Автор: Шано

* * *

21.11.2011 в 18:26

Пишет [J]kurufin_the_crafty[/J]:

 

И снова пуритане

Charles W. Bardsley, Curiosities of Puritan Nomenclature (London, 1897).

Не могу отказать себе в удовольствии перевести (и привести) хотя бы избранные отрывки. :-))) Вот они:

[MORE="Идеологические" обоснования изменения моды на имена]

"До Реформации священник <…> крестил ребенка именем святого, который должен был стать его покровителем, либо святого, день памяти которого совпадал с днем рождения ребенка или днем крестин. <…> Со времен царствования Елизаветы духовенство и миряне отказались от этого обычая. Святые, не имеющие апостольского чина, были отвергнуты, а менее известные христианские подвижники вместе с огромным количеством дев и мучениц, таких как Агнесса (Агнес), Екатерина (Кэтрин) и Урсула, - практически забыты. Соответственно, их имена начали выходить из моды. Но старинные английские имена, не имевшие никаких ассоциаций с католицизмом, уцелели. Против Джеффри, Ричардов, Робертов и Уильямов народ предубеждений не имел – он слишком к ним привык.

 

<…>Пуританин, в свою очередь, отвергал имена и той, и другой разновидности. Он упрямо твердил о язычестве и папизме. Под первую категорию у него попадали все имена, которых нельзя было найти в Писании, а под вторую – все имена из того же Писания или из церковной истории, которые использовались ранее – условно говоря, до коронации Эдуарда VI. И тому есть яркое подтверждение. В «Наставлении по устройству Церкви», найденном в архивах Картрайта и изданном еще в 1565 году, относительно обряда крещения дается следующее предписание:

 

«Присутствующих на крещении следует понуждать, дабы они не называли крещаемых в честь Бога, или Христа, или ангелов, или церковных обрядов, равно как не давали им имен в честь крестителей, евангелистов и проч., а также имен языческих или папистских; но пусть они выбирают в Священном Писании имена тех, кто прославился благочестием и добродетелью» (Neale, vol. v. Appendix, p. 15).

 

Яснее выразиться было нельзя. Для фанатичного пуританина избавиться от германских Ричардов, Майлзов и Генри и «папистских» Бартоломью (Варфоломеев), Саймонов (Симонов), Питеров (Петров) и Николасов (Николаев) было все равно что изгнать хананеев из земли обетованной.

 

<…>

 

16 июля 1590 года архиепископ Уитгифт, жалуясь Лорду-казначею на Эдмонда Снэйпа, викария церкви Святого Петра в Нортхэмптоне, в числе всего прочего пишет:

 

«Далее: Кристофер Ходжкинсон заручился обещанием вышеуказанного Снэйпа крестить его дитя, но при этом Снэйп прибавил: «Вы должны дать ему имя из Святого Писания». Тогда Ходжкинсон сказал ему, что отец его жены, которого зовут Ричард, желает, чтобы ребенка крестили также Ричардом.

 

Во время церемонии Снэйп продолжал службу, пока не пришел черед назвать имя ребенка, и было сказано: Ричард. И услышав, что было сказано: Ричард, и что никаким другим именем назвать дитя не желают, он прервал церемонию и отказался крестить дитя. И тогда дитя пришлось унести, и оно было крещено на следующей неделе в церкви Всех Святых под именем Ричард».

Собственно curiosities:[/MORE]

 

"С распространением нонконформизма Гаи, Майлзы, Питеры и Филипы были позабыты. Теперь, появляясь на свет, младенцы сразу становились Иоилями, Амосами и Овадиями.

 

Дети все так же продолжали болеть корью, но теперь сыпью покрывались не Роберты и Роджеры, а Финеесы и Халевы. Избранные вожди Израилевы переживали тяжкий период прорезывания зубов. Краснощекие тезки двенадцати сыновей Иакова восседали рядышком на жесткой школьной скамье. По вечерам на деревенской улице можно было встретить всех пророков – от Исаии до Малахии; пророки играли в чехарду, пока Софония воровал в саду яблоки.

 

<…>

 

В городках вроде Олдема, Болтона, Эштона и Блэкберна книги записей о крещении выглядят как библейский словарь. Одному моему другу-священнику, несмотря на его сопротивление, пришлось крестить двух близнецов как Каина и Авеля. Другой священник из Дербишира, задав в надлежащий момент вопрос об имени ребенка, получил абсолютно серьезный ответ: «Рамоф-Галаад». «Э-э… Мальчик или девочка?» - потрясенно спросил он. Оказалось, родители по сельскому обычаю открыли Библию наугад и выбрали первое же название, которое попалось им на глаза.

 

Около года назад в городке, находящемся в шести милях от Манчестера, мальчик получил при крещении имя Теллно (Tellno, буквально - Неговори). Отец ребенка, некий Лиз (Lees), работающий на прядильной фабрике, пришел к хозяину просить совета, какое имя выбрать для новорожденного. «Думаю, нужно выбрать имя из Писания», - ответил хозяин. «Это уж само собой!». «Назови-ка ты его Теллно», - посоветовал наниматель. «Это нам как раз подойдет!» - обрадовался отец ребенка: такого имени он еще никогда не слышал, поэтому оно понравилось ему еще больше. Так что ребенок получил имя Теллно Лиз (Tell-no Lees) - отец слишком поздно сообразил, что над ним подшутили (tell no lees в ланкаширском произношении означает то же, что и литературное tell no lies – «не ври», буквально – «не говори лжи»).

 

«Государи (Sirs)!» - таков был ответ родителей остолбеневшему от изумления священнику, задавшему обычный вопрос об имени ребенка. Священник начал возражать, но ему заявили, что это имя из Писания, и в доказательство торжествующе процитировали стих: «Государи мои! что мне делать, чтобы спастись?» (Sirs, what must I do to be saved?). Это напоминает случай с неким пуританином, который назвал свою собаку «евангельским» именем Также (Moreover): «Пес также, приходя, лизал струпья его» (Moreover the dog came and licked his sores)".

 

 

Честно говоря, мне бы очень хотелось перевести всю книгу, но это огромный кусок работы. Может быть, я переведу целиком некоторые главы и вывешу на сайт. Писал Бардсли отлично: у него хороший, удобочитаемый стиль - местами, как видите, даже с юмором. Несмотря на то, что некоторые его "curiosities" смахивают на откровенный анекдот, в книге много весьма качественной информации, собранной из различных исторических источников. Кстати, почти треть книги занимает обзор имен, использовавшихся до Реформации - кто интересуется, рекомендую почитать. Оригинал лежит здесь.

 

URL записи

Комментарии


Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)