Автор: primavera

* * *

Время и действия. Ускорить. Замедлить. Что влияет на процесс и как это работает.

В общем и целом об этом я давно знала, но запас, он же карман не тянет.

1. Действие

Картинку в книге оживляют действия, а те запускаются по большей мере глаголами. Именно они и есть наше главное оружие. Давайте рассмотрим его признаки, способные влиять на восприятие читателем течения времени.

 

а) Время глагола

Чаще всего в авторской речи используются глаголы в прошедшем или настоящем времени. В общем виде первое создаёт впечатление, что действие уже совершено, второе – что действие происходит здесь и сейчас. С точки зрения времени имеем, что прошедшее ускоряет, а настоящее растягивает события. Но при этом настоящее время упрочняет связь с персонажем, особенно в сочетании с точкой зрения от первого лица.

 

б) Вид глагола

Та же ситуация, что и со временем. Совершенный вид: «сделал», несовершенный – «делал». Первый создаёт впечатление завершённого действия, и может быть использован только в прошедшем времени. Второй растягивает события (эффект действия, которое повторяется или длится в течение какого-либо периода).

 

Сюда же добавлю, что ещё действия могут запускаться существительными. В этом случае течением времени управляет длина слов. Хотите ускорить? Выбирайте хлёсткие, яркие, короткие слова. Замедлить? Длинные, напевные.

 

2. Длина предложений

Даже читая про себя, человек может неосознанно дышать в ритме произведения, как если бы читал вслух. Наверняка критики ваших произведений отмечали, что задыхаются на длинных предложениях или читают на одном дыхании отрывки, написанные короткими предложениями. На то влияет и психология: точка отделяет одну мысль от другой. Кстати, именно поэтому теоретики советуют не писать «гусеницами»: пытаясь втиснуть как можно больше слов в одно предложение, вы заставляете читателя удерживать слишком много подробностей в голове, а особо впечатлительных ещё и задыхаться. Наверное, вы уже заметили это на примере статьи?

Нещадно обрезайте предложения в динамичных сценах. В первую очередь притяжательные местоимения, затем наречия и прилагательные. Оставляйте только то, без чего не обойтись. Например, мне приходилось писать коротенькую сценку сражения на мечах. Все необходимые описания были сделаны до неё, а в самом моменте остались только действия и эмоции героев. Все нужные, появившиеся в процессе замечания перешли в конец сцены.

 

3. Деление на абзацы

Правильно расставленные запятые, точки и переходы на новый абзац могут заставить один и тот же отрывок заиграть разными красками. Короткие, рваные предложения, сгруппированные по два-три-четыре, не только ускоряют время, но и создают напряжение. В то же время объёмные абзацы, скорее всего, заставят читателя заскучать. Их можно и нужно использовать (несмотря на советы опытных авторов), если в это время скучает и ваш герой – так усиливается сопереживание.

Проще всего показать это на примере. Я несколько раз редактировала начало романа, и вот какие варианты у меня были. Какой эффект оказывает каждый из них – увидите сами.

Один абзац:

«Сердце колотится так, что больше ничего не слышно. Картинка происходящего воспринимается как пошаговая стратегия. Резкая боль пронзила плечо. Ответный удар настиг противника. Серебристый паук размером с мусорный бак рассыпался в пыль».

Короткие абзацы:

«Сердце колотится так, что больше ничего не слышно.

Картинка происходящего воспринимается как пошаговая стратегия.

Резкая боль пронзила плечо. Ответный удар настиг противника. Серебристый паук размером с мусорный бак рассыпался в пыль».

 

4. Чередование описание-действие

Когда человек попадает в критическую ситуацию, он концентрируется на самом важном и не замечает мелочей. В спокойной обстановке он увидит картинку целиком плюс пару ярких деталей, а со скуки может рассмотреть каждую пылинку, шероховатость и складку. На этом можно и нужно играть – это не только управляет временем, но и добавляет реалистичности происходящему. Туда же и средства художественной изобразительности: для ускорения времени используем минимальный необходимый набор и щедро пересыпаем ими для замедления. Слишком большое количество описаний, приправленных метафорами и сравнениями, может поставить события на паузу.

Здесь всё так же действует правило про длину предложений и объём абзацев, и, если их удачно сочетать с чередованием описаний и действий, получится реалистичное, яркое и эффектное произведение.

 

Подводя итоги, хочется напомнить, что в литературе не существует правил. Есть только разные способы произвести необходимое впечатление, огранить текст особым образом, и только от автора зависит, как он будет это делать. Помните об авторской ответственности и о том, что выбор за вами, остаётся только правильно им воспользоваться.

Комментарии


Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)