Ономастикон (публикации за 14 февраля 2020)7 читателей тэги

Автор: Шано

* * *

Друг рассказывал.

 

У его папаши отчество Леопольдович. В студенческие годы друзья в шутку называли его ЛеоПЁРДович. Вот как-то звонит ему друг домой, а к телефону подходит папашин папаша. Голоса у близких родственников как известно похожие, а по телефону вообще бывают неразличаемы.

 

— Алло

— Алле, привет, Леопёрдыч!

— Это не он...

— А кто?...

— Это сам ЛЕОПЁРД!

* * *

Оригинал взят у в К истории русских имен

1. Именник как исторический источник

 

Изучение имен — занятие далеко не праздное. В ряде случаев оно помогает историкам пролить свет на события далекого прошлого и даже сделать важные открытия. О чем же могут рассказать имена?

 

Имена русских князей, отчеканенные на монетах, представляют ученым любопытную загадку. Летопись утверждает, что после смерти князя Владимира в 1015 году киевский стол ненадолго отошел к его сыну Святополку Окаянному, а затем великим князем стал Ярослав Мудрый. Правление каждого из этих князей удостоверено помимо прочего выпуском монет с их именами. Однако археологи нашли также монеты, относящиеся к тому же времени, с именем «Петр». Причем, ни один из названных князей не носил такого крестильного имени. Выходит, что летописцы намеренно или невольно пропустили одного из великих князей начала XI века.

 

полный текст

* * *

Русский христианский именослов складывался веками. Первый обширный пласт русских имен возник в дохристианскую эпоху. Причины возникновения того или иного имени могли быть самыми различными: помимо религиозных мотивов, играли роль обстоятельства рождения, внешний облик, характер и т. д. Позднее, после Крещения Руси, эти имена, порой трудно отличимые от прозвищ, сосуществовали с христианскими календарными именами (вплоть до XVII века). Даже священники иногда носили прозвища. Бывало, что один человек мог иметь целых три личных имени: «прозвищное» имя и два крестильных имени (одно – явное, другое – потаенное, известное лишь духовнику). Когда христианский именослов полностью вытеснил дохристианские «прозвищные» имена, они не ушли от нас насовсем, перейдя в другой класс имен – в фамилии (напр. Некрасов, Жданов, Найденов). Некоторые дохристианские имена канонизированных русских святых впоследствии стали календарными (напр. Ярослав, Вячеслав, Владимир ).

С принятием христианства Русь обогатилась именословом всей человеческой цивилизации: с византийскими святцами к нам пришли греческие, еврейские, римские и иные имена. Иногда под христианским именем скрывались образы более древних религий и культур. Со временем эти имена обрусели, да так сильно, что самими русскими именами стали древнееврейские – Иван да Марья. Вместе с тем следует иметь в виду высокую мысль о. Павла Флоренского: «нет имен ни еврейских, ни греческих, ни латинских, ни русских – есть только имена общечеловеческие, общее достояние человечества».

 

больше про христианскую традицию имянаречения здесь azbyka.ru/days/imeniny/imeniny-all.shtml


Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)