Автор: Ктая

Семейка Аддамс


Ктая местами слоупок, и может долго не читать, не смотреть и не слушать каких-то вещей, признанных общеизвестной классикой. Ну, вот сложилось так, не заинтересовалоне попалось на глаза... да мало ли причин. Зато бывает интересно посмотреть что-то из детства, сравнить с теми впечатлениями, которые запомнились, удивиться, насколько изменилось восприятие. Так, например, было с фильмом "В джазе только девушки" моя слешерская душа при пересмотре восхохотамши под лавкой, да)Но его я, по крайней мере, когда-то смотрела, а вот "Семейство Аддамс" прошла мимо меня. Может быть, и к лучшему — будь я помладше, фильм меня скорее бы отпугнул. Ну, не моя это трава, вся эта паутина, кладбищенская романтика...
И уж точно я не смогла бы оценить те моменты, которые меня зацепили сейчас.
Сразу сделаю небольшое отступление — рецензий на этот фильм, точнее, на оба, наверняка горы, сюжет, идею и все прочее разобрали по косточкам и обглодали до предела, поэтому я и не преследую цель делать подробный разбор. Да и критик из меня так себе. Скорее, это желание поделиться своей точкой зрения, показать, что было увидено-осознанно.
Итак, по порядку.
скрытый текстПервое — это, конечно же, Мортиша. Думаю, ею проникся каждый человек, смотревший фильм. Говорить о ней можно очень долго, но, пожалуй, меня больше всего впечатлила ее бесконечная женственность. Не будучи глянцево-красивой, (что особенно видно во втором фильме на контрасте с блондинкой Деби), воплощая довольно-таки пугающий образ, Мортиша восхитительно, непередаваемо женственна. Да что там, все сцены с намеками на откровенность из фильма можно смело убирать — для того, чтобы передать накал между ней и Гомесом достаточно взгляда и движения ресниц. Каждый жест, каждый взгляд, манера речи, мимика, пластика... поведение. Намеками проскакивает, что вообще-то Мортиша колдунья, но прямо этот вопрос не показывается. Интересна и ее роль в семье — не матриарха, ибо в целом у нее нет желания властвовать, а некое стрежня. Основы, вокруг которой строится мир данного семейства. Недаром ведь при всех неурядицах и прочем Мортиша последняя, кто подвергается влиянию неблагоприятной ситуации. Или вообще не подвергается. В этом с ней может сравниться разве что Уенсдей... ну еще и бабуля, но бабуля раскрыта слабо.
Очень интересный женский образ, очень живой. Мортишу обязательно нужно смотреть в динамике, в статике совершенно не тот эффект.
Второе — это момент, который можно назвать ключевой идеей фильма. Свобода быть собой. Право быть собой, право чувствовать свободно. Не в рамках общества. Делать гадости, если хочется, танцевать и подпрыгивать в коридоре, дурачиться со шпагой, прятать в подвале рядом с сейфом с дублонами комнату с детскими игрушками. Очень хорошо это показано в первом фильме на моменте "прощальной" вечеринки в честь Фестера с помощью все того же Фестера. Как он сначала боится разоблачения, зажимается, а потом отпускает себя. Не думает о реакции окружающих, о том, чтобы угодить в образ, а просто делает, что хочется. Как его буквально подбрасывает над землей от переполняющих эмоций — он даже ссутулиться перестает.
И как его утрамбовывает обратно в рамки — ты смеешь веселиться? Ты, о ужас, не испытываешь алчности в отношении тех богатств, которые где-то тут есть? Ты не слушаешься свою мамочку?
Довольно злая пародия на всех маменькиных сынков, но гораздо ярче в этом моменте стоял перед глазами образ слишком тесной коробки, в которую запихивают, выламывая руки и перекашивая позвоночник.
И не менее ярко было видно, насколько в этой коробке неуютно. Потухло-скукожило сломало. Кульминация — как раз повторное избавление от этой коробки, вдох полной грудью.
Очень жалко, что во втором фильме Фестер так и остался в роли маменькиного сынка, хоть и без авторитарной мамочки. Жестких рамок нет, но аморфность характера никуда не делась. А ведь мог же, показал этот самый характер, когда шел против приказов. Во втором фильме ничего подобного нет — Фестер может только сбежать, но не воспротивиться открыто.
С этой свободой быть самим собой перекликается и та самая почти травмирующая честность Аддамсов, которая так напрягает всех окружающих. Если кто-то не нравится — скажут прямо, но если кто-то нравится... улыбается Ну, супруга кузена Онно прекрасная иллюстрация к сюжету. Да и удачи Деби они желали вполне искренне.
Еще одним штрихом — семейный девиз Аддамсов. "Sic Gorgiamus Allos Subjectatos Nunc". Официально его переводят как "Мы пожираем тех, кто пытается нас подчинить" или "Мы торжествуем над теми, кто хотел нас подчинить". Мне достался более странный перевод "Мы поглощаем тех, кто пытался унизить наши эмоции". Но в любом случае он-то как раз и показывает — самое страшное преступление для Аддамсов вовсе не мерзсский бежевый, а как раз попытка перекраивать под себя или себя под какие-то рамки. Именно поэтому Деби не вызвала у них такого отвращения, как вожатые в детском — она-то была эгоистична до кончиков пальцев, но в этой своей эгоистичности настолько же искренняя. А реакция на лицемерие... "Мы не обнимаемся. Мы заразные".
Ну и третье, отраженное в самом названии фильма — семейность. Отношения в семье. Эта бесконечная поддержка друг друга, такая бесконечная свобода быть собой. Ярче всего видно на сцене, где Мортиша в светлой солнечной спальне с кружавчиками читает кудрявому голубоглазому ребенку милую сказку про кота. Ей грустно, да, это не ее мир, это болезнь — но нет ни следа отвращения тем, что ребенок вдруг стал так выглядеть. Тем, что он внезапно оказался белой вороной в прямом смысле.
Что характерно, попытки пойти взять за шкирку Фестера, ставшего первопричиной, и приволочь его домой тоже нет.
Потому что это его свободный выбор.
Забавно, не правда ли? Дважды семья попадает в довольно неприятные ситуации из-за блудного дядюшки — но на отношение к нему это никак не влияет. От него не ждут подвоха, не упрекают его этим. Потому что — смотри выше — это его искренне желание. Аддамсы не осуждают за желание убить их, ограбить, причинить вред... защищаются, но не осуждают.
А вот попытка прогнуть под себя, сломать — это уже совсем другой разговор.
Поэтому та же Мортиша никогда не станет пилить мужа за то, что он сидит с чипсами в кресле и морально разлагается вместо того, чтобы работать. Или за грохочущий по всему дому поезд. А ему и в голову не придет выговаривать за отсутствие ужина. Хотя отношения Мортишы и Гомеса вообще отдельная история. Насколько он обожает жену, насколько она уважает мужа... кхм, отвлеклась)
Так вот, семья, где можно быть самим собой, где тебя примут и поддержат независимо от — просто потому что ты свой. Где попытка убить даже не считается чем-то сильно значимым, если она была искренней...
Специфичная модель, но есть над чем подумать.
10

Комментарии

Дама, это точно. Особенно во втором фильме с детским лагерем это ярко показано.
Но вообще, фильм очень психологичный и многослойный. Взять хоть тот же момент с безусловным принятием — ты хорош не потому, что что-то сделал, а сам по себе.

Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)