Украина14 участников тэги

Администратор: Доктор Сайлас

Информационное сообщество об Украине на русском языке. Живопись, музыка, обычаи, история, персоналии - это всё здесь.

 

Все материалы взять из открытых украиноязычных источников и переведены мной на русский язык. Ссылка на первоисточник прилагается в конце каждой записи.

Доктор Сайлас:

Украинская вышивка, часть 2. Узоры и их значение

Первый пост, о различных стилях вышивок на территории украинских земель, можно прочитать чуть ниже. Теперь хотелось бы рассказать, что означало всё это многообразие узоров.

Итак, орнаментальные мотивы в вышивке украинцев имеют древнюю историю, беря начало из окружающей человека флору и фауну, а также являясь своеобразным отражением фантазии вышивальщицы. Однако так как всю природу изобразить с помощью вышивки невозможно, определяют основным интерпретации узоров, которые содержат те или иные элементы с широкой смысловой нагрузкой. Прежде всего это растительный и геометрический орнаменты. Также - преимущественно на Северной Буковине - встречаются зооморфный и антропоморфный орнаменты. Однако, как я уже писал, региональная привязка не была строгой, поэтому на всей территории Украины можно найти свадебные полотенца с изображением птиц и символическим изображением молодожёнов.

В вышивке каждый стежок, цвет и узор что-то обозначал - ничего не вышивалось просто так. Красный цвет, например, символизировал энергию солнца, любовь и радость, чёрный - землю, урожайность и плодородие, синий цвет считался самым могучим оберегом, и символизировал небо, воды, очищение и душевный покой, белый был символом чистоты и непорочности (когда-то незамужные девушки носили рубашки с белой вышивкой), зелёный цвет означал весну, молодость и красоту, а жёлтый выступал символом богатства, благополучия и радости, также означая цвет спелого зерна и мёда. Почему именно зерна и мёда? Потому что земледелие и пчеловодство издавна были основными промыслами украинцев.

Один из древнейших орнаментов в вышивке назывался "древо жизни", и напоминал цветок в горшке. Верхняя часть дерева символизировала мир богов, средняя - человека и всё сущее на земле, а нижняя часть, корневище, выступала в качестве первоисточника всего мира. Также из растительных орнаментов очень популярными были мотивы подсолнухов, незабудок, мака, винограда, калины, дуба, хмеля, роз и т.д. Барвинок был символом бессмертия, девичью красоту символизировала калина, а жизненную силу - дуб. Очень часто эти орнаменты вышивались вместе.

На многих вышивках с цветами обязательно изображались и птицы - соловей, кукушка, петух, голубь,сова и различные фантастические (райские) птицы. Также популярными мотивами были лошадь, кот, заяц, бабочки, жуки и рыбы. Соловья и кукушку, как правило, вышивали в паре, сидящий на ветке калины. Соловей означал парня, кукушка - девушку, а ветвь калины - продолжение рода. Поэтому чаще всего такие картины вышивались на свадебных рушниках, и над ними обычно вышивался венок, как символ божьего благословения брака.

Геометрические орнаменты тоже не вышивались "просто так". Ломанные кресты означали солнце и его движение по небу; также солнце символизировали квадраты и круги с "усиками", которые означали лучи. Волнистая ломанная линия символизировала воду. Также квадраты могли означать поле, а зигзагообразные линии - семена. О некоторых наиболее популярных орнаментах с их образцами я расскажу под катом.

читать дальше
Калина


Калина - один из символов Украины и украинского народа, о чём недвусмысленно сообщает пословица: "Без вербы и калины нет Украины". Тема калины встречается почти во всех произведениях искусства в Украине - в стихах, песнях, на полотнах художников... В древности калина выступала символом "огненной троицы" - солнца, звёзд и Луны. Ярко-алые ягоды калины символизировали кровь, материнство и бессмертие рода. Гроздья калины вышивались на сорочках замужних женщин, где древо означало мать, а ягоды - детей. А вот на детских вышиванках калину, как символ рода и плодородия, изображать было не принято.

