Автор: Хромой Рысь

ФМ в цитатах: те слова

Что-то у меня туго стало с придумыванием названий. Так или иначе, это завершающий пост в этом флешмобе и речь в нем пойдет о довольно странной категории вещей, точнее даже не вещей, а концепций. Я не знаю как это назвать. В моем мире, в том что иногда называют "персональным мифом", есть понятия выделяющиеся на фоне остальных своей значимостью. Их довольно сложно описать как категорию или суть конкретного из них. Во внутреннем диалоге все просто, мне достаточно для себя их представить в виде слов-соответствий, например "Город", "Сны", "Правильно", "Наставничество", "Имена", "Творчество", "Семантика", "Миротворчество", "Равновесие". И даже в таком перечислении, есть ощущение для каждого из них, насколько оно то или нет. Вот например "Имена" - синтетическое, не верно отражающее вопрос, как впрочем и "Сны" - слишком общее, и т.д. За каждым из них стоит эфемерный пласт опыта, чувств, мыслей, который мне тоже крайне сложно сформулировать в контексте передачи смысла и знания. Цитаты же, что вошли в эту подборку, мне приглянулись тем, что кто-то по крайней мере подумал о чем-то похожем, представил и довольно узнаваемо для меня описал. Я их не встречал, не довелось общаться, но благодаря этим фразам с ними установилась какая-то связь, общность принадлежности к истинным традициям.

 

Но начну с фрагмента жизы, чтобы уж наверняка закрыть тему.

– Да, в этом-то и состоит усмешка судьбы. Человек может доверять человеку, принц Элрик, но, наверно, мы никогда не будем жить в воистину разумном мире, пока люди не научатся доверять человечеству.

[Майкл Муркок "Сага об Элрике - Скиталец по морям судьбы"]

 

- Я в Школе три года и видел не меньше твоего!

- Ты много видел, но мало думал, - бросил Лысый. - Ты не виноват, это проблема твоего поколения.

[Олег Дивов "След зомби - Мастер собак"]

 

– Хуже, братишка, – вздохнул Тим. – Когда я жил здесь, самым невыносимым для меня было то, что каждый день, каждый час я вынужден преодолевать сопротивление уродов, которыми эта планета населена. Тупиц, которые постоянно чего‑то от меня хотят. Я от них ничего не хочу! А они постоянно от меня чего‑то требуют. Делай, делай, делай! Постоянно что‑то делай! Будь как все! Суетись, копошись, крутись, дергайся! Меня как‑то в армии забросили на пару дней с одним деятелем на отдаленную точку. Неплохой, в общем, парень. Но он за эти два дня чуть не сдох от структурного голода... Ох, мне часто казалось, что если бы я родился мелким грызуном, я бы жил в дупле. На самом высоком дереве в округе. Чтобы ни одна дрянь не залезла.

[Олег Дивов "След зомби - Мастер собак"]

 

— А что письма — бумага, — сказал я. — Сожжешь их, а что в душе осталось, все равно останется, а что не осталось, все равно не останется, сколько их у себя ни держи.

[Харуки Мураками "Норвежский лес"]

 

Я схватился за голову. Будь моя воля, держался бы за неё и держался, до самого вечера. Потому что сидеть, схватившись за голову, и скорбно пучить глаза – занятие всепоглощающее. Если делать это как следует, от души, ни на что другое уже не хватит ни времени, ни сил.

[Макс Фрай "Слишком много кошмаров"]

 

— Ну, если верить в переселение душ… Людей-то всё больше и больше становится. Откуда каждому брать душу? Вот и бродят — манекены. С виду нормально, а души нет.

[Сергей Лукьяненко "Фальшивые зеркала"]

 

Таня не любит курящих,

Пьющих не любит Денис.

Логично не говорящих

Всегда презирает Борис.

Полный Евгений - тощих,

Ян - окончивших политех.

С Олегом всё как-то проще:

Олег ненавидит всех.

[неизвестен]

 

 

Есть у меня любимое слово "Правильно". Вот Макс Фрай меня понимает, не зря любимый автор - кратко и по сути.

Абсолютно безумно, бессмысленно, но правильно! [Макс Фрай]

 

Большей частью цитаты не столько определяют это слово, сколько определяются им.

