Автор: Tigris Alba

Хлеб и зрелища (и брынза)

«Хорошо этот мир устроен! Хочешь есть ─ вот хлеб и брынза, хочешь выпить ─ вот ракия…» ─ примерно такими словами начинается опера Б. Мартину «Греческие пассионы», я ходила на неё на прошлой неделе и вспоминала вчера, нарезая на ужин хлеб и брынзу. У меня, наверное, больше не получится есть хлеб с брынзой без оперных ассоциаций.
«Греческие пассионы» ─ современная опера. В классических всё обычно закручено вокруг любви, а тут на первом плане религиозная тематика: в начале XX века в захолустной греческой деревушке готовятся провести мистерию о распятии Христа и назначают из числа жителей исполнителей ролей Иисуса, трёх апостолов, Иуды и Марии Магдалины. Естественно, ничем хорошим это закончиться не может.
скрытый текстК христианству я отношусь с сильным предубеждением, но опера мне понравилась ─ музыка очень красивая, мощная и в то же время мягкая, и саму историю можно трактовать двояко: то ли на актёров действительно снизошёл божественный дух, то ли психика бедных пастухов не вынесла тяжести возложенного на неё груза (изображать Христа или Иуду ─ это вам не хухры-мухры, тем более для верующего человека), и они перестали отличать мистерию от реальности.
В этой постановке вообще очень ярко продемонстрирована двойственность всего сущего: мирское и духовное, реальное и выдуманное, желаемое и достигнутое. Но финал один и един для всех, и получается, что всё ─ настоящее.
«Греческие пассионы» ─ вторая современная опера, которую я видела, первой была «Сатьяграха» Ф. Гласса, и мне даже не стыдно сказать, что я в ней ровным счётом ничего не поняла, потому что «Сатьяграха» упорота в край. Но крута. Но упорота.
Текст «Сатьяграхи» ─ «Махабхарата» в оригинале, та её часть, в которой повествуется о битве на Курукшетре. Одним глазом я постоянно косилась на экран с субтитрами ─ не то чтобы это делало сильно понятнее происходящее на сцене, но если есть, что прочитать, это надо прочитать ─ и мне врезалась в память одна фраза: «Санкхья и йога ─ различные пути, так считают глупые, а не мудрые люди». И вся опера в таком духе. Под «санкхью и йогу», кажется, кого-то расстреливали.
Главное ─ я просекла, кто такой появляющийся в самом начале синий мужик с флейтой, и дальше была готова уже ко всему, в отличие от тех, кто перешёптывался за моей спиной, выясняя половую принадлежность Арджуны (держу пари, это была наименьшая из их проблем).
Да, кстати, несмотря на текст, «Сатьяграха» ─ не про битву на Курукшетре, ничего подобного, ничего эпичного. Времена мифов очень быстро сменяются историческими, а затем и современностью, а боги и герои ─ нарочито обычными людьми, пожалуй, даже толпой. «Сатьяграха» ─ не про личность и личные страсти, главный герой «Сатьяграхи» ─ хор, причём периодически ─ молчащий хор.
Как правило, оперная музыка ─ бурная и эмоциональная, правда, я не так много слушала, чтобы делать глобальные выводы; но в большинстве случаев это так. «Сатьяграха» ─ опера с музыкой настолько монотонной, что иногда её становилось тяжело выносить.
То есть, в «Сатьяграхе», получается, три плана: текстовый, никак не связанный с происходящим на сцене; сценическое действо, происходящее само по себе; и музыка, тоже независимая.
И я даже не уверена в том, что по замыслу автора зритель должен самостоятельно собрать эти три плана в одно целое. Может, наоборот, смысл как раз в том, что всё ─ отдельно. Или в том, что смысла нет ─ с этой точки зрения смотреть даже интереснее.

Комментарии


Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)