Автор: Арабелла

Хозяйка дома в средние века

Роль, которую играет хозяйка в доме оценить сложнее. "Голос" хозяйки не попал в записи. Принципы руководства домом, которые писал муж или отец, достаточно ясны, а вот ее личные взгляды и комментарии унесены с ней в могилу.

Можно сделать вывод из общих советов, которые касались дочерей и молодых жен - родственники рассматривали их как фигур, которые исполняли их рекомендации. Автор книги "Парижский домохозяин" говорит: ‘я оставляю вам право нанимать и увольнять слуг", но добавляет дельное предложение: "вы должны сначала поговорить со мной об этом и действовать по моему совету, потому что вы слишком молоды и вас могут обмануть".
Знак власти хозяйки - связка ключей, которыми она вольна закрывать и открывать комнаты, шкатулки и т.д. Известен пример, когда ключи отобрали у Маргарет Кемпе. Она перенесла нервный срыв и была не в состоянии заниматься домом. Первой вещью, которую она попросила, когда ей стало лучше - ключи.

скрытый текстХозяйка не только отвечала за то, что уже было куплено и хранилось в доме, но и принимала активное участие в покупке новых запасов. Мужчины семьи, возможно, и делали большую часть закупок, но именно хозяйка составляла список необходимого. По сути, роль, которую домохозяйка играла в ведении домашнего хозяйства, скорее роль посредника, который следил за исполнением приказа мужа или отца.

Чтобы хорошо выполнять свою домашнюю работу она должна разбираться в том, что просит выполнить слуг. Знания в ведении домохозяйства - ключ к успеху: "Мудрая домохозяйка это та, которая хорошо знакома со всем, что касается приготовления пищи и как лучше всего это организовать, а также умеет отдавать приказы слугам. Социальная дистанция между хозяйкой и слугами была, но в реальной жизни она должна быть готова засучив рукава помогать слугам, при необходимости.

Помимо секретов приготовления пищи, жена или дочь обязаны знать толк в приготовлении лекарств. Муж Маргарет Пастон написал домой в начале 1490-х годов, прося прислать специальную мазь, чтобы подлечить больное колено старого друга. Существует прочная связь между изготовлением лекарств и приготовлением пищи. Кулинарные рецепты в рукописях часто дополнялись медицинскими заметками.

Из записей неясно, насколько реально было приготовление пищи лично хозяйкой, но есть намеки, что при необходимости она готовила наравне со слугами. Вероятно, домохозяйки считали это неуместным и унизительным, делать большее, чем раздавать приказы и контролировать их выполнение. Однако были отголоски того, что жены занимались приготовлением сами, когда нужно было задобрить мужа. Иначе говоря, стимулом к самостоятельному приготовлению пищи была проверенная истина, что довольный муж - снисходительный муж. Парижский домохозяин описывает, как можно облегчить жизнь трудолюбивого мужа, когда он возвращается домой: снять обувь, вымыть ноги, надеть свежие чулки и обувь, хорошо ухаживать за ним, а также накрыть хороший ужин.

Один из друзей Франческо признавался, что жена балует его, готовя: "несколько жареных каштанов каждый день, прежде чем он отправляется на работу".

Известна одна из историй, которую в 14 веке рыцарь Ландри рассказал своим дочерям: дядя возвращается домой из путешествия с новыми платьями для двух любимых племянниц. Одна из них сильно просчиталась и не вышла поприветствовать дядю, пока не привела себя в порядок и не убедилась, что выглядит наилучшим образом. А другая приняла более хитрое решение - замешивать тесто. Когда в дом входит дядя, она сразу бросается обнимать его, хотя руки в липком тесте. Только когда видит что объятия испачкали дядю, резко останавливается, вспоминает о приличиях и извиняется за то, что появилась в таком виде. В итоге дядя обезоружен и любящей племяннице подарены оба платья, а вторая племянница получает только горький урок. отсюда


