Администратор: Доктор Сайлас

Доктор Сайлас:

Украинская вышивка, часть 1. Вышиванки

"Учитесь, читайте — И чужому научайтесь,и свое познайте"

Тарас Григорьевич Шевченко - перевод с украинского неизвестного автора.


Итак, вышивка. На территории Украины издавна повелось украшать вышивкой многие предметы обихода - полотенца - "рушники", наволочки, рубашки, тёплые одеяла ("налижники" или "покровцы"), скатерти ("обрусы"). Что интересно, традиция вышивать узоры на одежде повелась ещё со скифских времён - древнегреческий историк Геродот писал, что на территории Северного Причерноморья люди носят расшитые рубахи. А во время археологических раскопок в Черкасской области был найден так называемый Мартыновский клад, состоящий из 116 серебряных вещей, датируемых VI — VII веками. Среди прочих находок особое внимание обращают на себя серебряные бляшки в виде людей, на груди которых изображена широкая манишка с сетчатым орнаментом длиной от воротника до пояса.


Мужчина в вышитой рубашке. Мартыновский клад, примерно VI — VII века.

читать дальше
В разных регионах Украины вышивали по-разному - разными технологиями и разными цветами, и с различными узорами в вышивке. Среди цветов преобладали традиционный красный и чёрный, что нашло своё отражение в народной песне: "Рубашку мама вышила тогда - всю красными и чёрными цветами". Красный цвет символизировал радость, солнце, любовь и борьбу, чёрный - землю, главную кормилицу, которая для украинцев всегда была священной. Однако использовался и белый, и синий, и жёлтый, и многие другие цвета. Узоры на рубашках вышивались различными швами, и разные исследователи насчитывают на территории современной Украины от 250 до 300 различных видов швов. Что до типологии узоров, то выделяют несколько наиболее распространённых типов: геометрический, растительный, зооморфный и антропоморфный. Орнаменты были настолько уникальными, что по узорам на рубашке можно было определить, из какой области и даже из какого села родом её владелец. Региональная привязка типов узоров не является строгой, однако известно, что на Гуцульщине, Подолье и Полтавщине (территории современных Ивано-Франковской, Черновицкой, Хмельницкой, Винницкой и Полтавской областей) был наиболее распространён геометрический орнамент, на территории Буковины, Волыни и Побужья преобладали растительные орнаменты, а жители Северной Буковины отдавали предпочтение зооморфным и антропоморфным орнаментам, то бишь стилизованным изображением людей и животных. Таким образом, можно составить своеобразный атлас стилей вышивания по современным областям Украины.

Харьковская область (Слобожанщина)
На вышиванках образца XIX - начала ХХ веков превалируют красно-чёрные геометрически узоры на мужских рубашках, и разноцветные квадраты - на женских. Вышитыми узорами обязательно украшались воротники, которые были и у женских, и у мужских рубашек. Орнамент вышивки выполняли толстой, грубой ниткой, что придавало узору объём и рельефность. Один из характерных для Слобожанщины мотивов - это "Древо жизни". Под вышитым древом располагался зигзагообразный орнамент - меандр, который символизировал воду подземного царства, или же цветы, перевёрнутые головками вверх, что так же обозначало загробный мир.


Образцы харьковской вышивки

Другие орнаменты (увеличение по клику):


Луганская область
Известно, что вышиванки восточных украинцев украшены, в основном, природными орнаментами. Особенностью луганских вышиванок была полихромность - многоцветность, и рельефность вышивки, как и на вышиванках Слобожанщины. Также соединяли нитки из разного материала и разной фактуры, что также придавало узору объёма. На луганских вышиванках любили соединять красный и синий цвета: люди верили, что синий цвет символизирует небо, воду, очищение и душевный покой. Синий цвет считался самым могучим оберегом, и использовался, в основном, на мужских рубашках - так как считалось, что мужчина чаще всего попадает в опасные ситуации.



Другие орнаменты:


Запорожская область
В цветовой гамме использовались красный и чёрный цвета с преобладанием красного. Чаще всего использовались геометрический и растительный узоры. Среди геометрических фигур чаще всего использовали круги, как символы солнца, внутри которых размещались розетки из ромбов или квадратов.



