Логика эстетики (публикации за 12 января 2018)18 читателей тэги

Автор: Vezuvian

Эстетика. Зачем?

Зачем вообще изучать эстетику человеческого облика? Зачем вообще красится, тщательно подбирать одежду, причёску и в целом заморачиваться всем этим?

Это вообще-то очень важные вопросы, которыми не принято задаваться. Доминирующая общественная парадигма говорит нам, что нужно быть красивыми. И точка. Нужно и всё. Максимально красивыми, сексуальными, обаятельными и точка. Надо. Просто надо. Особенно если ты родилась с двумя X-хромосомами.

Вежливость
И в какой-то мере это даже оправдано. Общество предписывает нам быть красивыми точно так же, как здороваться. Зачем здороваться? Надо, просто надо. Это общественный диктат, к которому принуждают, не объясняя причин. Они есть, но их никто не знает и никто не задумывается.
Быть красивым — вежливо.
Всё дело в том, что наша внешность — это тоже инструмент общения с внешним миром. Он сообщает информацию о нас окружающим ещё до того, как мы успеваем поздороваться или поймать зрительный контакт. Любое здоровое общество старается сделать так, чтобы люди в нём как можно меньше конфликтовали. Чтобы люди при встрече желали друг другу здоровья, а не обзывались. Чтобы люди радовали глаз друг друга опрятной красивой одеждой, чистотой и хорошим запахом.

скрытый текстСоответственно, любой человек, нарушающий это негласное правило, кажется асоциальным. Неприятно пахнущий, неопрятный, абы как одетый человек выражает своим видом неуважение к окружающим его людям, которые вынуждены на это смотреть и это нюхать.

И это вызывает ответное пренебрежение.

С другой стороны, изначально это достаточно низкая планка, полностью работающая на законе: «Твоя свобода заканчивается там, где начинается чужая», — то есть нужно не вонять, не пачкать и не вызывать приступов эпилепсии.

Дальнейшее давление в сторону красоты и, более того, каких-то определённых канонов красоты, уже не имеет ничего общего с общественным комфортом. Это либо инициатива каких-то определённых личностей, которые используют эту норму, чтобы заставить вас что-то делать по-своему, проявить свою власть (синдром вахтёра); либо внутренние правила группы, по которой они определяют своих (гопники, скинхеды, яппи, модные чики); либо чисто коммерческие проекты, которые призваны внушить, что прошлогодние каблуки делают вас чмом.

Свобода
Именно поэтому вдумчивое занятие эстетикой и красотой даёт, в том числе, свободу. Свободу от общественного мнения, свободу от стереотипов, от советов и от усилий маркетологов.

Если вы «плаваете» в этом вопросе, то любой человек может попытаться навязать вам свою точку зрения, независимо от собственной компетенции, руководствуясь только собственной наглостью и красноречием. И вы ничего с этим не сможете поделать, ведь даже если пошлёте такого доброхота к чёрту, то червячок сомнения всё равно останется. А если ты чётко знаешь, как, почему и зачем ты выглядишь именно так, а не иначе, то никаких сомнений не будет.

Когда ты сам в этом всём разбираешься, индустрия красоты из бульдога, загоняющего тебя в рамки, превращается в услужливого помощника, предлагающего новые варианты. Когда ты сам разбираешься, что, как и почему красиво — исчезают комплексы и потребность подстраиваться под других.

Более того, это даёт свободу самовыражения — своей внешностью можно высказывать не только стандартные фразы, вроде принадлежности к определённой группе, но ещё и высказывать индивидуальное, личное, показывать свой характер и отношение к жизни. В конце концов, это искусство, которое доступно каждому.

Вкус
Пожалуй, самый парадоксальный вывод, к которому меня привело изучение эстетики, это то, что внешность может отражать ум. Ведь говорят же, мол, внешность не главное, красивые — глупые и т.д., и т.п.

Да, в определённой степени это так. Если человеку повезло с внешностью с самого рождения, он может забить на развитие своих мозгов, и добиваться всего в жизни своей красотой и обаятельной улыбкой. Такие люди действительно есть, и они действительно бывают глупы, как пробка.