скрытый текстКак говорилось ранее, домохозяйки практически не оставляли кулинарных пометок и наиболее предпочитаемые блюда нам неизвестны, однако в искусстве можно найти описания "кулинарной мечты" низших сословий.
В Prima pastorum, в одной из двух пьес о пастухах, написанных в Уэйкфилде в первой половине 15 века, пастухи ужинают и попутно охранют стадо возле Вифлеема.
Сумка для еды превращается в рог изобилия в котором находят такие припасы, которые превосходят самые смелые ожидания пастуха.
Там нет ни каши, ни капусты, ни хлеба, ни сыра и ни одной фасолины. Там просто мясо в самом великолепном разнообразии. Там не только скромные лакомства, но есть и барские излишества которые и не снились, например острые соусы.
Суровые законы ограничивали крестьянина на каждом шагу. Реальность приносила разочарование, зато в искусстве можно было помечтать и насладиться маленькими приятными победами над тем, кто выше тебя. Удовлетворение от того, что крестьянин перехитрил закон и сытно поужинал, запечатлено в "The Taill of Rauf Coilyear", шотландской комедии конца 15 века.
Ральф, который зарабатывает на жизнь продажей угля, спасает императора Карла Великого, Ральф находит императора заблудившимся в зимнюю бурю и приводит домой на ужин. Жена Ральфа по этому случаю устраивает богатый стол, где оленина главное блюдо, (само собой разумеется олень добыт незаконным путем), ведь олень из личных владений самого Карла.

В реальном мире вознаграждение за работу и празднование принимали более реалистичные формы. Крестьяне работали на земле своего феодала, а в определенные дни землевладелец вознаграждал крестьян едой. Счета домашних хозяйств фиксируют эти вознаграждения. Выбор эля или воды для питья, сельди, колбасы или сыра для еды, вид хлеба (пшеница, рожь, ячмень, овес или смесь зерен), определялся частично традицией, частично обстоятельствами.
В течение 15 века произошло заметное увеличение количества мяса, выделяемого каждому рабочему, и возросли поставки лучших сортов хлеба, но эти приятные улучшения качества на самом деле не изменили характер оплаты. Вознаграждение за оказанные услуги состояло из хорошо знакомых крестьянам продуктов и диковинных блюд там не найти.

Экономия средств часто требуется, когда необходимо накопить на важный будущий случай. В средневековый период, как и в наш, это события жизни: рождение, брак, смерть. Все они отмечались полезным для всех способом - шикарным застольем, с помощью него семья и общество воздавали должное событию.
Между тем трудно найти факты того, что на определённое событие готовили особые блюда, но известно, что знакомые блюда предлагались в незнакомом ранее изобилии. Когда в начале 15 века Кэтрин Фоконсер попросили стать крестной матерью мальчика, а после церковной службы пригласила отца ребенка к себе домой, "где подарила хлеб, сыр и хорошее красное вино, поблагодарив его".
О свадебном пире в деревне Бригсток в 1306 году никаких подробностей меню не сохранилось, но еда, вероятно, роскошная, потому что отцу невесты пришлось заплатить 20 шиллингов, чтобы покрыть все расходы. Сумма более-менее эквивалентна стоимости одной коровы, которую он также подарил молодоженам.
Сельские жители собирались вместе не только на такие семейные торжества, но и на общинные. На ежегодный день святого местной церкви, прихожане богатой деревни в Норфолке собирали всей деревней деньги, чтобы отметить сам праздник, в том числе наняв профессионального повара для приготовления блюд. Ужин сытный, с большим акцентом на различные виды мяса, в том числе 5 ягнят, 6 свиней и 7 кроликов, а также отмечены блюда с молочными продуктами: яйцами, маслом, молоком и сливками. А завершал все это великолепие поистине роскошный штрих: специи, уксус, мед и даже сахар. Однако, нет никакого намека на то, как использовались эти ингредиенты или на то, сколько помощников было у повара. отсюда
2

Комментарии


Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)