Автор: Ктая

Призрак в доспехах

изображение

Сходили на «Призрак в доспехах». Впечатления… неоднозначные.
Что сразу можно сказать — поклонникам аниме и манги точно не понравится. Даже мне, хоть я и смотрела его урывками и давно, дало диссонансом по восприятию. А уж тем, кто лучше знает канон…
Сразу предупреждаю, дальше будут не совсем подходящие под каноны изящной речи слова, даже не из-за обилия эмоций, а просто потому, что лучше передают смысл.
Итак, антагонист — похерен. Более чем полностью. Единственный момент с его участием, который хоть как-то зацепил, это когда он смотрел в дуло танка. Даже не потому, что спокойно смотрел, а потому, что в этом актеру удалось передать слегка насмешливое «неважно, это тело — неважно. Я уйду в сеть». Но сделать из Кукловода, ИскИна жалкое подобие, которое к тому же более чем соответствует образу загнанной крысы… Да еще и это каличное тело. Серьезно? Вы утверждает, что этот парень способен взломать крутейшие протоколы защиты, но при этом не в состоянии подобрать себе более совершенную тушку или хотя бы протез на ногу, чтобы не хромать? Вот вы действительно серьезно?
скрытый текстМир… его пытались сделать ярким и вместе с тем каким-то надрывным, чуть ли не постапокалиптическим. А по итогу — не получилось не мрачной готической картины, ни заполненного инновациями мира будущего. В том же «Пятом элементе» именно мир был очень гармоничен. Все эти летающие машины, капсулы личных комнат… Он был живым, используемым, настроенным для удобства. А в «Призраке» мир так и остался декорацией. Картинкой из Матрицы. И, пожалуй, сравнение с Матрицей будет самым уместным. Небоскребы, дороги, голограммы и крутящиеся вывески… но дело не в том, что они какие-то шаблонные и однотипные. Дело в том, что они… никакие. Понапиханнае везде реклама в виде огромных гейш в кимоно или чего-то еще такого же псевдояпонского неприятно напоминает пресловутое «водка, матрешка, балалайка». Специально пересмотрела аниме — не было там ничего подобного. Обычный мегаполис. Футуристический, на момент создания аниме так вообще более чем — но без всяких извращений. Но при этом и атмосферу больного города, этакого «разлагающегося Рима» передать не удалось. В каком-то интервью проскакивало, что создатель фильма хотел передать образ этакой бездуховности на фоне кибернетизации… вот только в том же «Эквилибриуме» общество-постапокалипсис передано гораздо лучше. А тут именно что декорация. Город не стал живым, мир не наполнился объемом. Очень показателен в этом плане момент, когда главная героиня плавает под водой, чтобы отрешиться от потоков информации и подумать. Город — яркая, но будто рисованная картинка вдали. Он таким и остается — картинкой. В нем не живут, его не видят и весь он — как грим на лице девушки-на-улице, из-за которого не поймешь, человек она или киборг. Хоть какая-то жизнь есть только в темных тоннелях коммуникациях — но это словно остаточный импульс.
Главный герой… переиначен чуть более, чем полностью. Что удалось показать хорошо — это отношение к своему телу как к чему-то чужеродному. Машине. Отторжение, неприятие. Но… в том-то и дело, что Мотоку Кусанаги была киборгизирована с самого детства. Она прямо говорит «когда я была ребенком, я еще плохо контролировала искусственное тело и нечаянно сломала любимую куклу». То есть в этом нет ничего особенного. Ребенок-киборг, который не обучается владению оружием на сверхсекретном полигоне, а играет в куклы. Может расстраиваться и плакать из-за того, что неосторожно сломал любимую. У Мотоку нет кризиса самоопределения, нет разграничения себя и тела — во всяком случае, именно в том плане, который показан в фильме. Она живая, и в этом-то факте не сомневается. Да что там, Мотоку вполне себе эмоциональна — она общается со своей командой, улыбается, подшучивает и даже местами язвит. Она командир, которого заслуженно уважают, и человек, который действительно умеет работать в команде. Более того — который на свою команду рассчитывает. А персонаж, воплощенный Скарлетт