Виноград


Такие узоры символизировали радость и красоту семейной жизни. Вышиванки с виноградом наиболее присущи Полтавской и Киевской областям. А вот на Черниговщине узоры с виноградом наносили только на семейные полотенца и скатерти. Этот символ обозначал радость пополнения и умножения семьи, ведь считалось, что виноградный сад - это жизненная нива, на которой мужчина выступает сеятелем, а женщина - хранительницей сада и семейного древа.

Мак


С древних времён на территории Украины сеяли мак и верили, что он защищает от зла и человека, и его скот. Освящёнными в церкви семенами мака обсыпали дом, крыльцо, домочадцев и домашних животных. Также бытовало поверье, что на месте гибели воина весной обязательно зацветает мак. Поэтому данный символ имел значение и вечной памяти рода, и оберега от зла. Девушки, в семьях которых были погибшие, вышивали маки на рушниках и сорочках, а на головы надевали венки из семи маков, как бы присягая продолжить и приумножить свой род.

Лилия


В древних легендах лилия выступала символом девичьей непорочности и красоты. Кроме самого цветка, важной частью композиции являются бутон и листок, как символы рождения, развития и бесконечного продолжения рода. Обязательно орнамент лилии дополняет стилизованный знак креста, благословляющий пару на создание семьи. Иногда над цветком вышивались капли росы, означающие оплодотворение. Рубашки с вышитыми лилиями носили девушки, которые готовились вступить в брак. После замужества женщина уже не носила сорочку с вышитой лилией, а дарила её своей незамужней сестре или подруге. Также этот цветок, как символ непорочности, посвящался Деве Марии.

Мальвы


Мальвы любили вышивать в разных областях и регионах Украины. Это один из самых любимых цветов в Украине, эти цветы часто росли под окнами домов, ведь они напоминали людям солнце. Особой популярностью эти цветы пользовались на юге и востоке страны - в Полтавской области до сих пор мальвы растут почти в каждом дворе. Также мальва выступала как символ любви и милосердия. Повторяющиеся узоры в виде мальв обозначали бесконечное движение и возрождение, а в геометрическом узоре цветы мальвы толковались как звёзды.

Хмель и барвинок


Узоры, напоминающие листья и шишечки хмеля, относятся к молодёжной символике. Кроме Центральной Украины, этот орнамент распространён на Подолье и Волыни. Хмель по своей смысловой нагрузке очень близок к символике воды и винограда, обозначая развитие, любовь и энергию молодости. Очень часто хмель использовался в свадебной вышивке, а рубашки с таким орнаментом носили молодые неженатые парни. При этом женатому мужчине носить рубашки с изображением хмеля считалось неприличным. Аналогичную трактовку имеет узор барвинка. Это растение, согласно одной из легенд, назвали в честь юноши Бара и девушки Винки, которая была дочерью ведьмы. Ведьме не понравилось, что к её дочери сватается Бар, и когда молодые люди решили пожениться, она прокляла их, после чего влюблённые бесследно пропали. А мать Бара, упала на место, где только что стоял её сын, и оросила его своими слезами - и на этом месте проросло растение с мелкими голубыми цветочками. Поэтому в украинском фольклоре барвинок традиционно означает бессмертную любовь.

Берегиня


Берегиня - один из самых загадочных и многоплановых символов в украинской вышивке. Её можно воспринимать и как мать-природу, и как женщину-мать, и как древо жизни, укоренившееся в земле.Точных сведений о том, кем же были берегини в восточнославянской мифологии, нет, ибо все источники о них крайне неполные. По одной из наиболее распространённых версий, считалась домашней богиней, защищавшей дом и его обитателей от тёмных сил. Изображение Берегини не только вышивали на рушниках, но и вырезали на окнах, крыльцах и дверях, а маленькие медные или глиняные фигурки богини люди носили на груди. Некоторые считают, что Берегиня с поднятыми руками - это образ восточнославянской богини судьбы и удачи Мокош, а с опущенными - Лады, богини весны и красоты.

Птицы


Чаще всего птицы встречаются в вышивке Средней Надднепрянщины, которая включает в себя современные южные районы Киевской и Черниговской областей, Полтавскую, северные районы Кировоградской, Черкасскую и северо-западные районы Днепровской областей. На свадебных рушниках вышивали птиц в паре - как правило, это были либо павлины, либо голубь и кукушка. Также павлины ассоциировались с жар-птицами, неся в себе солнечную энергию развития, и являясь символами семейного счастья. Характерным признаком свадебного рушника является то, что птицы располагались клювиками друг к другу, а над ними располагалась корона или венец. Птицы либо держат в клювиках веточку калины, либо сидят на одном дереве, означающем новую семью.
Также украинцы всегда любили ласточек, считая, что они несут добрые вести. Ласточки прилетали весной, сообщая людям о приходе весны - самой благоприятной поры для создания семьи и засеивания земли.

