Автор: Шишка

Лиза Крон "С первой фразы" (главы 4-5)

В этих главах Лиза рассказывает о довольно очевидных вещах - о том, что герою нужна цель и проблема. Собственно говоря, в любом пособии по сторителлингу вы найдете что-то подобное. Естественно, что герою нужна цель - иначе что же будет двигать сюжет? Это и у Воглера, недавно мной читанного, есть. Воглер, кстати, рассказывая о цели героя говорит о том, что цель может быть внешняя (жениться на принцессе, завоевать мир) и внутренняя (получить любовь и принятие, найти призвание). Так вот, Крон говорит, что у героя в хорошей истории всегда есть две цели - внешняя и внутренняя, и они, чтобы в действительности двигать историю вперед, должны вступать между собой в противоречия. Например, герой может считать, что хочет поступить в Оксфорд, когда в действительности он хочет добиться одобрения и любви родителей, которое невозможно получить никакими успехами. Тогда в результате "приключений" герой может понять, что любовь родителей у него была всегда, просто они не считали нужными ее проявлять, так как не думали, что это его волнует. Такой герой, стремясь достичь свою внешнюю цель, мог сам все больше отдаляться от родителей, не замечать их проблем, потому что усиленно готовился к поступлению. На этом можно построить отличный сюжет янг эдалт, и его я придумала прямо сейчас, сходу, только образовав противоречие между внешней и внутренней целью гипотетического героя.

Еще одна важная вещь - это проблема героя. Проблема - это то, что не дает герою достичь своих целей на раз-два. Именно в преодолении проблемы заключается основной сюжет истории. Сюжет, напомню, это не цепочка приключений и событий, которые переживает герой (в западной литведческой традиции это называют фабулой), а цепочка внутренних преобразований героя, которые помогают ему преодолеть проблему и достичь своей внутренней (истинной) цели.

 

Вообще, это все выглядит немного схематично и кто-нибудь может сказать именно здесь, что истинное вдохновение расчетам не поддается, если вам Бог стучит по темечку, вы ни на какие проблемы-сюжеты заморачиваться не станете и так далее.

 

На это я могу возразить только одно. На последней сессии "Хорошего текста", которую я посещала, собрались люди, которые или частично уже написали некий большой текст (роман или большую повесть) или крепко выносили задумку. И при этом вопрос преподавателя о том, что же такое новое вы рассказываете миру своим текстом, многих ставил в тупик - большинство рассказывали просто "случай" или любовались героем, или что-то такое. Кроме того, частым ответом на вопрос о цели героя были банальности: герой хочет хорошего и не хочет плохого, хочет любви и дружбы. Это, с одной стороны, понятно, потому что банальности по сути - вечные темы и есть, а с другой - грустно, так как если вы не понимаете, что движет вашим героем и какие у него внутренние проблемы, то и у героя вашего, получается, нет своего лица и плоти - один только набросок или набор черт.

Так что поверьте, если уж сугубые снобы в ХТ задумываются над такими вопросами, то в этом суть литературы, а не схематизация и расчет. Бог вам по темечку постучит потом, когда вы составите план!

 

Именно тут я задумалась крепко над собственным текстом (тогда у меня было примерно треть написанного), тем более, что мне казалось, что мой главный герой - человек цельный, добрый и смелый, совершенно лишенный внутренних проблем, характерных для рефлексирующих интеллигентов.

 

Кстати говоря, упомянула я план чуть выше не случайно. Именно в 5 главе Крон говорит, помимо основных вещей, и о плане тоже. О том, что переделывать черновик, написанный без плана (без определения проблемы и целей героя) сложнее и даже безнадежнее, чем писать, зная какие-то вещи заранее. План она понимает при этом широко: любая форма фиксации - по пунктам, по событиям, в виде синопсиса - что угодно подойдет, если в этом будет предыстория героя и определена точка, с которой в биографии героя вы начинаете свой рассказ. Она даже рекомендует написание биографии героя ДО того, как вы приметесь за основной текст, причем здесь важны не все подряд события, которые происходили, а только те, что в достаточной степени повлияли на характер героя и формирование его целей и проблемы.

 

tbc

1

Комментарии


Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)