Автор: Шано

* * *

В правилах этикета 15-го и 16-го века подчеркивалось, что необходимо мыть руки до еды. Каждый должен был вымыть лицо и руки при подъеме с кровати, а так же прополоскать рот. Georges Duby, в статье Истории Частной Жизни, сообщает:

"... Среди господствующих классов чистоту очень ценили. Никакой формальный обед (то есть никакой обед, данный в большом зале с большой толпой гостей) не начинался, пока гостям не были предложены кувшины для дообеденного омоновения.

Горячая ванна была обязательной прелюдией к любовным играм, описанным в фабулах.

Купание и уход за телом были расценены моралистами подозрительными, большей частью потому, что они обнажали тела. Купание считалось прелюдией для греха. <…> [Общественные ванны] подозревались, потому что они были слишком общественны; не было ничего лучше, чем вымыть свое тело в уединении у себя дома. " (p. 525)

В то время как смешанному купанию препятствовала Церковь, есть данные, что в банях проводились обеды и свадебные банкеты, соединяемые с принятием ванны. И безусловно, что изображения пар, моющихся в ванне, предполагают, что это была не столько социальная, сколько сексуальная деятельность.

 

Другой вопрос, как часто люди купались.

В издании Janssen's History of the German People есть множество деталей относительно популярности использования ванн в Германии. Люди купались по несколько раз каждый день; некоторые тратили целые дни внутри. С 20-ого мая по 9-е июня 1511, Lucas Rem купался сто двадцать семь раз, как мы можем вычислить по его дневнику

Средневековые жители любили принимать ванны больше, чем мы могли бы ожидать, однако, не всегда этот процесс был легким.

Ванна представляла собой деревянную бадью, наполняющуюся водой, нагретой на очаге. Моющийся человек отгораживался от досужего взора балдахином или навесом. В более теплую погоду бадью выносили в сад замка, а когда наступали холода, ванна находилась около камина внутри замка. Лорды часто нанимали человека, чьей единственной обязанностью была подготовка ванны для всего семейства. Этот человек зачастую путешествовал с семьей. В некоторых замках были специально встроенные ванны. В Замке Лидса, в 1291, была создана ниша 23 на 17 футов, выложенная камнем, в которую вмещалось до 4 футов воды, налитой из озера, окружавшего замок. Там же была полочка для ванных принадлежностей, альков для ванны и комната для переодеваний, располагавшаяся прямо над ванной. Редко, но все же встречаются замковые ванны, где по трубам пускали горячую и холодную воду. А некоторые лорды обзаводились ковриками для ванной, чтобы защитить ноги от холода.

Умывальником служил таз, где отстаивалась вода, или каменная чаша, встроенная в стену. Она использовалась для мытья рук перед и после приема пищи. Некоторые умывальники были декоративно украшены и имели выходные отверстия в форме голов животных. Примеры замков с умывальниками - Goodrich и Conisbrough в Англии.

[MORE=читать дальше]Уже в середине 1200-ых многие города имели собственные общественные бани. Воду грели на огне, но это приводило к появлению двух проблем. Во-первых, вышедший из-под контроля огонь мог истребить несколько кварталов. Во-вторых, численность лесов стала уменьшатся, дрова подорожали, и повышающиеся затраты на нагревание воды вынудили большинство бань закрыться. Некоторые бани пробовали жечь вместо дерева уголь, но его пары оказались вредными для здоровья.

К середине 1300-ых, только самый богатый мог позволять себе зимой дрова для нагревания воды. Остальная часть населения была вынуждена большинство времени ходить грязными. Зачастую в качестве ванны использовались бочки, где все семейство мылось в одной и той же воде.

 

Наиболее предпочитаемым способом мытья в бане – была парилка. Основные способы её организации были одинаковыми в большинстве стран Северной и Восточной Европы: сначала нагревались камни или печи в замкнутом пространстве. На камни лилась вода для создания пара. И люди сидели на скамьях возле этих камней обнаженными. Во время посещения парилки рекомендовалось хлестать себя связками листьев, чтобы усилить кровообращение.

