Автор: старая канистра

Я не вернусь

(реж. Ильмар Рааг, сценарий — Ярослава Пулинович, Олег Газе) ▲

скоро меня заберут в уютную психушечку с диагнозом «ту мач рашн муви», отберут острые предметы, но я все равно найду чем наковырять на стене о том, что вся жизнь — это фильм Балабанова, в котором ты сломался на трассе ебеня-столица.
пока у меня только СПГСсиндром поиска глубинного смысла, но с ним, вроде бы, еще не забирают.

если сюжетно, физически, то «Я не вернусь» Раага — о девочке Ане, выпускнице детдома, жизнь которой, на фоне других популярных раскладов детей с подобным прошлым, сложилась удачно: Аня закончила школу с медалью, поступила в институт, дальше — в аспирантуру, сняла комнату, влюбилась в начальника. все как у людей.
Аню навещает друг детства, а через 10 минут после его ухода — дяди в форме с ордером на обыск и статьей.
чтобы избежать ложного обвинения, Аня убегает и, переодевшись подростком-беспризорником, попадает в отстойник, где знакомится с Кристиной. Кристине 13, у нее нет родителей, но есть бабушка, к которой Кристина очень хочет поехать. проблема одна — бабушка живет в Казахстане. Кристина помогает Ане сбежать из отстойника и увязывается следом. а Ане, в общем-то, уже все равно куда — в Казахстан так в Казахстан.

если метафизически, то хватит на целый том «по мотивам».
можно поговорить о ситуации с детскими домами как системе и каких эта система выпускает людей.
можно — о любви как ресурсе и о том, почему мы считаем, что если нас кто-то когда-то недолюбил, то теперь нам обязаны компенсировать. но не умеем ни принять любовь, ни дать взамен.
можно вспомнить Грина и его дорогу никуда, кто-то вспомнил Мураками и сараи. я вот Пелевина вспоминаю: мотыльков Диму и Митю. или внутреннюю монголию какую-нибудь. прием, когда герой движется от себя чтобы вернуться к себе.
ближе к полуночи вдруг постучится в дверь незваный гость.
там, за порогом, стоит ваше прошлое: то, что сбылось.

Яромир Ногавица
Кристина вполне существует физически. это не сон Ани под спидами все-таки. вполне реальная дорога, фуры, автостоп, попытки брать ответственность. далеко не все удачные, даже жестокие примеры, которые выдают в Ане человека не приспособленного.

Кристина обозначает себя как нечто метафизическое в эпизоде с аварией, когда по радио передают, что девочка перебегала дорогу и. спустя как минимум целую ночь в фуре Аня видит на трассе Кристину, которая чудом не замерзла и не потерялась.

в сказке про лебедя (любовник Ани) и девочку (Аня), которая бросила лебедя и превратилась рыбку, Кристина — «была водой». вода = среда, сторонний наблюдатель за процессом изменения.

диалог, который случается между девочками на трассе:
— ты меня любишь?
— я тебя не люблю. я вообще никого не люблю.
тебя = себя. на это ложатся все попытки Ани бросить, убежать, отказаться. все конфликты, которые происходят в пути.
внутреннюю кристину нужно кормить конфетами, любить и принимать. нужно простить ей отсутствие детства, грубость, нелогичность и истерики.

до конечного пункта добирается один герой.
кристина должна раствориться, исчезнуть. Аня должна пройти через потерю, боль и точку невозврата.
Дель Торо снимает про это всю жизнь: чтобы что-то получить — нужно что-то отдать. придется расстаться с частью себя или поглотить эту часть, чтобы стать целым. проститься с детством, с прошлым.
кто-то ныряет в воду и начинает дышать жабрами, а кто-то едет в Казахстан.

но можно и без этого)
бабушка, которая действительно существует, принимает Аню за Кристину. и в этом нет ничего странного, учитывая, что бабушка видела внучку в год. Аня оставляет все как есть, сидит под деревом, вертит в руках игрушку. что будет потом? ну, что-то будет, наверное. жизнь, проблемы. но этот, конкретный цикл, Аня завершила.

про актерские работы хочется сказать.
прекрасные, живые Полина Пушкарук (Аня) и Вика Лобачева (Кристина), после которой хочется позакрывать половину театральных вузов за ненадобностью выпускать абы кого абы куда. не имея актерского, колет всех как орехи.
4

Комментарии


Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)