Полтавская область
Вышивка Полтавщины - пожалуй, наиболее выделяющаяся из всех региональных видов украинской вышивки. Рубашки обычно вышивались гладью, геометрические узоры белыми нитками по белому полотну, иногда добавляя серые либо красные нитки. Говорят, что из всех украинских вышиванок именно полтавская является самой сложной технически. И немудрено - ведь для такой вышивки нитки выбеливались на протяжении трёх лет!



Другие виды орнаментов: превью, фуллсайз по клику


Сумская область
В Сумской области тоже любили вышивать белыми нитками, оттеняя края орнаментов чёрным. Также использовали и многоцветные узоры, в основном геометрические и растительно-геометрические. Если вышивались животные, то зачастую птицы - орлы, утки, голуби и лебеди.



Херсонская область
На Херсонщине очень любили вышивать растения и цветы. Часто также вышивали и животных, в основном, кукушку, петуха, лошадь и оленя. Причём вышивали и белым по белому, и чёрным по белому, и красным с чёрным.





Николаевская область
Женские рубашки этого региона особенно выделяются тем, что имеют четырёхугольный вырез вокруг шеи и свободные рукава, без стяжек у запястий. Использовали, в основном, сильно стилизованные растительные мотивы: сосны, дубовые листья, шишки хмеля, цветы и древесные ветви. Превалировали чёрный, красный, серый и серо-голубой цвета.





Кировоградская (ныне Кропивницкая) область
Вышивка этого региона отличается высокой степенью детализации - если вышивали, например, виноградные гроздья, то присутствовал даже блеск ягод на солнце и тоненькие усики. Также на старинных вышивках сохранились элементы трипольской культуры - в частности, верховной фигуры пантеона, Богини-Матери, которая олицетворяла природу. На узорах эта богиня изображалась в виде птицы и мирового древа. Позднее распространились пышные растительно-геометрические орнаменты, с вазонами, бутонами цветов, цветами и листьями.






Черкасская область
В Черкасской области вышивали мелкими стежками, сложные, зачастую геометрические узоры. Отличием от остальных регионов было горизонтальное размещение узорных линий на рукавах женских рубашек. А в селе Суботив Черкасской области, откуда родом был Богдан Хмельницкий, о котором я упоминал в посте об украинско-польской войне, любили использовать золотистые оттенки.





Киевская область
На Киевщине вышивали преимущественно геометрические узоры красными, коралловыми и чёрными нитками. Одно время использовали синие тона, однако поскольку синий цвет быстро линял, его заменили чёрным. Также изредка встречаются жёлтый и серый цвета. Преимущественно используются стилизованные растительные мотивы, вышивая шишки хмеля, гроздья винограда, восьмилепесткоые розетки, а из геометрических фигур - ромбы и квадраты. Интересной техникой владели мастерицы Иванковского района - орнамент сначала рисовался на полотне, потом контур обшивался чёрной ниткой, а дальше зашивался другими цветами.





Черниговская область
Для этой местности характерны белые вышивки со множеством мелких элементов. Геометрический или растительный орнамент вышивается белыми нитками с вкраплениями красного и чёрного. Используются мелкие стежки, также иногда черниговские вышиванки расшивались бисером. Вышивка производилась очень тонкими нитками, что требовало от вышивальщиц большого мастерства. Для придания орнаменту большей выразительности, один орнамент вышивали несколькими видами швов - двумя и более.





Одесская область
На вышивку Одесской области значительное влияние оказали восточно-подольских, молдавский и румынский способы декорирования. Особенно распространёнными были чёрные геометрические мотивы. Обычно вышивка имела вид двух- или трёхрядных композиций, дополненных синими или жёлтыми полосами. Также края рукавов одесских вышиванок тоже были обшиты узким узором, равно как и характерный широкий стоячий воротник.





Житомирская область
Среди самых распространённых цветов на Житомирщине - различные соединения синего с красным и чёрным. Из геометрических фигур вышивались круги, ромбы, кресты, зигзаги и розетки, а из растительных - барвинок, хмель, берёза, виноград, розы и яблоки. Узоры на житомирских вышиванках полностью покрывают рукава рубашки.





Винницкая область
Для Винницкой области характерно разнообразие техник и швов. В цветовой гамме здесь себя не ограничивали, но явное предпочтение отдавали тёмно-вишневому и чёрному цветам, а также цвету спелой пшеницы с редкими зелёными вставками. Для узора характерно ритмичное чередование двух цветов в квадратах.