 

Банщики нанимали специальных глашатаев. Которые возвещали народу о том, что вода в бане нагрета:

"Глашатай патрулировал улицы Парижа 13-го столетия, чтобы позвать людей к нагретым паровым ваннам и баням. Этих учреждений уже насчитывалось двадцать шесть в 1292 [Riolan, Curieuses Recherches, p. 219].

Ванны принимались в комнате, часто отдельной. Паровая ванна не обязательно подразумевала погружение. Например, в шести ваннах в Saint-Vivien в 1380 было три кровати и сиденья. [C. de Beaurepaire, Noveaux Melanges historiques, Париж, 1904, p. 94]...

Обстановка бани в пятнадцатом столетии на миниатюре Valerius Maximus включала в себя роскошные скатерти, картины на стенах и плиточный пол. [Valerius Maxiumus, 'Faits et Dits memorables' fifteenth cneutry) Paris, BN, ms.fr., 289; fol 414]... "

— Vigarello, Georges, Concepts of Cleanliness, p. 21-22

Вот описание эрфуртских бань XIII в.: «Бани в этом городе доставят вам истинное удовольствие. Если вам необходимо помыться и вы любите удобства, то можете входить туда спокойно. Вас примут любезно. Красивая молодая девушка как следует разотрет вас своими нежными ручками. Опытный брадобрей побреет вас, не уронив вам на лицо ни капельки пота. Утомившись ванной, вы найдете кровать, чтобы отдохнуть. Хорошенькая женщина, которая не причинит вам беспокойства, с видом девственным искусно расчешет вам волосы. Кто же не сорвет у нее поцелуй, если только захочет, поскольку она отнюдь не сопротивляется? А когда у вас потребуют платы, то хватит и одного денье».

 

Чаще всего купальщики были голы; в большинстве случаев на них надеты только головные уборы, хотя иногда и набедренные повязки. Poggio Bracciolini в 1416 говорит относительно купальщиков в ваннах Baden " мужчины носят только кожаный передник, а женщины - льняные рубашки до колен, столь вырезанные с обеих сторон, что они оставляют раскрытую шею, грудь, руки и плечи. " Uglino da Montecatini написал, что на курорте Pisan Bagno Acqua (приблизительно 1400), " женщины на протяжении лечения - прилично одеты и многие мужчины прикрыты тонким и светлыми одеяниями. " Иллюстрации показывают, что даже в частных ваннах, и мужчины и женщины носили головные уборы, чтобы не навредить здоровью, а женщины носят все их драгоценные камни; «Вы могли бы подумать, что они шли не в ванны, а на фешенебельную свадьбу» (Pognio, цитируемый Mack)

 

В монастырских уставах указывалось максимальное количество дозволенных ванн и туалетных процедур, поскольку все это считалось роскошью и проявлением изнеженности. Монастырские ванны, которые часто имели отдельные кабинки, а люди в них, предполагалось, должны купаться в холодной воде и не более, чем один раз в неделю. Это должно было оградить монахов от получения чувственного удовольствия от купания.

Некоторые монастыри имели фонтаны для мытья рук (иногда называемые ' умывальник'), вода откуда вытекала текла из нескольких отверстий в круглый бассейн.

 

Есть множество иллюстраций, изображающих группы людей или отдельных личностей, купающимися в фонтанах и. Трудно определить, являются ли они артистическими фантазиями или показателем обычной практики. Однако нам известно, что в фонтанах мыли одежду, охлаждали вино и использовали для других хозяйственных целей.