Йохансон… нет, мне нравятся ее роли. Та же Черная Вдова хороша более чем полностью, да и Мария Болейн из «Еще одна из рода Болейн» вполне зашла. Но вот в «Призраке»… ну, не ее это типаж, совершенно не ее! Слишком сильно лезет та же Вдова, которая одиночка по своей натуре. А майор Кусанаги — не диверсант и не шпион. Она спецназовец, но спецназовец, играющий в команде. Где не надо быть против всех, где нет услвия «если попадешься, вся вина на тебе». Да и сама диспозиция… в аниме видно, что эти люди давно сработались, они знают друг друга, они хорошо притертая команда. В фильме… девятому отделу (кстати, вообще не было никакой информации о том, что это за отдел и какая у него специализация. Разве что по контексту можно понять, что он борется с терроризмом) скинули невнятного киборга. Который вроде бы крут, но которого ай-яй-яй, нельзя повредить на боевой операции, а то корпорация-создатель обидится. Что за нафиг вообще?
Непонятно зачем изменили имя — весь фильм героиня фигурирует под именем «Мира Кириан». «Мотоку» всплывает лишь к концу, а «Кусанаги» вообще показали только на могильной плите, где типа похоронена тушка, из которой вытаскивали мозг. И да. Мозг шестнадцатилетней девахи запихнуть в тело высокотехнологичного киборга и все это направить в специальный отдел по борьбе с терроризмом. Ну совсем ничего не предвещало проблем, да.
Радикально развернули саму идею аниме. В том мире, который создал Масамуне Широ, киборгизация стала частью жизни. В ней нет ничего особенного, и главный вопрос как раз в том, что определяет человека, что отличает его от машины, когда границы настолько размыты. И вроде бы ответ дан, простой и даже однозначный — человека от машины отличает тот самый «призрак», то, что в христианском мировосприятии можно назвать душой. Но японцы не были бы японцами, если бы дали однозначный ответ. Да, человека от машины отличает «призрак». И по этой терминологии Кусанаги действительно — «призрак» в доспехах. Дух, управляющий машиной. Но как быть с тем, что машины способны к самозарождению призрака? Что к машине можно подключить мозг уже умершего человека, обменяться телами, что «сбои» могут породить что-то, действительно похожее на личность? Что боевые танкетки того же девятого отдела, которые совершенно официально не дотягивают до уровня машин, имеющих индивидуальность, эту индивидуальность все-таки имеют, обожают майора, которая рассказывает им истории, просят сувениры, если их не взяли на миссию?
За что еще можно действительно восхищаться аниме — это взаимодействие. Манга, созданная еще до эпохи всеобщей толерантности, аниме, снятое попозже, но до эпохи поглощающей цензуры, которая выглаживает все относительно острые моменты… И при этом оно удивительно… теплое. В одном отряде успешно уживаются фанат киборгизации, боевой киборг и человек, отказавшийся от синтетических улучшений. И максимум, что происходит — легкие подколки. Военные и особисты не перетягивают одеяло на себя, а вполне успешно работают вместе. Обещают прикрыть, причем не в формате «прикрою твою задницу, иначе ты меня за собой утянешь», а именно в духе старого доброго напарничества. «Я тебя помогу, потому что ты мой напарник». Да божечки вы мои, даже полиция при необходимости спокойно обращается в этот самый Девятый отдел, и с радостью передает им дела, который реально относятся к их компетенции. Никакой столь излюбленной в Голливуде борьбы между полицией и ФСБ, рабочими лошадками и спецурой. Они работают вместе, они готовы прикрывать друг другу спину, они доверяют, в конце концов. И это нормально.
В то время как в фильме на прямой вопрос Бато «а мне ты доверяешь?» майор отвечает «тебе да, и это пугает». Для нее доверие — ненормальное состояние, что-то из ряда вон.