Единственный, кто поступал разумно, был мой портной. Он снимал с меня мерку заново каждый раз, когда видел меня, в то время как все остальные подходили ко мне со старыми мерками, ожидая, что я им буду соответствовать.

[Джордж Бернард Шоу]

 

Три пути ведут к знанию: путь размышления - это путь самый благородный, путь подражания – это самый легкий, и путь опыта - это самый горький.

[Конфуций]

 

— Ну, а будешь ли ты учить меня?

— Нет.

— Это потому, что я не индеец?

— Нет, потому, что ты не знаешь своего сердца. Что важно, так чтобы ты точно знал, почему хочешь связаться с этим.

[Карлос Кастанеда "Разговоры с доном Хуаном"]

 

Поэтому ты всегда должен помнить, что путь — это только путь. Если ты чувствуешь, что тебе не следовало бы идти по нему, то не должен оставаться на нем ни при каких обстоятельствах. Для того, чтобы иметь такую ясность, ты должен вести дисциплинированную жизнь. Лишь в том случае ты будешь знать, что любой путь — это всего лишь путь и что нет никакой абсолютно преграды ни для тебя самого, ни для других, чтобы бросить его, если именно это велит тебе сделать твое сердце. Но твое решение остаться на этом пути или бросить его должно быть свободно от страха и амбиции. Я предупреждаю тебя об этом. Смотри на любой путь вплотную и решительно. Испытай его, столько раз, сколько найдешь нужным. Затем спроси себя, и только себя одного. Этот вопрос таков, что лишь очень старые люди задают его себе.

Мой учитель сказал мне о нем однажды, когда я был молод, но моя кровь была слишком горяча для того, чтобы я понял его. Теперь я это понимаю. Я скажу тебе, что это такое: имеет ли этот путь сердце?

[Карлос Кастанеда "Разговоры с доном Хуаном"]

 

Но все равно, возвращаясь к действительности, в первую очередь он улыбался тем, кто был рядом. Улыбался немного смущенно - будто побывал там, куда никому больше дороги нет. И это, скорее всего, так и было.

Но главное - он улыбался. И всегда был готов подумать за тебя, за тебя решить, то есть взять на себя ответственность. Не властно перехватить руль, а просто найти для всех лучший путь и разумный выход, справедливый и достойный. Поэтому авторитет Мастера в Школе был поистине безграничен. А любовь охотников к нему - просто бездонна.

[Олег Дивов "След зомби - Мастер собак"]

 

Минанг называют это рантау - традицией отправки молодых людей в широкий мир. Такова традиция адата, привычная и обязательная.

[Роберт Чарльз Уилсон "Спин"]

 

У кошек есть такое понятие "кирстрау", которое людям удобно считать чертой характера. Удобно потому, что мы так и не нашли ему ни адекватного перевода, ни соответствий в нашей реальности. Если кратко - это добровольный отказ от собственного будущего ради какой-то цели. Если не кратко... Впрочем, полно ли, кратко - это социологический нонсенс, но ведь все общество чокнутых котов-индивидуалистов стоит на чуши и противоречиях.

[Сергей Цикавый "Шаги в глубину"]

 

Кошки в этом отношении куда проще. Захочется есть — едят, захочется спать — ложатся спать, если злятся, так уж от души, если плачут — так отчаянно. И, главное, у кошек никогда не бывает таких ненужных вещей, как дневники, потому что в них нет никакой необходимости.

[Сосэки Нацумэ "Ваш покорный слуга кот"]

 

Есть в моих мыслях и снах особое место, я называю его Город. Как и другие мои "слова" его сложно объяснить, выделить ту заметную на уровне чувств грань и перевести её в слова, что отделяет его от простого города. Все что я пытался о нем написать - совершенно не то. Да, это одно одно из его свойств - изменчивость, можно сказать разумность, но это не главное. А что главное я не знаю, разве что предположить еще одно, ничего не объясняющее слово - он свой.

 

Штраух пишет, что есть такие места — он настаивает, что это именно реальные, а не воображаемые места… ну как сказать лучше… участки пространства, да, — где человек может получить странный опыт, пережить фрагменты какой-то иной, несбыточной жизни. Он придумал называние для места такого рода: die Schicksalkreuzung, — это можно перевести как «Перекресток судеб».

