреставрированы, кроме того, воссоздан новый деревянный шпиль, являющийся точной копией шпиля XV века. Тот самый шпиль. P5021857 Росписи храма восстановлены в 1842 году. Об этой реставрации пишут как об одной из самых образцовых для того времени, но глядя на некоторые фигуры, сразу видишь романтиков второй половины 19 в., не мастеров 13-ого. P5021867 Источники: Википедия http://france-guide.livejournal.com/11038.html http://www.paris-vip.ru/sights/sainte_chapelle.htm

[/MORE]
1

Комментарии


Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)