Автор: Culturally Jewish

Нельзя, но если очень хочется, то можно

Кто не слышал, что возвращаться домой за забытой вещью — плохая примета? А если уж пришлось вернуться за кошельком/сумкой/ключами, то следует посмотреться в зеркало. Или что нельзя отдавать деньги вечером? Но если сильно надо, то положите пачку на какую-нибудь поверхность — стол/стул/диван, и вуаля, сделка закрыта (узнала об этом от молодого парня, у которого покупала б/у ноутбук:)

О некоторых распространенных способах избегания пишет, например, Альберт Байбурин.

В свою очередь, Мария Каспина изучила, как ашкеназские евреи Восточной Европы обходили ряд прямых религиозных запретов, которые были выработаны в еврейской традиционной культуре. А столкновение закона и обычая было довольно частым явлением. Например, на праздник Пурим принято было, чтобы мужчины переодевались в женские костюмы и наоборот. В то же время в Торе прямо сказано: «Да не будет одежды мужской на женщине, и да не наденет мужчина женское платье, ибо мерзость пред Богом, Всесильным твоим, всякий делающий это (Втор 22:5)».

Каспина выделяет три типа обхода прямых запретов или способов нарушения предписаний. Первый путь укоренен в галахической* еврейской традиции и называется пикуах нефеш — «спасение жизни». Суть его состоит в том, что если очень нужно сделать что-то запретное, чтобы спасти жизнь человека, то можно нарушить законы субботы или разрешить больному есть во время поста в Йом Киппур. Амулеты строго запрещены в Библии, однако если они помогли спасти жизнь человеку, закон разрешает их использование. Поэтому на многих амулетах часто можно видеть надпись «проверено, действенно».

Видимо, из этих законов вырастает впоследствии известная практика договариваться с неевреями о том, чтобы они выполняли определенную работу для евреев в субботу и праздники. Многие носители этой традиции на Украине и в Молдавии до сих пор вспоминают, как заходили в субботу к соседям-евреям и зажигали им свечи или растапливали печь. Во время праздника Песах, когда в еврейском доме нельзя держать ни крупицы квасного, продукты символически продавали нееврейским соседям, заключая определенную сделку — договор о продаже.

В еврейском религиозном праве также существует принцип, что действие, не рекомендованное к выполнению в субботу или праздники, можно выполнить другим, непривычным способом (бешинуй), и тогда это не будет считаться нарушением. Если человек идет выполнять заповедь, например, приветствовать своего отца, или раввина, или человека, превосходящего его мудростью, ему можно перейти вброд реку, но он должен сделать это необычным способом, например, не вынимая рук из-под халата, чтобы помнил, что сейчас Шаббат, и не нарушил бы запрета. Следуя этому принципу, религиозные евреи набирают левой рукой телефонный номер «скорой помощи» в субботу, зачесывают волосы в другую сторону, а в израильской армии солдатам, которые служат в субботу, рекомендуют заводить машину левой рукой.

Второй тип оправданий нарушения связан с тяжелой исторической и политической ситуацией, в которой оказались евреи в период после Второй мировой войны. Придерживаться заповедей иудаизма было запрещено, и чтобы как-то традицию соблюсти, не привлекая при этом к себе излишнего внимания властей, евреи вынуждены были частично нарушать религиозные законы.

При необходимости собрать миньян — 10 взрослых евреев, чтобы вести коллективную молитву, — иногда в советское время в числе этих десятерых считали детей, женщин и даже неевреев. В одном из интервью зафиксировано уникальное свидетельство военных лет: «А миньен — это десять человек. А вот когда мой папа был... мы были в лагере, собрать девять человек было невозможно — расстреляли бы тут — раз-два. Так я помню, когда нужно было, нужен был этот миньен, так папа всегда выходил и считал девять деревьев, а он был десятый».

Третий тип обхода галахических запретов теснее других связан с универсальными фольклорными представлениями и общими механизмами поиска легитимного выхода из трудной ситуации.

Один из самых известных случаев обхода запрета касается обычая не пересчитывать евреев, поскольку это напрямую не разрешается в Библии. В еврейской народной традиции повсеместно используется отрицательный счет: «не раз, не два, не три...» — как средство обойти данный запрет. В рассказе Шолом-Алейхема «У царя Артаксеркса» есть эпизод, когда герой перечисляет имена всех родственников, пришедших на праздник Пурим: Надо ли продолжать этот перечень? Пожалуй, не надо, а то как бы не сглазить!.. Дедушка как-то попытался, любопытства ради, сосчитать, сколько народу сидит у него за столом. «Не один, не два, не три, не четыре, не пять, не шесть, не семь...» Но тут бабушка резко оборвала его: «Тьфу ты, прости господи! Что тут считать? Тарелок, слава Богу, хватит на всех!»

Очень специфический обычай, распространенный среди евреев Подолии, Буковины и Бессарабии, связан с народным представлением о запрете перестраивать печь, которую перестали использовать в доме. Согласно многим устным свидетельствам, у евреев существовал строгий запрет на перестройку и изменение отдельных элементов дома, особенно если это было связано с переносом в другое место окон, дверей и печи, то есть основных границ дома с внешним миром.

Убеждение в том, что основные структурные элементы дома после постройки уже нельзя трогать без совета с раввином, имеет параллели в средневековых источниках. Например, в книге Сефер Хасидим (Германия, XIII век) содержатся следующие указания: «Пусть человек не заделывает наглухо окно или дверь, чтобы не повредили ему демоны, ибо их путь — ходить тут. Но пусть он сделает дырку». В примечаниях и комментариях к этому указанию приводится объяснение: демоны привыкли ходить одной дорогой, и не умеют сворачивать со своего пути.

Один из вариантов обойти запрет — оставить окошко для нечистой силы, чтобы она могла беспрепятственно входить и выходить из дома. Другой вариант — «продать» печь за символическую сумму (копейку), тогда ее можно разбирать. Здесь действует семантика ритуального обмана, когда меняется владелец объекта, и возможная кара за несоблюдение запрета не накладывается, поскольку теряется адресат.

Маленькие окошки и дырочки на месте бывших окон или дверей до сих пор видны на стенах бывших еврейских домов Томашполя, Шаргорода, Малых Черневцев и других местечек Подолии. Украинцы, въехавшие в эти дома, уже не могут объяснить, что обозначают такие дырочки, но при этом тоже часто стараются их не заделывать и оставляют все на своих местах.

 

*Галаха — еврейское религиозное законодательство, содержащееся в Библии, Талмуде и более поздней раввинистической литературе.

 

3

Комментарии

Qadmon, Каспина перечисляет упоминания некоторой опасности, связанной с пересчитыванием израильтян: в книге Исход (30:12), в 24-й главе Второй книги Царств. И приводит комментарий Раши: «"Ине будут поражены они мором при их подсчете" — Ибо над сочтенными властвует дурной глаз, и среди них может начаться мор, как это было во дни Давида (Пятикнижие с толкованием Раши, Исх. 30:12)».
По поводу второго замечания. Каспина опять же предлагает такое деление, но не навязывает. Насколько я понимаю, у неё первый метод "оправдания" связан с запретами, установленными в иудаизме (отдых в субботу, пост в Йом Киппур), а второй — с запретами, установленными светскими властями (больше трех не собираться, религиозные предметы на виду не держать).
Вот)
Qadmon, то есть секс в шабат не запрещен?)

Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)