Вот, кстати, что однозначно понравилось — это Девятый отдел. Восхитительный Арамаки, который даже говорит с теми же интонациями — и то, что он говорит только на японском, и это не стали переводить, пустив субтитры, очень круто. Он настолько цельный, что выкинуть какой-то элемент его образа просто невозможно. И сцена, где его пытаются убить… могу только аплодировать стоя актеру. Потому что показывает действительно «кроликов, который охотятся за лисой». И при этом он не показывает никаких сверхчеловеческих возможностей. У него даже револьвер — старый, барабанный еще. С Самураем, вытесненным на кобуре — и вот этот образ самурая, всю свою жизнь отдавшего служению, на которого попытались наскочить какие-то голоногие, неделю назад за оружие взявшиеся…. О-о-о. Просто о-о-о.
Роскошный Бато, очень яркий живой и фактурный — опять же один из немногих персонажей именно в духе оригинального «Призрака». Возможно, в отличие от Йохансон он просто знаком с первоисточником или даже любит его. Царапнуло разве что прописанное в сценарий «у него нет ничего, кроме работы». Даже Токуса, которому экранного времени досталось совсем чуть-чуть, тоже хорош. Взаимодействие Девятого отдела, которое так зацепило в аниме — есть, действительно есть. Очень жаль, что оно осталось по большей части за кадром. Зрителям показали лишь крохотный кусочек, все остальное заняв героиней Йохансон. Причем если майор Кусанаги была частью этого большого, теплого и настоящего, самой выбравшей свое место и по праву его занимающей, то в фильме она так и осталась… рядом, но не вместе. Это видно даже в боевых сценах — всегда убежать вперед, бросив остальную группу позади. Всегда все сделать самой. Отдел ее принял, посчитал совей — и стал защищать. Но вот ответного принятия показано не было. И при попытке смоделировать обратную ситуацию с равной легкостью представляется как вариант «спасти, потому что это правильно», так и «не спасти, потому что все равно».
Что еще? Экшн и спецэффекты хороши, с этим не поспоришь. Невольную улыбку вызвала «непокорная зона» — по всей видимости, место, где проживали противники высоких технологий. Такая классическая девятиэтажка с балкончиками, хорошенько подращенная вверх — прямо такими родными они показались. И, в отличие от футуристичного центра — живыми.
Категорически не понравилась сопливая история про малолетних революционеров, которых злая корпорация пустила на эксперименты. Даже не «ужас-ужас, они ставят опыты на людях», а «ужас-ужас, они ставят опыты на люди, которые не получаются с первой попытки».
Достаточно сильная линия доктора Уелет. Пожалуй, с ней оказались связаны самые яркие эмоции, да и кка человек и персонаж она оказалась одной из самых живых. И финальный выбор… выбор творца, который не смог навредить своему лучшему творению… Это сильно, очень.
А вот мораль в конце фильма не зашла. В том числе и потому, что она была слишком натянутая и картонная. «Я поняла свое место, я буду нести гуманизм»… и пойти убивать людей. Честное слово, в том же Человеке-пауке с донесением морали получилось гораздо лучше.
Подводя итог, можно сказать, что Голливуд пытался по кальке аниме сделать фильм в своем привычном духе. Взять оболочку аниме, и заполнить своими шаблонами. По итогу, получилось странно — и не голливудский боевик про киборгов в духе Терминатора или того же «Я робот», и не новое воплощение культового аниме. Если уж честно, мне кажется, что снимать полнометражки по аниме хотя бы поначалу должны японцы. Ну или хотя бы китайцы — несмотря на все равзличия в культуре, по менталитету они гораздо ближе, чем любой европеец или американец. Или как Вачовски — вдохновиться и сделать свое видение на тему. А так… ну странно вышло. Странно. Хотя тем, кто не знает оригинал, вполне может зайти — как отдельная, совершенно никак не связанная с ним история.
Но вообще то, что вот этот чудесный мир киберпанка, действительно будущего, как в книгах старых фантастов и том же Пятом элементе, переписали в очередную историю «героя с ужасным прошлым, который теперь борется с силами златьмыпротивников демократии» — обидно.

И чисто дополнением:
Майор Кусанаги в небоевой обстановке:
скрытый текст
изображение

Мира Кириан в небоевой обстановке:
скрытый текст
изображение
2

Комментарии


Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)