[Макс Фрай "Энциклопедия Мифов"]

 

Город — замкнутая бесконечность. Лабиринт, в котором ни за что не заблудишься. Это карта только для тебя, все районы на ней имеют одинаковые номера. Поэтому, даже если ты и собьешься с пути, — заблудиться не сможешь.

[Кобо Абэ "Сожженная карта"]

 

Высокие, узкие, устремленные в небо дома, скорее даже дворцы, белые в темноте, а при дневном свете лиловые, полупрозрачные, как предрассветный туман – вот, собственно, и все. Но только учти, местные жители объяснили, что Черхавла стала такой, повинуясь каким-то моим неосознанным тайным желаниям. Каждый гость видит ее по-своему, вот в чем беда. А настоящая Черхавла выглядит как лоскутное одеяло, сотканное из бликов света всех мыслимых цветов.

– Ты это сам видел? Или тебе рассказали?

– Сам. После того, как Кофа отвесил мне оплеуху рукой, предварительно омытой в Источнике Боли; такие оплеухи лишают иллюзий – всех сразу, но, как показывает практика, не навсегда. Как мистический опыт это пестрое облако света было вполне ничего, но как архитектурное решение, по-моему, не очень.

[Макс Фрай "Сновидения Ехо - Мертвый ноль"]

 

Тема ученичества и наставничества одна из важнейших в моем мировоззрении. Это и проблема как сделать тупой разум острым, и как правильно предавать знания, что делать с не желающими учиться, где искать неиспорченных и как учиться самому...

 

провел, причем в полном соответствии с традицией древних магов Хонхоны, все как по писаному, хоть университетских исследователей зови смотреть, как выглядел классический обряд принятия учительства. Сначала сэр Макс спас твою жизнь, потом поместил тебя в окружение, благоприятное для развития твоих способностей, а потом начал самолично учить всяким удивительным штукам. Например, гонять на амобилере так, что булыжники из-под колес летят. И прочим милым пустякам. Он, безусловно, не ведал, что творит, но это его проблемы.

[Макс Фрай "Тубурская игра"]

 

Зогги глядел на меня неодобрительно. Дескать, что же ты, гад, из мальчика жилы тянешь? У нас с Зогги совершенно разные взгляды на воспитание. Иначе и быть не может: его питомцы попадают к нему совсем маленькими, а мои ко мне – великовозрастными балбесами, с кучей дурацких привычек. Взять хотя бы привычку задавать вопросы вместо того, чтобы самостоятельно разгадывать загадки. Почему всем кажется, что так проще и интересней? Ну вот кто, кто им это сказал?!

[Макс Фрай "Властелин Морморы"]

 

— И имей в виду, когда я говорю «совет», это значит, что уважение к тебе да и к себе не позволяет мне использовать слово «приказ». Да и с чего бы вдруг я стал тебе приказывать? Но не хотелось бы, чтобы ты всерьёз тратил время на размышления, следовать ли моим советам или поступать по-своему. Следовать, обязательно. Обещаю, что тебе не придётся об этом сожалеть.

[Макс Фрай "Ворона на мосту"]

 

Ритуалы нужны только затем, чтобы пугать новичков, создавать у них особое настроение.

[Макс Фрай "Лабиринты Ехо"]

 

... людям, чье обучение только начинается. И неожиданно выяснилось, что именно самые простые вещи объяснить труднее всего. А без них не обойтись. Далеко не все с самого начала интуитивно чувствуют, как надо действовать. И человеку недостаточно компетентному такие люди могут показаться тупицами. Обычно их признают необучаемыми и отправляют прочь. А меж тем, если хорошенько повозиться с ними на старте, дальше особых проблем не будет, еще и обгонят остальных. Бездарностей вообще гораздо меньше, чем кажется. Просто плохих учителей больше, чем принято думать. Собственно, почти все никуда не годятся. Объяснять правила, хвалить способных и сетовать на бестолковость остальных любой дурак может. А вот найти подход ко всякому новичку, познакомить его с самим собой, объяснить фундаментальные вещи так, чтобы он понял, мало кто умеет. У меня хоть какой-то опыт есть – по крайней мере, я много лет знаком с Джуффином и хорошо знаю, что такое идеальный учитель. А вот как самому прийти к этому идеалу – вопрос.

[Макс Фрай "Мастер ветров и закатов"]

 

Сегодня я понял, что лучший учитель тот, кто учиться у учеников своих.