 

 

Кстати, я была склонна скорее согласиться в вами, пока не копнула этот вопрос поглубже. Для меня и раз в две недели - грязь невыносимая. Но, теперь мне приходится пересмотреть свои убеждения. И это нормально. Конечно, средневековые ванны - это не арабский хамам или русская баня, но и в русских деревнях долгое время существовал средневековый обычай мыться в печке: да, да, влезали в печку, вставали внутри в полный рост и мылись ( не верите, почтайте Балашова и его "Государей московских"( сцена мытья вдовы Александра Невского и его маленького сына Даниила).

 

 

О банях упоминается в законах

 

САКСОНСКОЕ ЗЕРЦАЛО

Статья 89

"Если кто-либо возьмет из общественной бани чужой меч, или платье, или умывальный таз, или ножницы, которые по общему мнению похожи на его вещи, ... а свое там оставит и если затем, полагая, что это его, будет держать эти вещи неспрятанными и затем обещает принести присягу, то эту вещь можно задержать и требовать ее возвращения. От обвинения в краже или ограблении, если он будет в этом обвиняться, можно очиститься присягой на реликвиях, если он имеет свидетелей в том, что он держал эти вещи неспрятанными."

 

Бьеркеарэттен 18. О краже в бане или у домохозяина

"Тот, кто совершил кражу в бане или у своего хозяина на сумму более половины марки, он спасает свою жизнь, платя сорок марок, или он будет повешен."

 

 

РЕГИСТРЫ РЕМЕСЕЛ И ТОРГОВЛИ ГОРОДА ПАРИЖА

Это уставы банщиков

"Каждый, кто хочет быть банщиком в городе Париже, может им быть свободно, лишь бы работал по обычаям и кутюмам цеха, установленным всем цехом, которые таковы: никто, мужчина или женщина , не выкрикивает и не заставляет выкрикивать свои бани до того, как наступит день, из-за бедствий, которые могут случиться с теми, кто поднимается при этом крике, чтобы идти в бани; ...не должен устраивать из своих домов днем и ночью публичных домов и держать там ночью прокаженных мужчин или женщин, бродяг и других опасных людей; ...не должны затапливать баню в воскресенье или в праздничные дни, когда весь город празднует.

Любой человек своему банщику платит за мытье 2 денье, а если он еще купается, он платит 4 денье; и поскольку иногда дрова и уголь бывают дороже, чем в другое время, и кто-нибудь пожалуется, парижский прево устанавливает подходящую умеренную цену соответственно времени по донесению и клятве добрых людей этого цеха, каковые условия банщики и банщицы обещались и поклялись выполнять твердо и постоянно, без нарушений. Каждый, кто нарушит в этом цехе что-нибудь из установленного, платит штраф 10 пар. су, из которых королю - 6 су, а остальные 4 - старшинам, охраняющим цех, за их труды."

 

ФУЭРО КУЭНКИ

(1189 г.-XIII в.) ВАЛЕНСИЙСКИЙ КОДЕКС

[26]О том, кто украдет одежду женщины, которая будет мыться в бане

Всякий, кто у женщины, которая будет мыться, украдет одежду или отнимет, платит триста солидов; если он будет отрицать [содеянное] и истица не сможет доказать, пусть он принесет присягу с двенадцатью весинос, и присяге верить, исключая распутницу, открыто оказывающую услуги, которая не получает штрафа, как сказано [выше].

...

[11]О том, кто разрушит колесо мельницы

Кто колесо мельницы, или огорода, или бани, или колодца разрушит умышленно, платит десять мараведи и вдвойне за ущерб, если будет побежден; если нет, очищается, как за кражу; и кто эти вещи украдет, платит, как вор, или очищается, как за кражу, если не будет доказана [его вина].

 

ЗАКОН ВЕСТЬЕТОВ

ПРЕСТУПЛЕНИЯ, НЕ ИСКУПАЕМЫЕ ШТРАФОМ 79

"... §6. Если кто выстрелит через дымовое отверстие и убьет мужчину, убьет в бане..."

