Автор: Vezuvian

Почему blackface может быть обидным?

Вот видео Nixelpixel, которая, собственно, и подняла для меня эту тему.

И вот так посмотришь, и очень легко сделать вывод, что blackface плох только из-за того, что белые наряжаются цветными и воспроизводят тупые стереотипы о них. Да, это одна из граней этой проблемы, самая такая жирная, очевидная и предосудительная.

Но сразу возникает вопрос: а что если со всем уважением? Что, если просто накрасится и посмотреть, какая ты будешь? Из любопытства, без оскорблений? А если конкретного персонажа косплеить?..

С точки зрения белого человека всё логично, и никакого повода для обиды не возникает. Но что-то меня смущало.

скрытый текстЕщё до видео я обдумывала фанфик по Космоолухам, в котором был персонаж мутант со способностью регенерации, который импланты киборгов тестировал на себе, но при этом был вполне обычным гражданином с полными правами. Если кто не читал, киборги там как раз являются угнетаемой группой, искусственно созданными и улучшенными людьми, которых покупают как рабов для разных целей. То есть, по сути, то, что делал мой персонаж-мутант — это blackface на киборговый лад.

И это ощущалось как-то... неприятненько. Но только недавно я поняла, почему именно. Дело не в том, что белый человек красится под чёрного.

Дело в том, что он может это смыть.

В России очень любят заявлять, мол, крепостное право, белые рабы, и мы же не выёживаемся. Проблема как раз в том, что рабы были той же расы, что и хозяева. И если какой-то амбицизоный раб сбежит, жопу порвёт, но втиснется в ряды аристократии, исправит говор, манеры и т.д. — у белого это прокатит. А у чернокожего всё на лбу написано, точнее, на всём теле.

И вот сейчас, если взять среднего русского человека, то никто и не вспомнит, были ли его пращуры где-то крепостными или он барских кровей, насколько он смешан... Все смешаны, но и смешаны настолько именно потому, что это было неважно и это было невидно.

А у негров — видно. Его цвет кожи назначили рабской меткой, и пусть рабство давно отменили, но предвзятое отношение никуда не делось, не растворилось, оно поддерживается в том числе и потому, что это всё — видно. И даже сами негры испытывают предвзятое отношение друг к другу, что уж говорить о белых?.. Это в культуре, это впитывается с молоком матери, и очень тяжело искореняется через социологов и СМИ.

На чернокожих и других не-белых в США оказывается давление со всех сторон. Формально они имеют те же права, но они не могут просто подойти и щёлкнуть пальцами, выключив восприятие своей кожи у всех окружающих, чтобы их судили по реальным поступкам, а не предрассудкам.

Это такое начальное условие, при котором жизнь становится тяжелее, чем у белого человека при тех же равных. Не смертельно в наше время, активно всё решается — но определённые трудности есть. Нам эти сложности понять сходу сложно, так что давайте переведём их в другую область, в физическую.

Допустим, вы родились без руки. Ничего такого, жить можно. Да, некоторые операции сделать не так просто, как остальным, но ко всему можно приспособиться и всяко можно научиться. В целом, конечно, полный комплект рук и, следовательно возможностей был бы лучше, но так просто придётся приложить чуть больше усилий, чем окружающим.

И вот живёте вы обычной жизни, другой не зная, окружающие, конечно, косятся, но это терпимо. И вдруг на тот же Хэллоуин коллега по работе разыгрывает из себя однорукого пирата: привязывает руку за спиной, лихо двигает на бок треуголку и пытается справиться с выпивкой, закусками и походом в туалет одной рукой. Ему весело, ему смешно, это новый опыт, здорово же!..

А вам может стать обидно. Просто потому, что праздник закончится, коллега отвяжет руку, и всё у него снова хорошо. Он будет нормальным, будет обычным, никто на улице на него коситься не будет, и задалбывать вопросами, удобно ли печатать одной рукой. Он поиграл в вашу жизнь вечерок и выкинул, даже не разобравшись.

Это такой... ложный друг, что ли? Ложная солидарность. Типа: «Смотри, я такой же как ты!» — но при этом перенимаются только самые характерные формальные признаки, а не всё то дерьмо, что с ним связано. При этом солидарность между белым и чёрным может быть, но на основании схожего опыта, а не внешних признаков. Например, белый работал где-нибудь в Японии или Китае и встречался со всё теми же проявлениями расизма, только уже по отношению к нему.

Примерно такая же ситуация ложного друга объясняет, почему хардовые лесбиянки не любят бисексуалок. Потому что бисексуалки наиграются и выйдут замуж, и всё будет у них в порядке. А вот чистые лесбы измениться не смогут, и будут вынуждены бороться со всем этим дерьмом в то время, как бисексуалки с этой войны дизертировали.

Поэтому да, blackface, даже если без воспроизведения дурацких стереотипов, может быть очень обидным.

