2001, реж. Оливер Хиршбигель / 2010, реж. Пол Шойринг ►
дошли руки сравнить две версии «Экспериментов».
оба основаны на Стэнфордском тюремном эксперименте Филиппа Зимбардо.
несколько добровольцев поместили в условную тюрьму и разделили на две группы: заключенных и надзирателей. в течение двух недель «заключенные» были лишены определенных прав и свобод и должны были соблюдать правила, а «надзиратели» — следить за порядком. ключевое правило — насилие не допустимо. в случае нарушения эксперимент останавливается.
о тонкостях и результатах можно прочитать в сети, но, если кратко, то все пошло по пизде уже день на второй-третий.
несмотря на то, что оба фильма опираются на одну и ту же историю, акценты расставлены по-разному.
немецкая версия более консервативна и ближе к истине в плане состава участников (все белые), посменной работы надзирателей и одежды заключенных.
американцы подкинули дров, отдав роль главного тирана Форесту Уитакеру и добавив M/M насилие. в немецкой версии объектом домогательств стала женщина. также, в американской версии мы узнаем кое-что о прошлом некоторых персонажей, причем это не просто прошлое, а тематическое. так, герой Уитакера возраста 42-х лет, но живет с мамой (напрашивается «до сих пор»), не был женат, и мама его явно тиранит. в немецкой версии этот персонаж — простой управляющий. мягкотелый немного, белоручка, «пидорковат», как угодно. в принципе, уже один только выбор Уитакера на роль говорит, что ничего хорошего не жди)) он спец по таким вот типажам.
77-е (Мориц Бляйбтрой и Эдриан Броуди) друг от друга ничем особо не отличаются, кроме того, что версия Броуди имеет ярко выраженный пацифистский настрой. а вот 17-е, играющие с ними в одной команде — кардинально. в немецкой версии это военный, а в американской чуть ли не «1-4-8-8».
то есть, американская версия более личностная.
и в то же время она более автоматизирована, т.к. контроль над ситуацией отдали некой красной лампочке, которая должна загораться в случае нарушения правил одной из сторон. и в этом здоровый такой натяг, который усложняет понимание ситуации: в немецкой версии надзиратели знали, что их контролируют другие люди, эти люди постоянно вмешивались в процесс (собственно, сам автор эксперимента), в новой версии — могли только предполагать, потому что им так сказали. профессор Зимбардо ставил целью изучить влияние среды на поведение человека, а не пробудить в человеке животное. и как-то немцы здесь ближе к теме.
ситуация влияет на поведение человека больше, нежели внутренние особенности личности по версии Зимбардо.
возвращаясь к отличиям. в немецкой версии заключенным говорят, что они в любой момент могут покинуть эксперимент. в американской — все повязаны, даже охранники. уйдет кто-то один — деньги потеряют все. а это же абсолютно другая мотивация.
и финалы вроде как тоже немного о разном.
в немецкой версии заключенные в первую очередь пытаются вырваться на свободу, а охранники — не дают, т.к. это означает аварийное завершение эксперимента.
а вот в американской заключенные выбегают как агрессивное стадо и начинают дубасить удирающих охранников, которые уже и себя-то забыли (все кроме Уитакера). ранее герой Броуди прыгает на решетку и просит остановить эксперимент, а после подтверждает свои пацифистские идеи фразой мы можем повлиять на ход событий. значит новая версия больше про борьбу со средой и навязанным режимом, нежели про то, как меняется человек в условиях ограничения, давления (для заключенных) и оправдывающей идеологии (для надзирателей).
все материалы Зимбардо перенес в книгу «Эффект Люцифера» и читать ее — местами волосы шевелятся, но очень интересно это все.
с точки зрения чисто художественной, версия 2010-го с Броуди поярче будет. и конечно — гений Фореста Уитакера во всей красе. стоит внимательно смотреть на него в финале, как он выходит, когда все уже закончилось и ворота открылись. что там на его лице. как он едет в автобусе и словно не понимает, почему же 77-й не очень хочет с ним контактировать даже взглядом, ведь это все была просто игра, разве нет?
Лучшее
Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)
Комментарии