[страна Саша] (публикации за 9 июня 2018)13 читателей тэги

Автор: старая канистра

Сатирикон, Вахтангова и Ричард III или когда тебя опять приложило искусством

не знаю, почему вместо того чтобы написать один абзац, пишу простынюхорошо, что Сатирикон записал «Ричарда III», потому что спектакль ушел в архив и это потеря. неужели вся Москва уже сходила? а немосква? хотя за столько лет — может быть. одна из самых крутых вещей, виденных в театре, в принципе. даже не потому, что Райкин, хотя он, конечно, гений. это сильнейшая команда, и тот момент, когда интерес и восторг вызывает вся труппа. короля играет свита — вот уж точно.
с Сатириконом связан момент, когда вдруг понимаешь, что спектакль не сам себя сделал, что в тени — человек, который собрал этот конструктор и заставил работать — режиссер. вот это ощущение «присутствия» режиссера, когда как бы поднимаешься над действием и ищешь того, кто за — очень люблю. если такое случается, то это признак целостности постановки, глубины. замечаешь детали, ходы, авторские фишки и ищешь в других постановках. здорово, если находишь.

не помню, случился ли Ричард раньше, например, «Калигулы», который шел давным-давно в Ленсовете, но наверное да. просто исходя из логики того, что Ричард есть в хорошем качестве, а Калигулы нет, и чтобы смотреть старую пленку 98-го, кажется, года — надо сильно задаться целью)
увидев эти черные пальто и костюмы оверсайз, гремящие ведра и деревянные настилы и лавки, которые таскают туда-сюда актеры, выбеленные лица, тени, гротеск и хаос — я, конечно, прихуела.
так появился Юрьниколаич Бутусов.

много жести — и это не совсем метафора. дело в материалах, о которых в контексте «вписать в спектакль» вообще не думаешь. но в этом весь Бутусов: то, что у других нельзя, у него — «льзя» и можно.
красить мужиков? сделать Гамлета женщиной? превратить коротенькую «Чайку» в вечное возвращение длиной в почти 5 часов? да пожалуйста.
его постановки похожи на выдувание фигурок из горячего стекла, которое, пока не застыло, успевает принять кучу странных форм.

добраться до Бутусова сложно, потому что Питер, но можно, потому что иногда и Москва (Пушкина, Вахтангова, Сатирикон).
периодически пересматриваю записи и ору, ору и ору просто потому, что живу с этим человеком в одно время.
у меня даже нет ни единого к нему запроса. не хочу знать как он это делает.

собственно, это к чему.
зашла на сайт Вахтангова, нашла там Ричарда III и задумалась, сколько театров держат в репертуаре эту пьесу.
или Макбета, например. кажется, что катастрофически мало.
но вахтанговский Ричард на фото и видео выглядит как младший брат Ричарда бутусовского. не знаю, хорошо это или плохо, но в новом сезоне думаю узнать.

не знаю, почему вместо того чтобы просто написать один абзац, пишу простыню, но вот так. когда в голове зажигается тумблер «Бутусов» — заткнуться невозможно.


Барабаны в ночи (Брехт)
очень здесь все показательно))


Ричард III в Сатириконе
польта и корона Ричарда из говна (условно). примечательно, что в версии Вахтангова она тоже из говна. понятно, что делать из нержавейки никто не будет, но в контексте пьесы чем «говнее» корона, тем лучше. потому что Ричард — не нормален в глазах семейства. а значит не должен иметь ничего нормального, настоящего, прочного. в идеале — чтобы эта корона вообще гнулась. я бы как-то так сделала.



и Ричард III в Вахтангова (режиссер Автандил Варсимашвили)
цветовая гамма другая, но основа костюмов, декорации и странные персонажи — в наличии и это ХОРОШО. в Шаубюне (Берлин), например, тоже постановка на грани фола, только у них еще и театр телесный.



Бег (режиссер Юрий Бутусов)
и вот они опять польта пошли)) и «мимовский» грим.

Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)