[Ирвин Ялом]

 

Так уж устроена школа. Самая важная вещь, которую мы там узнаем, заключается в том, что все самое важное мы узнаем не там.

[Харуки Мураками]

 

Отдельно я выделил, скорее для себя и памяти, "вопрос перемещения". Я не могу установить, сам я додумался до такого варианта или все же прочитал и до времени забыл. Так или иначе, это любопытное совпадение с перемещением Темным Путем с попутчиками-неумехами. Вот только вчитавшись еще раз, я понял, что подобрал не ту цитату, но переискивать лень, так что оставлю как есть.

 

Чиффа слегка подтолкнул меня в спину — дескать, давай, заходи, хватит топтаться на пороге. Я чуть было не потерял равновесие, сделал шаг, другой и остановился как вкопанный. Это помещение могло быть чем угодно, но только не сторожкой, в которую мы только что вошли.

[Макс Фрай "Ворона на мосту"]

 

Однажды он провел меня своей дорогой. В тот день мы несколько часов блуждали вокруг одного из живописных озер моего родного мира. Увлеченный беседой с этим удивительным существом я и думать не мог, что он в доказательство своих слов, внезапно просто толкнет меня, и я за один шаг окажусь на ковровой дорожке в каком-то доме, вместо того чтобы балансировать на грани падения в прелую осеннюю листву.

 

В одной я узнал творение Сюзан Херберт - рыжую человекоподобную кошку в элегантном платье сидящую на диване. Вторая была портретом девушки с кошкой в сумрачном лесу неизвестного автора. "Они символизируют мой путь." - в который раз, словно прочитав мои мысли, Кэас дал ответ на не заданный вопрос - "А остальные, это всего лишь другой сорт дверей". С этими словами он вновь толкнул меня и я по инерции сделал шаг, инстинктивно зажмурившись. Мы вновь очутились на берегу озера, но уже другого, не из моего мира. Там он хладнокровно продал меня в рабство.

 

И конечно же сны, куда же без них - моей отдельной жизни-не-здесь с правильной работой и наставниками. И здесь тоже безусловный лидер Макс Фрай, с её бесподобной "Тубурской игрой".

 

Нет вещей "поважнее", чем некоторые сны.

[Макс Фрай "Лабиринты Ехо"]

 

— Даже не знаю, хорошо это или плохо, — неожиданно сказал он. – Многие считают, что счастливые люди редко становятся настоящими сновидцами – слишком уж крепко держатся за явь, где им хорошо. А вот те, для кого каждое пробуждение – мука, легки и бесстрашны, быстро уходят глубже всех. Уж им-то нечего терять.

[Макс Фрай "Тубурская игра"]

 

Если вкратце, он говорил, что помимо пустых необязательных снов я способен видеть так называемые «плотные» сновидения, которые считаются здесь величайшим сокровищем и единственной достойной целью всякого разумного человека. Мой учитель сожалел, что сам я пока не способен отличить одно от другого и веду себя во всех снах примерно одинаково – как пьяный невменяемый идиот.

[Макс Фрай "Тубурская игра"]

 

Ее звал сон. И его образы. Роза любила сновидения, в их мире было возможно все. Она могла быть свободной. Сны привели ее к знаниям. Однажды ночью, несколько лет назад, она каким-то образом вдруг оказалась бодрствующей в своем сне. Она понимала, что спит, но все происходило как наяву. Роза очутилась в огромной библиотеке. Полки с книгами уходили под потолок, теряющийся в высокой тени, невидимый снизу. Книги разговаривали. Она шла по лабиринтам проходов и слышала, как они зовут ее сухими шелестящими голосами:

- Возьми

[Майкл Муркок "Серебряное сердце"]

 

Единственный безотказный способ хорошо запомнить сон – как следует помолчать о нём, проснувшись. Наедине с собой.

[Макс Фрай "Слишком много кошмаров"]

 

ты всегда должен быть сильнее навязанных обстоятельств. Держаться за себя обеими руками. Помнить, кто ты есть и какой в тебе заключен смысл. Не особо задумываясь о том, спишь ты сейчас или бодрствуешь. Пока помнишь себя, это совершенно не важно.

