Автор: Lovisa

* * *

8 числа решили, а 9 осуществили посещение выставки Верещагина.
С 7 марта до лета она будет проходить в Третьяковке на Крымском Валу.
Несмотря на сомнения (мы знали, что Верещагин военный художник, а это очень специфический жанр), несмотря на двухчасовую очередь на холоде (электронными билетами не озаботились, увы, а обычная очередь двигалась небольшими партиями раз в полчаса), мы туда попали и остались довольны.

скрытый текстБиография Верещагина достойна романов, от карьеры до смерти. Как художник он Мастер. Рисовать с натуры с почти фотографической точностью, даже мазки не всегда видны, рисовать карандашом на маленьких клочках бумаги с изумительной детализацией. Не могу этим не восхищаться. На огромных полотнах куча персонажей, и каждый прописан. Свет и цвет. Игра света в интерьерах русских церквей, фактурные ткани, фактурное золото. Солнце. В его картинах очень специфическое солнце, безжалостное и палящее.

Об экспозиции. Прямо напротив входа визитная карточка - "Апофеоз войны", около нее задерживаться нет смысла, дальше гораздо интереснее. Туркменская серия полна того самого безжалостного и палящего солнца и ярких красок. И жестокости. Гримдарк как он есть. Отрубленные головы, убитые солдаты. Торжествующие победители в ярких халатах или белой солдатской форме. Яркая архитектура Самарканда. "Двери Тамерлана" из Третьяковки тоже были, разумеется, а кроме них еще и "Двери мечети", и настоящие деревянные двери гробницы Тамерлана. Размеры обеих картин и роскошных резных дверей вполне сопоставимые)) Для иллюстрации быта Туркестанского региона добавили еще экспонаты типа халатов, сабель, шлемов.

Война 1812 года представлена довольно слабо. Я увидела всего три картины (может другие проглядела, конечно), но я знаю, что их гораздо больше. Зато в описании к каждой - история.

Две огромные картины из трилогии казней, причем одна из частного собрания. Третья картина была продана в 1891г. на аукционе в США, и с тех пор ее местонахождение неизвестно. Но в отделении, посвященном документам и фотографиям художника, есть и довольно паршивого качества фотография этой картины. Там же есть генеалогическое древо художника (к сожалению, к его просмотру очередь), и есть фото, на котором случайно запечатлена гибель броненосца "Петропавловск", где находился художник. Т.е. момент его смерти.

Несколько картин из Японской серии. Храмы Киото и Никко. Сопровождаются макетом ворот в Никко, которые рисовал художник. Японки в парке выглядят очень... импрессионистски.
Картины из Индийской серии, включая Тадж-Махал. Архитектура шикарная, яркая. Люди не менее яркие, написаны с почти фотографической точностью. Несколько картин из Палестинской серии.

И, разумеется, Балканская серия. "Скобелев под Шипкой", "Перед атакой. Под Плевной", "После атаки. Перевязочный пункт под Плевной" (детализация! масштаб!). Но самое-самое, это полотно из постоянной экспозиции Третьяковки - "Побежденные. Панихида". Вот честно, сколько раз видела в Третьяковке, но такого впечатления не производило. Может потому, что там оно зажато другими картинами, может другое освещение, фон. Но тут аж дух захватило. Это темное небо, эта яркая черная с золотом ряса священника, и это поле, проросшее мертвыми телами... И лучик света, свет не несущий. Фото в интернете и близко не передает, если что.
В общем шикарно. Я считаю, сходить стоит.
3

Комментарии


Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)