Автор: Виэль Эзис

Хроники создания романа

Отчётов по главам по понятным причинам больше не ожидается, поэтому я просто напишу о том, что делаю.

В общем, после завершения черновика я столкнулась с проблемой организации заметок. Их МНОГО. И больше половины из них выглядят так: "куда-то нужно вставить то-то и то-то". Куда - хз, при этом я уже, разумеется, начинаю забывать, что в каких главах упоминала, сколько раз, и упоминала ли вообще. Рыться по тексту неудобно. Во-первых, он большой. Во-вторых, чем больше его перечитываешь, тем больше замыливается взгляд - а это очень плохо! В-третьих, при перечитывании погружаешься в настроение выбранного куска, и структура во внутреннем мире от этого путается. Что делать?

Я придумала следующую методику. Не знаю, насколько она окажется эффективной, - об этом можно будет судить лишь по окончании этапа внесения правок. Может быть, я изобрела велосипед, может быть, что-то излишне усложнила. Но, по крайней мере, у меня теперь есть чёткий ответ на вопрос "как". Мне нравится иметь чёткий ответ.

Итак, методика.
скрытый текстВо-первых, я пишу "фактологический" конспект каждой главы (ещё три штуки осталось, уф). Не текстом, не синопсисом, а списком коротких фактов, строго нейтральных по эмоциональной окраске. С тэгами. Типа такого: "Локация такая-то. Первое впечатление от лица такого-то персонажа." Или "Характер персонажа: такая-то черта" - это в довесок к какому-нибудь действию, которое характеризует персонажа. Кстати, само по себе это очень интересно - изучать, из чего состоит текст. Жалею, что не писала такого конспекта с самого начала, это было бы удобнее делать сразу, нежели лишний раз проходить по тексту. Я вообще не открываю написанного после окончания, чтобы не замыливался взгляд. Я ж потом хочу целиком перечитать, а для этого текст желательно хорошенько забыть.
В чём плюс такого конспекта? В него легко вносить исправления, касающиеся изменения сюжетных линий, событий, элементов описания мира. Не нужно заботиться о стилистике, о том, в какую часть главы вставить информацию, как это повлияет на общее впечатление от главы. Сколько угодно можно тасовать такие конспекты и никак не портить текста.

Во-вторых, есть отдельный файл, в который собирается и категоризируется вся фактология - менталитет разных народов, их обычаи и законы, как устроены поселения, локации, персонажи и их характер... Короче, ВСЁ. Справочник по книге. Поскольку в моей истории есть вымышленный мир и вымышленные народы, то информации о них много. Причём она важна для сюжета, для создания впечатления, для понимания конфликтов, а не только как антураж. Невозможно держать её всю в голове и помнить, как она отражена в тексте.
Пока ещё не решила, как быть с сюжетной фактологией и эмоциональным слоем. Возможно, это будет только в конспекте, а возможно, отдельно буду расписывать все линии событий, чтобы на каждую можно было посмотреть, не роясь в конспекте. В этом моя особенность подхода к написанию книги: я параллельно создаю текст и методику его создания . Мне так нравится.

В-третьих, есть два дополнительных файла, один называется "вопросы", второй - "заметки". Заметки - это то, что уже утверждено. Вопросы - то, что нужно обдумать. Эти два файла - приёмники хаоса. Туда я скидываю все пришедшие в голову мысли.

Далее алгоритм обработки хаоса такой:
- Все вопросы перевести в категорию заметок или добавить в справочник.
- Внести все факты из конспекта и факты из заметок в справочник (заметки - это не только про факты, там может быть что-нибудь про настроение главы или порядок подачи информации).
- Пройтись по справочнику и убедиться, что все факты не только в голове у автора, но и упомянуты нужное число раз в конспекте с отметками, где необходимо объяснить что-то читателю.
- Пройтись по заметкам-исправлениям и внести изменения в конспект.
- Внести изменения из конспекта и оставшиеся заметки по главам в текст черновика.

Страшно звучит?
А мне нравится. Люблю упорядочивать хаос. (Впрочем, хаос тоже люблю!)
В чём профит?
- Правка черновика происходит только один раз. Про важность этого я уже выше написала. Собственно, это главная причина, по которой я всем этим заморочилась.
- Алгоритм линейный и однозначный. То есть всегда понятно, что и в каком порядке делать.
- Алгоритм позволяет обработать большой объём информации, который невозможно держать в памяти одновременно.
- Легко искать информацию. Конспект и справочник - это как ключи в таблице базы данных. Главное, не забывать их синхронизировать :laugh:. До автоматической синхронизации через формулы экселя я пока не дошла. Но можно и сделать, если разработать хорошую систему тэгов...
- Потом при необходимости можно повторить проход - собрать правки, внести изменения в конспект, убедиться, что правки не порушили структуру (по конспекту и справочнику это проще, быстрее и надёжнее, нежели по тексту и по памяти), внести изменения в текст (коммит, так сказать).

По крайней мере, такова теория . Посмотрим, как дело пойдёт на практике.
1

Комментарии


Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)