(реж. Константин Хабенский) ▲
«подвиг, который мы забыли». или, если быть честными: подвиг, о котором мы и не слышали.
история восстания в польском лагере смерти Собибор под руководством А.А.Печерского. восстания официально успешного, но в пересчете на число оставшихся в живых и на число жертв в принципе — ну, сами понимаете.
режиссерский дебют КЮ. и первое, что сразу хочется отметить: это не фильм Хабенского с Хабенским про Хабенского.
это даже не фильм про героя, который — как Капитан Америка — один грудью на ворота.
это про людей, которые все-таки смогли.
и сценаристы подчеркивают — Печерский был не один. они с КЮ даже как бы отходят в тень, выводя на свет других людей, соратников, без которых этот эпизод либо был бы невозможен вообще, либо, превратившись в просто побег, обернулся еще более страшной трагедией: ведь за побег расстреливали, без разбора умножая на десять (в лучшем случае).
лично меня такой подход очень тронул. героев много и они все хороши.
фильм начинается вдруг. никаких предысторий. мы въезжаем в Собибор вместе с очередным поездом, набитым людьми. выгрузка, сортировка, дорога «в душ», двери, камера, газ. мы еще не поняли, а все уже случилось.
о личности Печерского узнаем позже, но не очень много. «из Минска». и что-то случилось в Минске.
это же касается и остальных персонажей, поэтому, для подробностей, придется озаботиться доп. материалами. но я не считаю это минусом. к тому же, судя по материалам, до событий Печерский ничем особенно выделиться не успел: родился, учился, женился, служил.
если без эмоций:
— главный злодей, сыгранный Ламбертом, оставляет впечатление практически никакое. недоуменно-настороженное. вроде опасен, а вроде и нет. ну ходит, ну смотрит. рядовые эсэсовцы — куда ярче.
— откровенно плавающая любовная линия. кто такая Люка, откуда, почему выглядит так, словно находится на особом положении? выяснить это можно, но опять же, из доп. материлов. личная трагедия Печерского, но здесь, в таком недосказанном виде, имхо, не особо нужна. как и второй женский персонаж. вот у персонажа в исп. Ольшанской эфирного времени совсем мало, но выжали максимум.
— замечательные молодые актеры.
— прекрасный саунд. то есть, жужжание однокрылой мухи действительно работает.
— финал, упавший в арт-хаус. здесь как бы 50/50. интересное решение — предфинальная сцена с выбегающими из лагеря людьми как «идеальное/реальное». а дальше все укатилось в слоу-мо и слегка затянулось. понятно, что это чтобы прочувствовать, но с этим вполне справляются титры и звук.
а если с эмоциями, то конечно — смотреть. этот фильм нужен, как память.
кому-то не хватило кровищи. кому-то ее слишком много. и тем и другим можно фильм Ромма посмотреть, например. ну так, чтобы скорректировать восприятие. попробовать покрутить в голове мысль, что когда-то приходилось выбирать между смертью и смертью. от того, что кто-то добавит или убавит кровищи на экран, это не сотрется из памяти. и дай бог, чтобы мы никогда не узнали, как все было на самом деле.
Лучшее
Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)
Комментарии