 

ФУЭРО СЕПУЛЬВЕДЫ

"Т. [111]. О банях.

Пусть мужчины идут сообща в баню во вторник, четверг и субботу. Женщины идут в понедельник и в среду. И евреи идут в пятницу и в воскресенье. Ни мужчина, ни женщина не дают больше одного меаха при входе в баню. Слуги мужчин и женщин ничего не дают, а также дети [не дают]. Также, если мужчина войдет в баню или в одно из помещений бани в женский день, платит десять мараведи. Также, если какая-либо женщина в мужской день войдет в баню или будет встречена там ночью и оскорбит ее кто-либо или возьмет силой, то не платит никакого штрафа и не становится врагом. Также мужчину, который в другой день возьмет силой женщину в бане или опозорит ее, должны сбросить. Пусть женщины свидетельствуют в бане, или в пекарне, или у источника, или у реки, или там, где прядут или ткут; свидетельствуют только те, которые являются замужними, и также свидетельствуют дочери весинос. Также, если христианин войдет в баню в день евреев или еврей в дни христиан и евреи ранят христианина или христиане еврея или убьют его, не платят никакого штрафа. Также хозяин бани обеспечивает тех, кто будет мыться, тем, во что набирают воду, и другими вещами; и если не сделает так, то платит он пять солидов истцу и судье. Также тому, кто украдет какую-либо вещь из [его] вещей или из тех, которые необходимы в бане, надлежит отрезать уши. Также, если [кто-либо] украдет какую-либо вещь, которой моются, платит десять менкалей и лишается ушей, а [если стоимость украденного] свыше двадцати [мараведи], должен быть сброшен."

 

Короли строили бани

 

Карл Великий. Жизнеописание Эйнгарда.

"Любил он также купаться в горячих источниках и достиг большого совершенства в плаванье. Именно из любви к горячим ваннам построил он в Ахене дворец и проводил там все последние годы жизни. На купанья, к источникам он приглашал не только сыновей, но и знать, друзей, а иногда телохранителей и всю свиту; случалось, что сто и более человек 'купались вместе."

 

 

АЛЬФОНСО III

ХРОНИКА

"Король Альфонсо Великий стал королем в восемнадцатый день перед октябрьскими календами ... И недалеко от дворца он построил церковь с парой искусно сделанных алтарей в драгоценном обрамлении в честь Святых Юлиана и Баселиссы. Он также указал и повелел выстроить королевский дворец, бани и хранилища для всех видов запасов."

 

Купались по всей Европе по разному

 

ЦЕРКОВНАЯ ИСТОРИЯ НАРОДА АНГЛОВ. Прп. Беда Достопочтенный

"Британия-это остров среди океана, называвшийся прежде Альбионом ....Есть в этой земле соленые источники, есть и горячие, вода которых используется в горячих банях, где моются раздельно, сообразно полу и возрасту."

 

Вильгельм Тирский

Во всех городах, состоящих под властью вышеупомянутого короля и его преемников, равно и их баронов, венециане имеют церковь, целую улицу, площадь или баню и пекарню в вечное и наследственное владение, свободное от податей и на праве королевской собственности.

....

Если они пожелают в Акконе устроить пекарню, мельницу, баню,весы, четверики и ведра для измерения вина, масла и меда в своем квартале, то да будет разрешено всем жителям города пользоваться тем свободно для печения, молотья и мытья как бы то было королевской собственностью.

 

В банях мылись даже во время военных действий

 

БОЛЬШИЕ АННАЛЫ КОЛЬМАРА

ANNALES COLMARIENSES MAIORES

"Король Рудольф осадил Петерлинген и построил вокруг крепости дома, бани и укрепления, чтобы голодом принудить город сдаться.

...Герцог лотарингский выстроил в Пломбьюре над банями укрепление, чтобы защищать купающихся от преступников."

