Автор: Пыль-и-свет

Дипа Анаппара. Патруль джиннов на фиолетовой ветке

Эту книгу я прочитала случайно; да можно сказать, она сама как-то нечаянно прочиталась, и правильно сделала. Индия, социальная проблематика, ребёнок в качестве главного героя-и-рассказчика — если бы я выбирала осознанно, то прошла бы мимо. А так хорошо иногда просто взять и открыть книгу и с первых страниц понять — стоящая.
Некоторые писатели-беллетристы особо гордятся тем, что провели обширные и глубокие исследования для того, чтобы написать книгу. Я к таким книгам отношусь с настороженностью, потому что мой читательский опыт свидетельствует: заявления о широко и глубоко исследованной матчасти зачастую соседствуют с совершеннейшей художественной беспомощностью. И зачем тогда всё это было?
Здесь не тот случай. У Дипы Анаппара не было необходимости проводить исследования специально для книги, у неё за спиной более десяти лет журналистской работы, и сам замысел книги сложился благодаря накопленным знаниям и опыту. И в то же время "Патруль джиннов на фиолетовой ветке" — безупречно художественная книга, которая была бы столь же затягивающе-увлекательной, даже если бы не была основана на реальных событиях.
Лучше бы она не была основана на реальных событиях.
скрытый текст"Патруль джиннов на фиолетовой ветке" — книга о том, как пропадают дети. По слухам, их похищают джинны. То есть, на самом деле никто не знает, кто их похищает, и похищает ли вообще, и уж тем более этого не знает главный герой — дурашливый озорной мальчишка, слишком маленький и глупый для того, чтобы отделять реальные факты от фантазий. Он и "расследование" своё начинает как игру, просто из интереса, и для того, чтобы было веселее, приглашает друзей. Поначалу это даже напоминает беззаботный детский детектив вроде тех, что писала Энид Блайтон, но это обманчивое впечатление быстро рассеивается.
На самом деле это до жути страшная история, но так же уверенно, как баланс между реальностью и суевериями, Дипа Анаппара выдерживает баланс между трагедией и обыденностью.
Герои романа живут, с нашей точки зрения, в ужасных условиях, в нищете и грязи, из которых лишь у единиц есть шанс выбраться. Работа в колл-центре для этих людей — успешный успех, престиж и богатство. (Богачи - это те, у кого есть сотовый телефон и возможность есть яйца каждый день.) Что ещё хуже, к ним и относятся как к грязи.
Индийское общество чудовищно разобщено, все ненавидят всех. До открытой вражды доходит у представителей разных этносов и религий, мужчины ни в грош не ставят женщин, родители отыгрываются на детях, мальчики, беря пример с отцов, на девочках. Просто чудо, что в этом клубке взаимной злобы и уничижения как-то прорастают побеги родственной привязанности, любви, дружбы, сострадания.
Главный герой всё это видит, но не замечает. Он просто живёт, причём довольно счастливо и беззаботно благодаря своему счастливому и беззаботному характеру (и малолетству), и благодаря ему же эта книга не кажется беспросветно мрачной, на самом деле она очень красочная, местами даже смешная, и держит в напряжении до самого конца.
Вообще Дипе Анаппара потрясающе удались все характеры, они даже не "как живые", они действительно живые, и это, наверное, тоже из-за её журналистского опыта, а ещё — знания людей и любви к ним. Тем большее сочувствие они вызывают, тем больнее смотреть, как растерянные, измученные трудом и бедностью родители сами, не сознавая того, толкают своих детей в руки джиннов. От усталости, от невежества, из самых лучших — как они это понимают — побуждений.
"Патруль джиннов" написан в 2018-м году. Боюсь, актуальности он сейчас не потерял. Но когда если когда потеряет, хотелось бы, чтобы вместе с ней не потерялась сама книга, эта мастерски изложенная история о войне детей и джиннов.
Она стоит того, чтобы её читали.
1

Комментарии


Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)