[Макс Фрай "Тубурская игра"]

 

Время от времени мне грезятся не то сны, не то просто видения. О каких-то совсем других, чужих жизнях. Порой они бывают похожи на реальность куда больше, чем она сама. Чьи это сны? И чьи жизни? И кто, в таком случае, я? И куда подевался мой старый знакомый сэр Макс, быть которым легко и приятно? Мне, во всяком случае, нравилось. Иногда я вообще думаю, что он как сидел в Тихом Городе, так и сидит. Это очень страшная версия, однако на вопрос, откуда взялся я, она не дает ответа. Надеюсь, это – просто глупость, как и все остальное.

[Макс Фрай "Мастер ветров и закатов"]

 

И немножко фактов и высказываний неизвестных...

Людям, спящим на боку или в позе "эмбриона" и обнимающим во сне кусочек одеяла или мягкую игрушку, как правило, в жизни не хватает тепла, нежности и понимания. Это, по сути, очень одинокие (в душе или реальности) личности, которые не чувствуют себя защищенными и нужными. Предмет, который они обнимают, дарит им во сне иллюзию надежности и эмоционального комфорта, который они не испытывают наяву.

 

85% людей хоть раз видели такой реалистичный сон, что, проснувшись, не могли понять, сон это или явь.

 

Бросившие курить люди видят более яркие сны.

 

Почти 2/3 людей испытывали дежавю по мотивам снов.

 

Самые длинные сны (35-40 минут) снятся утром.

 

На некоторое время сон чудесным образом помогает забыть о боли, проблемах, стрессе.

 

Сон, прекраснейшее из наслаждений жизни, в отличие от других, не утомляет и не приедается.

 

Существует синдром "утомительного сна" - когда человек просыпается утром уже уставшим.

 

Чем выше IQ человека, тем чаще он видит сны.

 

Чем мы счастливее, тем меньше времени на сон нам нужно.

 

... этих снов дороже ничего и нет.

 

Еще одно близкое, но редко упоминаемое родственно явление это "срединный путь". Я все больше замечаю, что если не я сам, то мои персонажи принадлежат именно ему. Они не на стороне добра или зла, они над этим, идут по грани, стараясь сохранить равновесие или нейтралитет.

 

Высший мастер Равновесия, не маг, а нечто значительно большее - кроме этого, я ничего не имею права открыть. Он встретил меня в одном полудиком мире, в котором еще не забыли, что такое честь и любовь. За прошедшие после ухода из Архиана годы моя сила, как мага, продолжала расти. Да и знания тоже. Тысячелетия опыта даром не проходят. Учитель ощутил мой приход в мир, находившийся на тот момент под его защитой. Ему стало интересно, что это за непонятное существо появилось в его зоне ответственности. Он оказался первым встреченным мной абсолютным эмпато-телепатом. Тогда, правда, я этого не понял, узнав правду много позже, когда сам стал таким.

[Иар Эльтеррус "Мы - Будем! Осознание"]

 

- Что такого ужасного сделали эти бедняги, чтобы спускать на них тебя?

– Абсолютно ничего, – сказал я. – Я просто так буду их мучить. Видишь ли, в Мире должно быть место чистому, беспричинному, ничем не оправданному злу – просто для равновесия. А то как-то больно хорошо вы все в последнее время живете.

[Макс Фрай "Мастер ветров и закатов"]

 

— Что властвует над силами Закона и Хаоса? — спросил Элрик. — Что управляет вашими судьбами так же, как управляет моей?

— На этот вопрос я не знаю ответа. Есть только Равновесие.

[Муркок Майкл "Сага об Элрике - Пока смеются боги"]

 

И завершает все, конечно же творчество. Вопросы его развития, причин и разновидностей, меня интересуют не меньше, если не больше обучения. Ведь творчество это единственный способ уподобиться богу, побыть Творцом. Впрочем, как вы поймете из цитат, в такой теологии богом быть довольно больно.

 

Нет, даже не любви, а всепожирающей страсти. Тра-Лгаа действовала не спеша, она показывала, что происходит с душой, если эту страсть не удовлетворить. Как постепенно нарастают боль и отчаяние, сливаясь с любовью и становясь ее составляющими. Как корчится от этой боли душа, как пытается хоть куда-нибудь выплеснуть пожирающий ее огонь. Именно так рождается большая часть гениальной музыки и стихов. Так создаются величайшие полотна. Так пишутся великие книги.

[Иар Эльтеррус "Мы - Есть!"]