 

ВЕЛИКАЯ ПОЛЬСКАЯ ХРОНИКА

"А Святополк, явившись, осмелился начать войну против своего господина князя Лешка. Тогда последний, избегая военных действий, бежал к деревне Марцинково. Изменник же Святополк преступным образом убил бегущего , и большая резня произошла в том и другом войсках. Вышеупомянутый князь Генрих также получил тяжелое ранение в бане."

 

ХРОНИКА БЫХОВЦА

"И встретил короля в Стырце, потому что мылся там в бане, . И король, заплакав, сказал: «Пан Рутвянский, вы мылись в бане водой, а мои верные слуги литва в неприятельских руках кровью умываются». И после этого побоища король Казимир был очень печален..."

 

В банях мылись даже монахи

 

УСТАВ ОРДЕНА АВГУСТИНИАНЦЕВ

"В баню ли, в иное ли место надобно вам идти, пусть будет вас не менее двух или трех. Имеющий же надобность выйти из монастыря должен идти с тем, кого назначит начальствующий."

 

ГРИГОРИЙ ТУРСКИЙ

ИСТОРИЯ ФРАНКОВ

"Что же касается пользования баней [посторонними] — в чем ее обвиняют, — то она сообщила, что было это в дни [300] великого поста. Новое здание бани сильно пахло известью, и чтобы не повредить своему здоровью, монахини в ней не мылись. Поэтому госпожа Радегунда приказала монастырским слугам открыто пользоваться этой баней до того времени, пока окончательно не исчезнет всякий вредный запах. Баня была в пользовании слуг весь великий пост и до троицы."

 

О банях писали в стихах...

 

Роберт Геррик (1591-1674)

На одноглазого Брума. Эпиграмма

Брум стал хромать от холода и пива.

В Купальне исцелившись как на диво,

Без костылей вернулся он домой,

Но вновь хромым – ведь шёл полуслепой.

(Оригинал на англ.)

555. Upon оne-ey'd Broomsted. Epig.

Broomsted a lameness got by cold and Beer;

And to the Bath went, to be cured there:

His feet were helpt, and left his Crutch behind:

But home returned, as he went forth, half blind.

 

Франсуа Вийон. РОНДО

Женен-дурачок, Нисходи-ка ты в баню,

Помойся разок, Женен-дурачок.

Попарься часок, Поднявшись поране.

Женен-дурачок, Нисходи-ка ты в баню .

 

Парцифаль

"Князь, воротясь в столичный град,

Велел пришельца вымыть в бане.

Э! Гость-то прямо с поля брани:

Кровоподтек, два синяка....

...

Обоих в баню повели.

Двенадцать дев придворных,

Прилежных да проворных,

От грязи и от пыли

Владычицу отмыли.

И вот, умыта и свежа,

Вновь почивает госпожа

После скитаний длинных

На пуховых перинах.

Меж тем Орилус, в бане моясь

И ни о чем не беспокоясь,

Мечтает только об одном:

О скором отдыхе ночном.

"

 

Немецкая народная баллада "Про воду и про вино"

"Вода говорит: "А скажи, вино,

Кто в банях людей услаждает умно?

Красавицам пылким желанны

Мои прохладные ванны"."

 

 

...и в прозе

 

Ирландская сага "Сватовство к Эмер"

"Тогда король велел истопить баню, где все стали мыться по очереди. Когда дошел черед до Кухулина, девушка признала его.

- Я отдам тебе в жены свою дочь с богатым приданым, - сказал король.

- Не подходит мне это, - отвечал Кухулин. - Но если она согласна, пусть является в этот самый день, ровно через год, в Ирландию: там она разыщет меня."

 

Джованни Боккаччо

Декамерон

"А жена мне сказала: „Ты велел ответить Филиппелло и подать ему надежду, а теперь мне приходится эту кашу расхлебывать. Он требует, чтобы я прямо сказала ему о своих чувствах, и зовет на тайное свидание в бани. Вот с чем он ко мне пристает, и если б ты неизвестно для чего не заставил меня вступить с ним в переговоры, я бы так его отделала, что он позабыл бы, как пялить на меня глаза“."