Но я говорю не о генетической удаче, которая позволила вам иметь фенотип, соответствующий нынешним понятиям о красоте. Я говорю о таком понятии, как вкус.

И вкус — это целиком и полностью работа ума.

Я работаю в квестах в реальности, и у меня есть прекрасная возможность оценить насколько вкус и чувство стиля коррелируются со способностью решать нетривиальные задачи. По этому признаку можно разделить игроков на три группы: люди с хорошим вкусом, люди без вкуса и люди с ужасным вкусом.

Люди без вкуса — это обычные люди, которые явно не заморачиваются, что носят. Это не что-то, на чём глаза от восхищения закатываются и не что-то, на чём кровоточат... в разной степени модно, в разной степени — подходяще. Просто обычные люди. И они показывают наибольший разброс — среди них есть и гении, которые за 20 минут проходят, и тупняки, которые за два часа не могут справится.

Люди с ужасным вкусом сами себя уродуют. Они прилагают усилия, иногда и немалые, занимаясь собственной внешностью, но в упор в зеркале не видят, что это им не идёт. И вот именно то, что они не понимают, как это ужасно, и является весьма значимым признаком ума. У них обычно самые плохие результаты, причём не потому, что они реально глупые, а потому что они все, как один, ждут, пока кто-нибудь решит загадки за них.

Люди с хорошим вкусом себя украшают обычными вещами. В смысле, вроде так посмотришь — обычные свитер, джинсы и кулон. Но они безумно идут и хорошо сочетаются между собой. И вроде это ничего необычного. Никаких там роскошных стрелок, бриллиантового колье или дорогущей обуви... но это красиво. И да, таки люди инициативны, внимательны, догадливы и способны прислушиваться к другим.

Пожалуй, ничего так не показывает глупость женщины, как её слепое подчинение моде. То, что она выполняет приказы глянцевых журналов, но не видит своими глазами, насколько это её уродует.

Человек не выбирает, с какой внешностью ему родиться. Но выбирает, что с ней сделать в дальнейшем. И этот выбор всё-таки многое о нём может сказать.

Зловещая долина


Эффект «зловещей долины» (англ. uncanny valley) — гипотеза, по которой робот или другой объект, выглядящий или действующий примерно как человек (но не точно так, как настоящий), вызывает неприязнь и отвращение у людей-наблюдателей.

Человек тоже может упасть в эту зловещую долину. Это одна из опасностей макияжа и, особенно, пластической хирургии. Когда усилия, направленные, чтобы стать красивее, превращают тебя в жуткое, отталкивающе существо. Для желающих полюбоваться, можете воспользоваться запросами: «жертвы макияжа», «жертвы татуажа бровей», «жертвы пластики».

К сожалению, я этому эффекту не подвержена от слова «совсем», и не могу сделать для вас подборочку самых жутких случаев. Вижу, что некрасиво, но такого вот прямо отторжения и жути не вызывает. Такая вот фишка восприятия.

Но могу поделится одним случаем из жизни. В бытность мою увлечения макияжем, шли мы как-то с другом по улице. И навстречу нам девушка, красивая — глаз не оторвать. Идеальный макияж. Идеальная кожа. Где надо — румянец, где надо — выделение скул. Великолепно растушёванные тени, идеальные брови, стрелки острые, как язык базарной бабки!.. Я шла и видела воплощённое мастерство визажа.

скрытый текстА когда она удалилась от нас на достаточное расстояние, друг признался мне, что она выглядит жутко, будто оживший пластиковый манекен. И тут я поняла, насколько разное у нас восприятие. Я и, наверное, она сама, видели идеальную работу визажиста. А мужчина, который оценивал всю работу в целом, не зная её нюансов, видел куклу. Говорящую, ходящую, жуткую куклу.

И тут выявляется главный нюанс: ваше собственное лицо, если оно не поражено ужасной болезнью, никогда не уронит вас в зловещую долину, никогда оно не будет таким жутким, каким может его сделать макияж. Без макияжа вы выглядите уже как минимум как человек.

Это уже очень хорошо.

Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)