Автор: Culturally Jewish

Свадьба русская, страсти вологодские

Фольклор — одна из интереснейших тем. Не псевдорусские псевдококошники, а то, чем жили предки, что было для них плотью и кровью. Мои предки были людьми простыми: с одной стороны — «просто» бедняки-крестьяне, с другой стороны — старообрядцы-беспоповцы, обжившие территорию вокруг реки Большой Иргиз.

В прошлом году наткнулась на книгу «Русская свадьба», где авторы подробно описали свадебный обряд в нескольких селениях Вологодской области. То есть надо держать в уме, что это северная локальная традиция, а не общероссийская, как можно было бы подумать из названия. Очень интересное чтение: и про заселение края, и про устройство дома, и про семейную жизнь, и про сложные социальные связи. Сделаю несколько «выжимок» оттуда.

 

Еще не так давно девицы и женщины наших деревень постоянно пряли. Пряли всю зиму, пряли днями и неделями. Трудно представить, какое количество пряжи надо было наготовить, чтобы одеть всю большую крестьянскую семью. Потому и были красивы прялки, что с ними не расставались с осени до весны. На все посиделки или беседы девушка ходила с прялкой—«пресницей». Причем, уходя из дому на беседу, брали уже не простую, которая служила «позався», а самую нарядную, резную, чаще всего подарок парня—«вечеровальника». И пока пелись песни, пока шутили и смеялись, заигрывали с парнями, руки безостановочно работали, пальцы, смоченные слюной, сучили пряжу, тянулась и тянулась нить. Ткали в великий пост, а пряли с филипьева дня до великого поста. За всю зиму только на святках дозволялось не прясть. Да и то родители требовали, чтобы дочь хоть простень (одно веретено с пряжею) да напряла.

 

* * *

Свадьбы игрались большею частью зимой, в период между двумя зимними постами, от святок до масленой. Невест высматривали на гуляньях. На этих гуляньях, бывало, и родители приглядывали невесту для сына, а то узнавали через людей. Вечеровальник редко становился мужем девушки. Соображения родителей почти не учитывали юношеских привязанностей.

* * *

Конструкция обряда следующая:

1. Сватовство.

2. «Смотрят место» (хозяйство жениха).

3. «Запоруки», или «закрыванье» (завешивание невесты).

4. «Неделя». На неделе невеста «хлещется» и ходит на «угор». В начале недели отец невесты заваривает пиво. Где-то на неделе приезжает жених с подарками.

5. Свадебный день («девичник», «поезд», «свадьба» — точного названия тут нет).

6. Венчальный день.

7. Встреча после венца.

8. «Хлибины» (поездка молодых к теще на блины).

9. «Перегостьба», или «прочёстье» (ответный заключительный пир у молодых).

* * *

Место (хозяйство жениха) смотрели через день-два, много — четыре после сватовства. Смотреть место ездил всюду и всегда отец невесты. Нет отца — старший брат, дядя, — словом, глава дома. Когда один, когда и с матерью. Учитывалось не только хозяйство. Одного жениха отец невесты отверг, сказав: «Молод жених, не отдам». А отказал потому, что свекровка (мать жениха) была «темная» (слепая) сорока шести годов. И отец расчел, что долгие годы возиться с больной свекровью его дочери будет совсем невесело. Больше всего в хозяйстве жениха ценилось обилие скота и хлеба. Богатство, которого требовали от жениха, заключалось также в одежде и посуде, прежде всего медной. Не обходилось и без обманов, особенно ежели жених был из незнакомой деревни, из другой волости. Бывало, и показывали чужое, взятое на время добро.

* * *

Запоруки были традиционным началом самой свадьбы, и уж с этого времени только исключительные причины, вроде побега невесты, могли расстроить свадебный ритуал. Название «запоручивать» происходит от того, что обе стороны «бьют по рукам» — сговариваются. Невеста, даже если хотела замуж, должна была показывать горе. Невеста убегала, девки ее ловили, она рвала зубами платок, кусалась или пряталась. Прежде всего невеста старалась потушить свечку, зажженную отцом под иконами. И только уже когда невесту завесят, она перестает сопротивляться и начинает поочередно падать в ноги родителям и причитать. С этого момента начинается, кончаясь только перед венцом, бесконечная череда невестиных свадебных причитаний. Причитать невесте помогали девушки, и даже нарочно приглашенная вопленница, но ценилось и собственное умение и знание причётов. Горе невесты должно было выглядеть достойно и проявляться в строгих традиционных формулах.

* * *

«Бань» было две. Была реальная, настоящая баня, в которой девушка, порядком нахлеставшаяся за неделю, смывала пот и грязь. Мытье в этой бане также сопровождалось причётами. Но была еще и другая, символическая баня, собственно не баня, а банный причёт, с которым девушки попросту выходили из избы.

[В Лохте и особенно в Верховье] в бане, после того как невеста вымоется и хорошенько пропарится, знахарка собирает фаткой невестин пот, выжимая мокрый платок в стеклянный пузырек. Собранный пот этот вольют в пиво жениху, чтобы связать таким образом молодых нерасторжимой связью. Еще невеста надевала в бане с той же целью — «штоб любви было больше» — на потное тело рубаху и штаны, приготовленные ею в подарок будущему мужу. Рубаху эту затем выкатывали и завязывали в дары, а жених надевал ее на следующий день после свадебной ночи, отправляясь в гости к теще.

2

Комментарии


Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)