 

Рыцари Артура. Оуэн, или Хозяйка фонтана

"И служанка ходила за ним, и готовила для него еду, и питье, и постель, и баню, пока он не выздоровел, и стригла его волосы. И так продолжалось три месяца, пока кожа его не побелела, как раньше."

 

Банщик - он и в государстве папы банщик

 

СИМЕОН ЛЕХАЦИ

ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ

7. В ГОСУДАРСТВЕ ПАПЫ

"Все они одеты в красное, за исключением векилей, хакимов, кехьи и священников, ибо [больница] похожа на город, имеет судей, писцов, лекарей, кондитеров, банщиков, поваров, пекарей, не считая топлива и пищи для больных, матрасов, простыней и всех прочих нужд

Девятый зекат: каждый год в страстной четверг [папа] должен вымыть ноги 12 человекам, но днем раньше он отправляет всех в баню и дает им рубаху, штаны, белую чуху, туфли и шапку."

 

Число мастеров во франкфуртских цехах по спискам городского населения 1387 и 1440 гг.

Банщики - 25

 

Мыться в банях не запрещали - запрещали смешанное мытье

 

ФУЭРО КУЭНКИ

EL FUERO DE CUENCA

(1189 г.-XIII в.) ВАЛЕНСИЙСКИЙ КОДЕКС

[21]О бане и ее штрафе

"Мужчины пусть идут в баню сообща во вторник, четверг и субботу; женщины идут в понедельник и в среду; и евреи идут в пятницу и в воскресенье; ни мужчина, ни женщина не дают больше одного меаха при входе в баню; и слуги как мужчин, так и женщин ничего не дают; и если мужчины в женские дни войдут в баню или в какое-либо из зданий бани , пусть платит каждый десять мараведи; также платит десять мараведи тот, кто будет подглядывать в бане в женский день; также если какая-либо женщина в мужской день войдет в баню или будет встречена там ночью, и оскорбит ее кто-либо или возьмет силой, то не платит он никакого штрафа и не становится врагом; а человека, который в другие дни возьмет силой женщину или обесчестит, надлежит сбросить."

 

ПРАВИЛА СВЯТОГО ВСЕЛЕНСКОГО ШЕСТОГО СОБОРА, КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО.

"11. Никто из принадлежащих к священному чину, или из мирян, отнюдь не должен ясти опресноки, даваемыя иудеями, или вступать в содружество с ними, ни в болезнях призывать их, и врачества принимать от них, ни в банях купно с ними мытися. Если же кто дерзнет сие творить: то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен."

 

 

Поскольку в бане и после нее человек был расслаблен и беззащитен, то этим иногда пользовались убийцы

 

ХРОНИКА БЫХОВЦА

"И сообщил о намерении Товтивила боярин его Прокопий полочанин; Тройнат же, предупредив Товтивила, убил его и начал княжить один. Затем начали думать конюхи Миндовга, четыре работника, как бы им убить Тройната. Тот пошел в баню мыться, они же, выбрав время, убили Тройната; такой был конец убийства Тройната…

А из-за вышеописанной неприязни князь великий Довмонт направил шестерых мужей, чтобы они убили брата его Тройдена; и когда он беспечно шел из бани, и те шесть мужей предательски убили его"

 

ТИТМАР ИЗ МЕРЗЕБУРГА

ХРОНИКА

"(15.) Между тем Болеслав, князь Чехии, поскольку власть соправителей и наследников всегда вызывает страх , оскопил брата Яромира и пытался удушить в бане младшего Ульриха, после чего изгнал вместе с их матерью из отечества."

