Автор: Dariona

О канонах и фанфиках

Перепост отсюда

 

А захотелось мне поговорить про методы фикрайтерского письма, вернее - как именно фикрайтер работает с каноном, чтобы собрать из канонных предпосылок нечто новое. И так уж получится, что это одновременно будет вопрос моего собственного восприятия канона и канонизма, потому что достаточно часто случается. Бывает, что внезапно к тебе после какой-то статьи аналитики или текста приходят какие-то люди и начинают тебе рассказывать что такого быть не может, ни не могло и никогда не смогёт. И вообще вот эти вот люди (эльфы) - они бы никада.

И так же захотелось мне поговорить мне про собственные фикрайтерские методы оценки каноничности данных, которые я иногда использую. Потому что иногда всё-таки возникает необходимость коротко в двух словах опеределить - канон это, "никанон" или вообще какая-то хрень, допущенная автором сознательно или несознательно.

И тут нужно понимать что-то что написано в каноне, скажем так, сияющий первозданным светом канон - это именно то, что написано и ни словом больше. Я называю это "белой зоной".

И эта белая область у различных канонов может быть очень и очень разной. Например, у какого-то реалистичного и подробного произведения, она может быть очень обширной, для фильма её придётся переводить с визуального языка на какой-то другой, а у того же "Сильмариллиона", например, она содержит не очень большой объём полезной информации по конкретной ситуации, хотя и большой объём знаний по миру в целом.

И для иллюстрации этого тезиса мне пригодится топор Раскольникова.

Вполне очевидно, что "Петербургский Сильмариллион" был бы написан не про Раскольникова, и ему досталось бы там, наверно, пара строчек. Ну например:

"Жил тогда некий Раскольников и решил он что имеет право ради высокой цели убивать людей, и выбрал он в жертвы старуху которая давала деньги в рост, и однажды пришёл он к ней и убил ее. А так, как её сестра видела это, убил он и сестру, а после раскаялся и сдался".

Согласитесь, что это с точки зрения фикрайтера, которых хотел бы что-нибудь с этим сделать, как говорится "хрен да нихрена". И ещё веселее, будет если к этим скудным сведениям добавится примечание к примечанию из примечаний, то есть, в более ранней версии эта история будет записана так:

"Достойную женщину убил топором, за что ему нет прощения".

Фикрайтеры чаще всего работают в так называемой "серой зоне", и то, что я называю серый зоной - это пространство интерпретации канонных фактов людьми в меру своего разумения.

Располагая приведенными выше фактами - и больше ничем, мы будем должны их каким-то образом выложить в одну цельную и непротиворечивую картину: представить себе обстановку, представить себе внутреннее состояние героя, представить себе достойную женщину, дававшую деньги в рост - ну и так далее, ну и тому подобное, исходя из имеющихся данных фактов.

А дальше чавканье и хруст, потому что - не поверите - люди разные. Ну, например, предвижу в этой карманной вселенной срач на сто страниц форума, на тему был ли топор, и если был, то как герой его нёс. В руках, в мешке, в сумке, придерживая руками под одеждой? Кто-то скажет, что топор уже лежал у достойной женщины... да хоть на тумбочке. Кто-то предположит, что достойная женщина была соседкой героя, и он спустился с верхнего этажа неся топор в руках. "Топор - это некрасиво, неудобно, недостойно интеллигентного человека, да и фигурирует он в примечаниях, поэтому у героя в руках был финский нож", - скажут третьи, а четвертые напишут про моральные терзания городового, который видел, что персонаж идёт мимо него как-то скособочившись и поддерживая под одеждой что-то тяжелое, но поленился проверить.

У серой зоны есть свои ловушки: автор фанфика может оказаться в плену собственных стереотипов. Например, задавшись вопросом, кто был герой, придёт к выводу, что Раскольников (образованный, в противовес прочей черни) был проигравшимся в карты аристократом. Некоторые авторы могут учесть не все входящие факты.

В конце концов, какая-то из версий приобретет себе больше всего сторонников и "устаканится" в статусе тру-канонной, то есть будет конвенционально принята фандомом.

К серой зоне обычно прилагается и "синяя": пространство реконструкции на родственном, но стороннем по отношению к канону материале. То есть, в данном случае, включением синих областей будет обращение к культуре повседневности Петербурга тех времен, анализ того, что образованными могли быть не только аристократы, но и... творческая интеллигенция, например. (А что если Раскольников был художником, у которого не было заказов, музыкантом или певцом, потерявшим голос!?)

Для реалистично-исторических канонов синей зоной будет историческая и культурная матчасть, которая вообще-то в каноне не упоминается (зато иногда неплохо помогает в интерпретации того, что без неё показалось бы нелогичным).

Для фэнтезийно-фантастических - аналогии и заимствования из той же самой историко-культурной матчасти или из других фантастических произведений того же или других авторов. Вопросы ряда надел искомый эльф кольчугу, пластинчатый доспех, рыцарские латы или вообще бронежилет, и что у него под бронежилетом - рубаха по моде европейского средневековья или ханьфу, и есть ли острый кончик у его меча и плюмаж на шлеме - примерно здесь.