Звёзды


Одним из самых популярных мотивов в украинской геометрической вышивке является восьмиконечная звезда, которую также называют Звездой Матери. Этот знак символизирует Бога, Звезду, Солнце или Год. На Рождество колядники носят восьмиконечную звезду как символ года. Также восьмиугольная звезда является знаком Богоматери - на иконах Богородицы этот символ встречается очень часто. Звёзды, вышитые в виде бесконечного узора-полосы, символизировали бесконечность и постоянное обновление, а также порядок и гармонию.

Ромб


В целом, ромбы - это самый распространённый вид геометрической вышивки у славянских народов. В украинской традиции считается, что вышивки с ромбами выполняют функции сильных защитных оберегов и приносят удачу. Ромб с точкой посредине являлся символом засеянного поля, и означал богатство и достаток. Ромбовидные узоры вышивали на свадебных рушниках и одежде, а женщина, забеременев, должна была носить одежду с такими узорами аж до рождения своего ребёнка.

Круг


Круг - это символ вечности и непрерывности жизни, поэтому его часто можно увидеть в орнаментах с Древом Жизни. Также круг означал божественную чистоту, а некоторые украинские этнографы указывали, что круг, как символ целостности и божественной чистоты, находил своё воплощение в свадебном венке молодой. Также круг часто связывали с небесными светилами - Солнцем и Луной, а для древних славян Солнце выступало в качестве центра бытия Вселенной и символа всевидящего божества.

Меандр


В украинской традиции бесконечная извилистая линия меандра ассоциировалась с водой и течением жизни. Некоторые фольклористы считали, что этот символ означает вечную жизнь. Чаще всего меандр встречается на вышивках Гуцульщины, Волыни, Киевщины, Полтавщины и Кубани. Очень часто меандром украшали именно мужские рубашки, символизируя, таким образом, силу и жизненную энергию.


По материалам книги О.О.Гасюка, М.Г.Степана "Художественное вышивание", Киев, изд. "Вища школа", 1989

Доктор Сайлас:

Украинская вышивка, часть 1. Вышиванки

"Учитесь, читайте — И чужому научайтесь,и свое познайте"

Тарас Григорьевич Шевченко - перевод с украинского неизвестного автора.


Итак, вышивка. На территории Украины издавна повелось украшать вышивкой многие предметы обихода - полотенца - "рушники", наволочки, рубашки, тёплые одеяла ("налижники" или "покровцы"), скатерти ("обрусы"). Что интересно, традиция вышивать узоры на одежде повелась ещё со скифских времён - древнегреческий историк Геродот писал, что на территории Северного Причерноморья люди носят расшитые рубахи. А во время археологических раскопок в Черкасской области был найден так называемый Мартыновский клад, состоящий из 116 серебряных вещей, датируемых VI — VII веками. Среди прочих находок особое внимание обращают на себя серебряные бляшки в виде людей, на груди которых изображена широкая манишка с сетчатым орнаментом длиной от воротника до пояса.


Мужчина в вышитой рубашке. Мартыновский клад, примерно VI — VII века.

читать дальше
В разных регионах Украины вышивали по-разному - разными технологиями и разными цветами, и с различными узорами в вышивке. Среди цветов преобладали традиционный красный и чёрный, что нашло своё отражение в народной песне: "Рубашку мама вышила тогда - всю красными и чёрными цветами". Красный цвет символизировал радость, солнце, любовь и борьбу, чёрный - землю, главную кормилицу, которая для украинцев всегда была священной. Однако использовался и белый, и синий, и жёлтый, и многие другие цвета. Узоры на рубашках вышивались различными швами, и разные исследователи насчитывают на территории современной Украины от 250 до 300 различных видов швов. Что до типологии узоров, то выделяют несколько наиболее распространённых типов: геометрический, растительный, зооморфный и антропоморфный. Орнаменты были настолько уникальными, что по узорам на рубашке можно было определить, из какой области и даже из какого села родом её владелец. Региональная привязка типов узоров не является строгой, однако известно, что на Гуцульщине, Подолье и Полтавщине (территории современных Ивано-Франковской, Черновицкой, Хмельницкой, Винницкой и Полтавской областей) был наиболее распространён геометрический орнамент, на территории Буковины, Волыни и Побужья преобладали растительные орнаменты, а жители Северной Буковины отдавали предпочтение зооморфным и антропоморфным орнаментам, то бишь стилизованным изображением людей и животных. Таким образом, можно составить своеобразный атлас стилей вышивания по современным областям Украины.