 

ПАВЕЛ ДИАКОН

ИСТОРИЯ ЛАНГОБАРДОВ

"20. Но когда Ротарит вернулся в свой город Бергам (Бергамо), то принял королевское достоинство. Король Ариперт пошел на него с большой армией, и напав первым, взял Лауду (Лоди) и осадил Бергам. И он без всякого труда взял город штурмом с помощью таранов и прочих военных машин, схватил этого ложного короля Ротарита, и обрив ему голову и бороду, отправил в изгнание в Турин, где спустя несколько дней тот был убит. Таким же образом, во время мытья в бане он лишил жизни и Лиутперта."

 

Мыться рекомендовали для хорошего здоровья

 

Салернский кодекс здоровья

НАПИСАННЫЙ В ЧЕТЫРНАДЦАТОМ СТОЛЕТИИ ФИЛОСОФОМ И ВРАЧОМ АРНОЛЬДОМ ИЗ ВИЛЛАНОВЫ

"Школа салернская так

Королю англичан написала:

Если ты хочешь здоровье вернуть

И не ведать болезней,

...............

Руки, проснувшись, омой и глаза водою холодной,

В меру туда и сюда походи, потянись, расправляя

Члены свои, причешись и зубы почисти. Все это

Ум укрепляет и силу вливает в прочие члены.

Ванну прими, а поев, походи иль постой; охлажденья

 

Устав святого Бенедикта Нурсийского

"Гл. 36. О больных братиях

… Авве надобно всячески заботиться, чтобы о больных не была допускаема никакая небрежность: келью для них назначить особую, и для хождения за ними назначить брата… Бани для больных готовить сколько нужно; а для здоровых, особенно молодых, пореже дозволять ее. Разрешать больным и вкушение мяса… Но коль скоро оправятся —пусть по обычаю воздерживаются от мяса."

 

 

ТИТМАР ИЗ МЕРЗЕБУРГА

ХРОНИКА

36. В старости, когда зрение его резко ухудшилось, он стал монахом. О бедняках он ежедневно заботился собственноручно. Для тех из них, кто был болен, этот слепец, сопровождаемый камерарием, носил из долины на вершину горы воду, готовил баню, доставлял чистое бельё и всё, в чём нуждалось тело, а затем отпускал их с миром; всё это он делал по ночам, чтобы таким образом скрыть свои труды.

 

Было мыло!

 

Капитулярий Карла Великого.

О ПОМЕСТЬЯХ.

"43. Женским помещениям нашим вовремя, как установлено, давать материал для работы, именно: лен, шерсть, вайду, алую и красную краски, гребни для чесания шерсти, ворсянку, мыло, жиры, сосуды и прочую мелочь, которая нужна там.

...

45. Чтобы каждый управляющий имел в своем ведении добрых мастеров, именно: кузнецов, серебряных и золотых дел мастеров, сапожников, токарей, плотников, оружейников, рыболовов, птицеловов, мыловаров, пивоваров"

 

 

ХРОНИКА

О ТУРЕЦКИХ ДЕЛАХ КОНСТАНТИНА, СЫНА МИХАИЛА КОНСТАНТИНОВИЧА ИЗ ОСТРОВИЦЫ, РАЦА1, КОТОРЫЙ БЫЛ ВЗЯТ ТУРКАМИ СРЕДИ ЯНЫЧАР

"Но существуют другие, фальшивые книги, которые они делают из куска венецианского мыла, и если кого хотят убить, то им на этом приготовленном мыле присягают как на подлинных книгах"

 

ВИЗАНТИЙСКАЯ КНИГА ЭПАРХА

"XII. О МЫЛОТОРГОВЦАХ

§ 1. Кто без ведома эпарха или того, который выполняет в тот день обязанности простата, научит данному делу постороннее лицо, не являющееся членом корпорации, будет подвергнут штрафу в двадцать четыре номисмы.

