Автор: Железный Пёс

О многих путях к просветлению

Однажды, когда его подруга долго не могла уснуть, Рапапидакотль спросил её:

"Давным-давно, один пытливый юноша брёл по просёлочной дороге, желая встретиться с известным мудрецом, дабы постичь мудрость истинного Дао. Вдруг он увидел человека вдалеке, тот был сгорблен и шёл медленно, опираясь на посох. Каково же было удивление юноши, когда, поравнявшись с ним, он узнал в путнике того самого мудреца, к которому направлялся! Он пал перед ним на колени и взмолился:

 

– Великий мастер, прошу, возьмите меня в ученики!

 

Старец был слеп и внезапный крик привёл его в сильное замешательство. Он оказался настолько встревожен внезапным шумом, что огрел юношу посохом по голове и продолжал избивать, пока мышцы его не заныли от усталости. Затем продолжил свой путь, оставив парня лежать на дороге в неестественной позе.

 

Через некоторое время юноша очнулся. Его руки и ноги были сломаны в нескольких местах, а зубы выбиты. С трудом он дополз до ближайшей деревни, где получил необходимую помощь. Оправляясь от травм, он размышлял о Дао и об уроке, что преподал ему мудрец.

 

«Избив меня и сломав мои кости, – думал он, – мастер показал, сколь самонадеян и тщеславен может быть человеческий дух. Он показал мне, что сперва надлежит искалеченным проползти долгий путь по каменистой дороге, подобно ему, согбенному и старому, устало шагающему мимо меня. Он научил меня смирению и тому, что я должен сам пройти свой путь». Поняв это, юноша достиг просветления.

 

Так постиг ли он Дао, или мудрец наставил его на путь? Сам ли он прошёл свой путь или мудрец провёл его?

 

Чего не знал юноша, так этого того, что старик, которого он принял за великого учителя, был нищим маразматиком, забывшим, где он живёт и много лет скитавшимся по дорогам Китая. Этот юноша был не первым, кто пал жертвой его тяжёлого посоха, поскольку старик был чрезвычайно похож на известного мудреца и, к тому же, склонным к истерическим припадкам, всякий раз впадая в буйное неистовство, когда внезапно слышал рядом чей-то вопль. Но каждый юноша, что выжил после встречи с ним, достиг просветления и основал свою школу.

 

Был ли он мудрецом, учившим истинному Дао?"

 

4

Комментарии

Оно не дает мне покоя: и что, все эти новоявленные отцы-основатели тоже лупили всех посохами?
- На том и строилась их программа, детка.
Мори Алан,
Всякое случалось. Например, вот вполне реальный дзенский коан, тем не менее, довольно похожий на мой:
"Всякий раз, когда наставника Цзюди спрашивали, что такое дзен, он в ответ поднимал палец. Один юный монах, копируя его, тоже стал поднимать палец, когда его спрашивали, чему учит его учитель. Услышав об этом, Цзюди взял нож подошел к монаху, спросил, что такое дзен, когда тот по привычке поднял палец, Цзюди схватил палец и отрубил ножом. Монах закричал от боли и побежал прочь. Цзюди окликнул его и когда он обернулся, снова поднял палец. В этот миг монах внезапно достиг просветления."
Мори Алан,
Вообще, пусть, порой, дзен кажется наредкость потешным, его можно рассматривать как ментальный хак, ломающий привычное кристаллизовавшееся восприятие и позволяющий мысли, при правильном применении, выйти за пределы логики и малейшего намёка на рациональность. Поначалу кажется, что нахрен оно такое надо, и, в целом, и правда не особо надо, но есть одно НО. Во-первых, чисто физиологически, приобретение новых навыков, пусть и относящихся сугубо к образу мышления, формирует в мозгу новые нейронные связи, что не бывает лишним; во-вторых, умение мыслить за пределами любых существующих шаблонов, которые, так или иначе, формирует рациональный подход, позволяет выводить довольно неожиданные и тонкие идеи, мыслить шире, и, короче, креативнее.
Мори Алан,
Хотя, сам я дзеном особо не увлекался, мне и без него хорошо и свободно у себя в черепе, так что основываюсь на личных представлениях о дзене и мнении нескольких клёвых мужчин и женщин - светлых умов и достояний нации.
Мори Алан,
А, уловил суть вопроса) Нет, они не все лупили посохами. Тогда бы это не было истинным просветлением.

Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)