Автор: Izumrita

Про Юнга и КПТ, глубинные установки и автоматические мысли, а еще про поддерживающий коллаж

Несколько лет назад я влюбилась в человека, который был влюблен в Юнга. Под влиянием этого опыта я стала читать биографию немецкого психоаналитика "Воспоминания, сновидения и размышления", прошла марафон по сновидениям от группы New Minds и целый год проходила на арт-терапию. К сожалению, исцеления не произошло, и эффект от такой терапии был минимальным (хотя назвать это время потраченным впустую у меня не повернулся бы язык).

В то время я сделала неверный выбор между подходом, который восходит к Юнгу, и когнитивно-поведенческой терапией. Юнгианский психоанализ и КПТ долгое время считались противоположными психотерапевтическими школами. Первый обращается к бессознательному человека, исследует сны, фантазии и другие проявления глубинных импульсов психики. Второй сосредоточен на работе с тем, что мы можем перестраивать в себе, то есть контролировать: привычками, автоматическими мыслями, внутренними установками. Психиатр говорил мне, что КПТ показан для лечения шизотипического расстройства в комплексе с таблетками. Арт-терапевт возражал: "в когнитивно-поведенческой терапии ты будешь работать с симптомами, а мы проработаем причины болезни". Увы, корень проблемы так и остался во мне.

Сейчас я уже несколько месяцев занимаюсь в КПТ-подходе. На прошлой сессии я познакомилась с важным для себя понятием глубинных убеждений.

 

Еще в институте я заметила, что мое самовоприятие двояко. Иногда я воспринимаю себя, как обычного человека: адаптивного, не лишенного любопытства, уверенного в себе и своих силах. Но иногда это восприятие меняется: я кажусь себе никчемной и беспомощной. То есть, я как бы имею два противоположных мифа о себе. Внутри каждого из этих состояний есть устойчивые аргументы, доказывающие, почему я могу быть в себе уверена, или почему я неудачница и это даже бесполезно обсуждать. Позднее я пробовала выходить из режима уныния в режим здравого смысла в моменте, но это не получалось. Ведь в процессе самозагона я убеждена в своей никчемности, из которой вытекает бессмылсенность всех действий, в том числе и самопомощь. Тогда я решила выписывать мысли изнутри своего "негативного режима", чтобы делать хотя бы что-то. А потом классифицировала эти мысли и установила, что в моих унылых размышлениях есть две главные темы: "я ни на что неспособна" и "я не нравлюсь мужчинам".

Так вот: эти мысли, будучи сиюминутными реакциями на те или иные события, называются в КПТ автоматическими. А режимы или "мифы о себе" — это глубинные установки. То есть заложенные в детстве представления о мире и себе, которые сопровождались таким сильным эмоциональным опытом, что остались с нами на всю жизнь. Автоматические мысли можно менять: выписывать их, определять эффективность каждой и заменять на более позитивные при необходимости. А вот с глубинными установками, как сказала моя психотерапевт, "нельзя договориться". Каким бы немилосердным ни был фильтр, пропускающий информацию внутрь человека, он формирует нашу реальность. Но можно научиться выключаться из этого состояния, не оспаривая его право на жизнь.

Существует всего 3 типа глубинных установок:

1. Я не способен;

2. Я не нравлюсь;

3. Я аморален.

У меня первые две.

Первая связана с идеей о том, что я неспособна справляться с жизнью. Последние 10 лет я жила отдельно от родителей в другом городе. Я нашла парня и работала на двух работах. Покупала бытовую технику и продукты. Но внутри не утихал голосок: "Твоя жизнь держится на соплях. Это лишь имитация взрослого возраста. Когда ты уже вернешься домой к маме?". Ни школьная золотая медаль, ни получение бюджетного высшего образования не убеждают меня в том, что я имею за плечами успехи.

Вторая глубинная установка про отношения с мужчинами. Еще в подростковом возрасте я опиралась на идею о том, что во мне есть некий первоначальный изъян, из-за которого я в принципе не могу нравиться противоположному полу. Каждые отношения казались мне обманом, а расставания вызывали тупую злобу ("я что, зря тратила столько усилий, чтобы поддерживать маску нормальной и классной?!"). У меня также есть такое когнитивное искажение: стоит мне влюбиться в кого-то, как этот человек потеряет ко мне всякий интерес, поэтому влюбляться не стоит.

Третья установка присуща людям, которые считают себя плохими и страдают от этого. Представим себе мужчину в депрессии, который бросает свою девушку потому, что уверен в своей неспособности сделать ее счастливой. Они любят друг друга. Но его от нее отделяет стена "я не достоин". Страх почувствовать себя плохим перевешивает желание сохранить отношения. Разумеется, это лишь частный пример; трудности у человека с третьей глубинной установкой могут пронизывать и другие сферы его жизни.

Мой психолог дала мне вот такое задание для присвоения своих достижений. Щавести пробковую доску и вешать на нее символы своих успехов: диплом об окончании института, трудовую книжку, мои рассказы... Еще я буду размещать другого рода поддерживающие символы: те, которые напоминают мне о позитивном опыте глубокого принятия себя, который имел место в 16-и летнем возрасте. Это мой главный источник надежды.

4

Комментарии


Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)