§ 2. Кто желает вступить в число мылоторговцев, должен быть предварительно представлен эпарху, и только затем он может быть принят корпорацией и [получить разрешение] открыть эргастерию. Разумеется, он должен представить свидетелей, и от него потребуют ручательство, что он не будет нарушать существующие постановления. Он должен внести в главную кассу казны шесть номисм, а в царский вестиарий уплатить шесть номисм. Тот, кто осмелится обойти эти правила, изгоняется из корпорации.

§ 3. Кто хочет открыть новую эргастерию мылоторговца, должен отойти от использующего старую эргастерию на семь локтей и двенадцать шагов. Но кто осмелится открыть в пределах этого расстояния, подвергнется штрафу в двадцать четыре номисмы и будет изгнан [с данного места].

§ 4. Мылоторговец не смеет торговать галльским мылом; «не смеет продавать мыла метапратам, если они не причислены к этой профессии. Если же кто нарушит это постановление, подвергнется указанному наказанию."

 

 

ДЖОН ЛИЛЬБЕРН

10 октября 1645 г

"Можно ли считать справедливым положение, что теперь снова вводятся патенты на мыло, соль, кожу и прочее, хотя монополии четыре года назад были отменены палатой и признаны противоречащими равноправию всех свободных людей Англии? Разве не должно распространяться это постановление на новых монополистов, захвативших в свои руки еще больше монополии, чем прежние?"

 

Анонимный испанский трактат 16-го века "Manual de mugeres..."

Мыло для лица.

Две унции белого мыла, ошпарить в кипящей воде и процедить через ткань; кварту мастики, с половиной кварты смолы полыни, кварту sodium tetraborate и одну унцию белого сахара. Размелите все и пропустите через решето, смешайте их с мылом и поместите в формочки. Добавьте в каждый кусочек каплю ros de bota.

Мыло для рук.

Одна унция семян тыквы, одна унция очищенных семян дыни и унция семян редьки. Смешайте все вместе с двумя унциями кипрского мыла и делайте из этого пюре с медом. Придайте форму шаров

 

 

Да и не в банях дело! Дело в штампах. Вот говорят, что чума выкосила половину Европы, а до России не дошла. Дошла, господа, дошла! И в России вымирали целыми деревнями. А знаменитый Дмитрий Донской стал князем в отроческом возрасте, когда его родители умерли в Москве от чумы. Это было как раз во времена пресловутой эпидемии. Чума вполне могла распространиться не столько от грязи, сколько от того, что в это время развернулась массовая кампания по истреблению собак и кошек, а бродячие собаки, как известно, защищают нас с вами, (Да, и в 21 веке тоже!), от крыс, которые и являются разносчиками чумы (блохи на крысах). От грязи возникает холера. А тут чума, бубонная и легочная?! Эту загадку. по-моему, еще предстоит решить.

Да, церковь не одобряла публичное мытье, но и наша мораль и власти не все одобряют. Так что, лет через пятьсот наши потомки будут считать, что в России или в Иране, например, вообще почти не употребляли спиртное , потому, что церковь и власть не одобряла пьянство? Да пьют, и там, и там. Так же и с мытьем. Согласна, что купание не одобрялось средневековыми врачами. Но купание в реке в тех условиях могло привести к простуде и воспалению легких, а это до 40-х годов 20-го века часто означало гибель (не было антибиотиков). А средневековые дамы мыли голову намного реже нас потому, что экология была не чета нашей, да и скученность населения не достигала еще таких пределов.

На сем, милая леди, закончу, оставаясь при своем мнении, что не все так однозначно, как нам с вами кажется, и что обе мы находимся, быть может, во власти штампов.

 

А всем, кто читает эту тему и заинтересовался вопросом http://www.offtop.ru/castles/v7_539032__.php?of406=a90f558729ecf1e07194970cee7dfbf4[/MORE]

отсюда http://lady.webnice.ru/forum/viewtopic.php?t=3998&start=60

1

Комментарии


Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)