Харьковская область (Слобожанщина)
На вышиванках образца XIX - начала ХХ веков превалируют красно-чёрные геометрически узоры на мужских рубашках, и разноцветные квадраты - на женских. Вышитыми узорами обязательно украшались воротники, которые были и у женских, и у мужских рубашек. Орнамент вышивки выполняли толстой, грубой ниткой, что придавало узору объём и рельефность. Один из характерных для Слобожанщины мотивов - это "Древо жизни". Под вышитым древом располагался зигзагообразный орнамент - меандр, который символизировал воду подземного царства, или же цветы, перевёрнутые головками вверх, что так же обозначало загробный мир.


Образцы харьковской вышивки

Другие орнаменты (увеличение по клику):


Луганская область
Известно, что вышиванки восточных украинцев украшены, в основном, природными орнаментами. Особенностью луганских вышиванок была полихромность - многоцветность, и рельефность вышивки, как и на вышиванках Слобожанщины. Также соединяли нитки из разного материала и разной фактуры, что также придавало узору объёма. На луганских вышиванках любили соединять красный и синий цвета: люди верили, что синий цвет символизирует небо, воду, очищение и душевный покой. Синий цвет считался самым могучим оберегом, и использовался, в основном, на мужских рубашках - так как считалось, что мужчина чаще всего попадает в опасные ситуации.



Другие орнаменты:


Запорожская область
В цветовой гамме использовались красный и чёрный цвета с преобладанием красного. Чаще всего использовались геометрический и растительный узоры. Среди геометрических фигур чаще всего использовали круги, как символы солнца, внутри которых размещались розетки из ромбов или квадратов.



Полтавская область
Вышивка Полтавщины - пожалуй, наиболее выделяющаяся из всех региональных видов украинской вышивки. Рубашки обычно вышивались гладью, геометрические узоры белыми нитками по белому полотну, иногда добавляя серые либо красные нитки. Говорят, что из всех украинских вышиванок именно полтавская является самой сложной технически. И немудрено - ведь для такой вышивки нитки выбеливались на протяжении трёх лет!



Другие виды орнаментов: превью, фуллсайз по клику


Сумская область
В Сумской области тоже любили вышивать белыми нитками, оттеняя края орнаментов чёрным. Также использовали и многоцветные узоры, в основном геометрические и растительно-геометрические. Если вышивались животные, то зачастую птицы - орлы, утки, голуби и лебеди.



Херсонская область
На Херсонщине очень любили вышивать растения и цветы. Часто также вышивали и животных, в основном, кукушку, петуха, лошадь и оленя. Причём вышивали и белым по белому, и чёрным по белому, и красным с чёрным.





Николаевская область
Женские рубашки этого региона особенно выделяются тем, что имеют четырёхугольный вырез вокруг шеи и свободные рукава, без стяжек у запястий. Использовали, в основном, сильно стилизованные растительные мотивы: сосны, дубовые листья, шишки хмеля, цветы и древесные ветви. Превалировали чёрный, красный, серый и серо-голубой цвета.





Кировоградская (ныне Кропивницкая) область
Вышивка этого региона отличается высокой степенью детализации - если вышивали, например, виноградные гроздья, то присутствовал даже блеск ягод на солнце и тоненькие усики. Также на старинных вышивках сохранились элементы трипольской культуры - в частности, верховной фигуры пантеона, Богини-Матери, которая олицетворяла природу. На узорах эта богиня изображалась в виде птицы и мирового древа. Позднее распространились пышные растительно-геометрические орнаменты, с вазонами, бутонами цветов, цветами и листьями.