Хмельницкая область
В орнаментах здешних вышивок превалирует, в основном, чёрный цвет с вкраплением красного, синего, жёлтого и зелёного цветов. Самые распространённые - одноцветные вышиванки, реже встречаются двух- и трёхцветные. В хмельницких вышиванках чаще всего встречаются строгие геометрические узоры, однако иногда можно встретить и растительные мотивы.





Черновицкая область (Буковина)
Зооморфные и растительные мотивы вышивались гладью или мелким крестиком, часто с применением золотых и серебряных нитей. Для украшения также брали бисер, блёстки, шёлковые и шерстяные нити. Рукава были пышно обшиты и носили на себе характерные косые узорчатые полосы. Буковинские вышиванки выделяются особенно яркими и многочисленными узорами жёлтых и светло-зелёных цветов.





Ровненская область
В вышивке доминировали простые геометрические узоры красного цвета с добавлением синего или чёрного. Женские рубашки декорировались только красной нитью и очень простым орнаментом. Самый древний вариант вышивки - монохромный, он же является доминирующим в регионе.





Тернопольская область
В большинстве районов Тернопольщины мастерицы отдавали предпочтение геометрическим узорам насыщенных тёмных цветов. Полностью обшитые рукава с преобладанием чёрного цвета и косые полосы с повторяющимся сложным геометрическим узором. Также использовался растительный мотив калины - один из самых любимых на Тернопольщине. Калиновые ветви часто изображали вместе с сидящими на них птицами. Типичной была вышивка толстыми шерстяными нитками. Тернопольские узоры чёткие, контрастные, с объёмными элементами. На юге области вышивали обычно хлопчатобумажными нитками, обводя цветными линиями отдельные элементы.





Ивано-Франковская область
Вышивка этого региона считается самой красочной. Используются различные орнаменты разной цветовой гаммы. Фигуры часто объединяются в одну широкую линию, образуя динамический орнамент. Рукава всегда пышно декорированные, с традиционными для западноукраинских областей косыми полосами на рукавах. На вышиванках из села Космач преобладала осенняя гамма, а снятинские вышиванка были известны рукавами-"червонянками", густо обшитые красными нитками.





Волынская область
Простая и изысканная вышивка, для которой характерно ритмичное повторение чётких геометрических фигур - звёзд, ромбов, ломаных линий. Из всех цветов преобладал красный, также вышивали синим и чёрным. Сугубо западноволынским приёмом вышивки было размещение узкой вышитой полоски на изгибе рукава возле манжета. Растительные мотивы преобладают на юге области.



Львовская область
Вышивка Львовской области отличается тем, что между элементами рисунка остаётся белое пространство, что придаёт ему своеобразную лёгкость и воздушность. Для этого региона характерно наличие большого количества мелких деталей, вышитых чёрными, красными, жёлтыми, зелёными и синими нитками.





Днепропетровская (ныне Днепровская) область
Манжеты рукавов рубашек и вырез горловины вышивали цветными нитками и чёрным плисом. В мужских вышитых рубашках преобладали красный и чёрный цвета, однако вышивали и множеством других - синим, зелёным, жёлтым. Вышивали обычно геометрические узоры, а также растительные в геометрическом стиле. Исследователи, которые занимались изучением вышивок Днепропетровского края, говорили: "Такое разнообразие ромбов, крестов, косых крестов, звёзд, треугольников, квадратов, их соединения и вписывание одних элементов в другие, сложно себе представить".





Закарпатская область
Закарпатская вышивка отличается густотой и разнообразием цветов - традиционными здесь были не менее десяти цветов. Едва ли не каждое село имело свою любимую гамму - от чёрно-фиолетовой и вишнёвой до зелёно-голубой. Основные фигуры вышивки - это ромбы и зигзаги. Растительные мотивы начали распространяться в Закарпатье только в ХХ веке. В целом, рубашки этого региона встречаются очень разные - как вышитые белыми нитками, так и многоцветные.






По материалам книги О.О.Гасюка, М.Г.Степана "Художественное вышивание", Киев, изд. "Вища школа", 1989
4

Комментарии

Мужчина в вышитой рубашке. Мартыновский клад, примерно VI — VII века.
Однако какой солидный возраст у вышиванки

Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)