Другой вопрос состоит в том, должно ли такое поведение быть столь сильно порицаемым?.. Да, не всё,
что кому-то может показаться неприятным, должно быть обязательно устранено. В отличие от стигматизации, предрассудков и воспроизведения стереотипов через blackface, это не несёт ни злого умысла, ни реального вреда. Более того, когда ситуация с правами и предрассудками выровняется, blackface перестанет быть оскорбительным для кого бы то ни было, кроме самых упоротых обижунчиков. В идеале это станет так же, как надеть рыжий парик — никого же из рыжих не оскорбляет, что кто-то смеет ходить в рыжем парике?

Нельзя превращать обиду в способ тирании. Где-то должна проходить граница: «Никто тебя не обижал, ты сам обиделся». — Причём, в случае blackface, она будет постепенно сдвигаться. От: «Совсем нельзя, никак, точка», — до: — «Да, конечно, кого это волнует?», — проходя через: — «Можно, но не воспроизводя стереотипы и изображая конкретных людей», «Можно, но только не воспроизводя стереотипы». Всё зависит от текущей ситуации с правами конкретной угнетённой группы. То есть от времени и места.

ИМХО, в России в КВН изображать Обаму с супругой через blackface — ок. Тупо потому, что в команде нет чёрных, да и среди зрителей — тоже не особо. Где-нибудь, где чернокожие не являются угнетённой группой — какая-нибудь из стран Африки, к примеру, — тоже норм. Но там за такую попытку могут и оборжать, ибо восприятие реально другое. А в США только попробуй дёрнуться в этом направлении — и всё.

Так что это зависит от трёх параметров — где, когда и как, и достаточно сложно для оценки и понимания. Это рискованно, да. Проще сказать, что вообще никак нельзя, особенно на фоне глобализации и доминирующего положения США в ней.

Но если очень хочется, очень осторожно и осознавая риски — то да, можно. Чай, не закон физики.
Но...

Но.

Примечание для любителей читать не тем местом: Я не называю чернокожих инвалидами,
я лишь провожу аналогию с инвалидностью, так как белому человеку его проблемы представить чуть легче.
5

Комментарии

Возможно, я неправа, но не будет ли постоянное оглядывание на американские нормы способствовать дальнейшему закреплению именно этих, довольно... странных норм? В конце концов, черное рабство - это в основном американская проблема, на которую почему-то должен оглядываться весь мир. Даже те, у кого сто лет назад декларировалась дружба народов и пролетарии всех стран, а негров приглашали учиться в университеты чуть ли не по квотам - тем самым квотам, на введении которых некоторые настаивают за океаном.

Опять же Кончитой Вурст и подобными оскорбляются только либо традиционалисты, либо самые радикальные феминистки, которых даже сестры по движению не принимают всерьёз - а ведь женщин угнетали (да и до сих пор кое-где угнетают) всяко не меньше, чем черных.

То есть да, я понимаю, почему раскрас под чёрного может кому-то показаться обидным, но, как по мне, обида действительно не должна быть средством тирании.
Dariona, м-м-м... ИМХО, нет, не приведёт к закрпелению. Потому что там это не правила — в смысле, устоявшиеся традиции, — а отголоски борьбы с расизмом, которые можно и нужно разумно принимать во внимание. У нас свой расизм, точнее, национализм. Борьба между русскими и не русскими, китайцами и не китайцами, кавказцами и не кавказцами. Нельзя сказать, что у них это есть, а у нас — нет совсем. Просто оно... иное. Между другими группами, с другим культурным наследием.
В оригинальном видео говорится о других видах бездумного напяливания на себя атрибутики других культур, но можно добавить ещё. Думаю, если я — женщина, атеистка и блондинка, — напялю на себя традиционную тюбитейку, потому что она красивенькая, татары не обрадуются, некоторых это может реально оскорбить.
Но именно явление blackface, как угнетение чернокожих американцев стоит особенно учитывать, если ты выкладываешь видео на американском, блин, сайте и сопровождаешь это американским же рэпчиком.
Хотя если вы думаете, что в России нет расизма по отношению к чёрным — ещё как есть. Мамкины расисты под каждым американским сериалом орут, что там слишком много негров, достали цветные, покажите нормальны белых людей.
Между другими группами, с другим культурным наследием. Поэтому, как мне кажется, если говорить о борьбе с расизмом на территории России и/или в рунете, ориентироваться стоит именно на наше наследие.

если ты выкладываешь видео на американском, блин, сайте и сопровождаешь это американским же рэпчиком
Это да. Правило насчёт чужого монастыря - оно в обе стороны работает.

Спасибо за разъяснения.
Поэтому, как мне кажется, если говорить о борьбе с расизмом на территории России и/или в рунете, ориентироваться стоит именно на наше наследие.
М-м-м... Логично, что в США проблему назвали так, как у них больше болит — по теме расизма к чернокожим. Но бездумное копирование чужой атрибутики — проблема повсеместная. Осталось только дождаться, пока это понятие адаптируют под наши реалии и наши проблемы. Это будет быстрее, чем с нуля изобретать. =))

Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)