И здесь же синяя зона сомкнётся с "зеленой областью" - то есть пространством, в котором фикрайтер оперирует собственными представлениями и даже уже не реконструкциями, а допущениями - например придумывает что-то, чего в каноне не было, но что вполне могло там быть. В зеленой зоне (как это ни грустно) окажутся все новые персонажи (которые неписи) и все завязки АУ (а представим, Раскольников был любовником достойной женщины, дававшей ему не в рост, а просто взаймы - «молилась ли ты на ночь, Аглая?»), почти все культурные реконструкции, ксенопсихология, всевозможные детали быта, которых нет в исходном источнике, но которые просто необходимы, если пишется подробный и реалистичный текст. На этом и предыдущем этапе многие авторы могут начать тупить, тормозить и не мочь себе представить ничего, что было бы за рамками приведенного канона и уже кем-то намеченных путей. Написано - кольчуга, значит была кольчуга, никаких других типов доспехов не было и не могло быть. Фандом предпочитает условное средневековье, значит будет условное средневековье - никакой другой одежды. В каноне ничего не говорилось о кошках, так и нет их там, не завезли. Джексон нарисовал эльфов в ажурных венцах и с распущенными волосами - значит о тысяче и одном способе заплести волосы следует забыть, а не превратиться в корабельную швабру волосам позволяет сильное злое колдунство особая эльфийская магия. Топор - значит топор, под пальто - значит под пальто, герой шел скособочившись к себе под мышку - ну что теперь, так значит и шёл. Мне до сих пор памятен увиденный где-то длинный и совершенно безумный спор о том, было ли у героя что-то, кажется, огниво - с апелляцией к тому, что в каноне о нём не написано.

Фикрайтер, построивший здесь систему допущений, имеет на неё полное право в том случае, если они не противоречат канону и здравому смыслу. С другой стороны, некие люди, пытающиеся побить автора за несоответствие канону, имеют все основания задуматься, не пытаются ли они на самом деле протащить под видом канона собственную - или конвенционально принятую сине-серую зону.

А дальше начинаются отступления от канонных фактов и зоны, в которых фикрайтер умышленно или ненамеренно забывает о части канонных фактов, чтобы они не мешали воплощению идей. Это не хорошо и не плохо, когда сделано умышленно, потому что в "желтой зоне" с моей точки зрения находятся, например, ретеллинги со сменой вселенной. Например, когда при сохранении смысла ситуации и основных черт характеров, Фингон вдруг летит за Маэдросом в космическую орбитальную крепость "Ангбанд" на легком разведывательном крейсере класса "Орёл", этот текст всё-таки базируется в желтой зоне, потому что автор отчеркнул часть реалий мира и заменил их другими. Кроме ретеллингов, в желтую зону можно положить концептуальные интерпретации, радикальное переиначивание, перевертыши. Сюда же, как и к предыдущей зеленой зоне, можно относить деконструкцию. Делается это всё, чтобы показать какие-то вещи с другой стороны, открыть в ситуации новые грани, ну или просто ради смеха.

Об "оранжевой" части спектра я почти ничего сказать не могу, кроме того, что это как желтая, только ещё круче. Зачастую, от канонных реалий остаются только имена и некоторые характерные черты, по которым персонажа можно навскидку идентифицировать. Кстати юмор с намеренным "снижением" градуса серьёзности ситуаций, размаха их, и так далее, тому подобное находится здесь же. И это снова не так, чтобы плохо - ну вот, например, читаю я сейчас в онгоинге макси, оранжевое просто целиком и чуть более, чем полностью. А что - оно милое же. Разный намеренный гон и трэш - тоже сюда, в оранжевую.

И последняя зона, которую можно назвать - это "красная". Тяжелый случай, как говорится - в том смысле, что чаще всего "красные" фанфики (частично красные, потому что целиком в одной зоне ни один фанфик не находится, хотя я как-то лично наблюдала почти целиком "красное" макси) являются следствием прямого незнания, и/или творчества человека, с каноном не знакомого или знакомого по принципу "Рабинович напел". И тогда Раскольников едет к достойной женщине на трамвае (возможно, со штыком от мушкета покойного дедушки в качестве оружия). В худшем случае уход в красную зону может быть следствием агрессивного незнания, в лучшем - просто незнания, и тогда это с шансами временная фаза, или человек просто пройдет мимо. Намеренное нежелание учитывать часть общего разнородного или внутренне противоречивого канона, чтобы сосредоточиться на выработке концепции по оставшимся фактам или творчестве в конкретной узкой нише, лучше относить к желтому полю.

 

А, ну да, фанфик не может быть целиком расположен где-то в одной части спектра - обычно он сочетает в себе несколько - иногда даже все. Хотя какой-то из образцов может быть серо-сине-зеленым, другой окажется зелено-желтым, а третий - красно-оранжево-желтым.

1

Комментарии


Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)