 

– Земля не одинока. Каждая населенная разумными существами планета со временем создает вокруг себя сперва призрачные, а затем и реальные миры.

Лена с Настей с немалым изумлением слушали откровения плетущего. Как оказалось, написанные земными писателями книги – это нечто куда большее, чем они думали. Пишущие не понимали, что создают не просто книги, а миры, которые со временем становятся живыми и самостоятельными, переставая зависеть от материнской реальности. Чем больше людей читают книгу и сочувствуют ее героям, тем реальнее становится описанный в ней мир. С каждым днем. Не со всеми произведениями, конечно, это случается, а только с написанными душой, с реальным чувством, искренне, без фальши. Бездарные поделки, созданные ради заработка, некоторое время существуют неподалеку в виде серых теней, но вскоре растворяются. Зато талантливые по прошествии определенного времени перестают зависеть от автора и читателей, начинают жить своей жизнью, становясь не менее реальными, чем материнский мир. И перестают поддаваться управлению, управлению, автор вскоре замечает, что не в его власти изменить что-либо. Что герои действуют так, как хочется им самим. Даже если книгу вскоре забудут, мир уже существует и знать не знает, что когда-то был кем-то выдуман. Он просто живет по своим законам и своей логике. Развивается. Меняется. Становится иным. И имеющие в душах Божий Огонь аборигены начинают со временем создавать свои призрачные миры, некоторые из которых тоже превращаются в реальные. Такой вот странный круговорот. Бесконечный круговорот. Чего хотел Создатель, когда сделал так?

[Иар Эльтеррус "Вера Изгоев"]

 

Афоризм — это тонкая мысль, а роман — это мысль, которую тонко размазали.

[Константин Семёнович Мелихан]

 

- Это правда? - спросила Занту. - Все это случилось на Земле и записано вами в знак почтения к предкам? Чтобы их потомки знали об их судьбе, страданиях, надеждах? Чтобы их имена сохранились в памяти, пока не истает время и не расточатся звезды?

- Записать эти истории было нельзя, в те эпохи мы не имели необходимых приборов, - сказал Вальдес. Потом, после паузы, добавил: - Все это выдумки, Занту, выдумки и в тоже время - правда. Есть среди нас особые люди с даром к сотворению фантазий и иллюзий. Одни делают это с помощью слов, произнесенных или записанных, другие создают картины, изображающие то, что было, и то, чего не было, третьи рядятся в чужую жизнь, как мы в свои одежды, живут чужими чувствами, плачут, смеются, тоскуют, как давно ушедшие от нас или вовсе несуществовавшие люди. И мы им верим. Удивительно, но верим!

- Я тоже верю, - шепнула Занту. - Этот дар, о котором ты сказал, эта способность творить фантомы, неотличимые от реальности... такого нет ни у кого. Ни одна раса в этом с вами не сравнится. Вы великие лжецы, Сергей Вальдес с Земли, но ваша ложь дороже истины.

[Михаил Ахманов "Бойцы Данвейта"]

 

С галерей музыка зазвучала громче и стала более сложной, когда запел хор рабов, специально подготовленных и оперированных, чтобы каждый мог петь одну единственную безупречную ноту. Даже молодой император был тронут зловещей гармонией их песни, которая мало чем напоминала звуки, которые способен издавать человек. «Почему их боль и страдания дают такую изумительную красоту? — подумал он. — Или любая красота основана на страдании? Неужели это и есть секрет любого искусства, и человеческого, и мельнибонийского?»

[Майкл Муркок "Сага об Элрике - The Dreaming City"]

 

Страданием и бессилием созданы все потусторонние миры, и тем коротким безумием счастья, которое испытывает только страдающий больше всех.

[Фридрих Ницше "Так говорил Заратустра"]

 

Критики читают то, что написали другие люди, а потом пытаются объяснить, почему им это не понравилось. Иногда они умудряются прилично на этом заработать!

[Макс Фрай "Лабиринты Ехо"]

 

Но для творчества мозгу нужна свобода, длительные периоды праздности, положительные эмоции, низкий уровень стресса, случайности, шум и чаепития в саду с компанией друзей.

[Эндрю Смарт "О пользе лени. Инструкция по продуктивному ничегонеделанию"]

 

Ну вот и все. Я сделялЬ!

Комментарии


Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)