Черкасская область
В Черкасской области вышивали мелкими стежками, сложные, зачастую геометрические узоры. Отличием от остальных регионов было горизонтальное размещение узорных линий на рукавах женских рубашек. А в селе Суботив Черкасской области, откуда родом был Богдан Хмельницкий, о котором я упоминал в посте об украинско-польской войне, любили использовать золотистые оттенки.





Киевская область
На Киевщине вышивали преимущественно геометрические узоры красными, коралловыми и чёрными нитками. Одно время использовали синие тона, однако поскольку синий цвет быстро линял, его заменили чёрным. Также изредка встречаются жёлтый и серый цвета. Преимущественно используются стилизованные растительные мотивы, вышивая шишки хмеля, гроздья винограда, восьмилепесткоые розетки, а из геометрических фигур - ромбы и квадраты. Интересной техникой владели мастерицы Иванковского района - орнамент сначала рисовался на полотне, потом контур обшивался чёрной ниткой, а дальше зашивался другими цветами.





Черниговская область
Для этой местности характерны белые вышивки со множеством мелких элементов. Геометрический или растительный орнамент вышивается белыми нитками с вкраплениями красного и чёрного. Используются мелкие стежки, также иногда черниговские вышиванки расшивались бисером. Вышивка производилась очень тонкими нитками, что требовало от вышивальщиц большого мастерства. Для придания орнаменту большей выразительности, один орнамент вышивали несколькими видами швов - двумя и более.





Одесская область
На вышивку Одесской области значительное влияние оказали восточно-подольских, молдавский и румынский способы декорирования. Особенно распространёнными были чёрные геометрические мотивы. Обычно вышивка имела вид двух- или трёхрядных композиций, дополненных синими или жёлтыми полосами. Также края рукавов одесских вышиванок тоже были обшиты узким узором, равно как и характерный широкий стоячий воротник.





Житомирская область
Среди самых распространённых цветов на Житомирщине - различные соединения синего с красным и чёрным. Из геометрических фигур вышивались круги, ромбы, кресты, зигзаги и розетки, а из растительных - барвинок, хмель, берёза, виноград, розы и яблоки. Узоры на житомирских вышиванках полностью покрывают рукава рубашки.





Винницкая область
Для Винницкой области характерно разнообразие техник и швов. В цветовой гамме здесь себя не ограничивали, но явное предпочтение отдавали тёмно-вишневому и чёрному цветам, а также цвету спелой пшеницы с редкими зелёными вставками. Для узора характерно ритмичное чередование двух цветов в квадратах.





Хмельницкая область
В орнаментах здешних вышивок превалирует, в основном, чёрный цвет с вкраплением красного, синего, жёлтого и зелёного цветов. Самые распространённые - одноцветные вышиванки, реже встречаются двух- и трёхцветные. В хмельницких вышиванках чаще всего встречаются строгие геометрические узоры, однако иногда можно встретить и растительные мотивы.





Черновицкая область (Буковина)
Зооморфные и растительные мотивы вышивались гладью или мелким крестиком, часто с применением золотых и серебряных нитей. Для украшения также брали бисер, блёстки, шёлковые и шерстяные нити. Рукава были пышно обшиты и носили на себе характерные косые узорчатые полосы. Буковинские вышиванки выделяются особенно яркими и многочисленными узорами жёлтых и светло-зелёных цветов.





Ровненская область
В вышивке доминировали простые геометрические узоры красного цвета с добавлением синего или чёрного. Женские рубашки декорировались только красной нитью и очень простым орнаментом. Самый древний вариант вышивки - монохромный, он же является доминирующим в регионе.





Тернопольская область
В большинстве районов Тернопольщины мастерицы отдавали предпочтение геометрическим узорам насыщенных тёмных цветов. Полностью обшитые рукава с преобладанием чёрного цвета и косые полосы с повторяющимся сложным геометрическим узором. Также использовался растительный мотив калины - один из самых любимых на Тернопольщине. Калиновые ветви часто изображали вместе с сидящими на них птицами. Типичной была вышивка толстыми шерстяными нитками. Тернопольские узоры чёткие, контрастные, с объёмными элементами. На юге области вышивали обычно хлопчатобумажными нитками, обводя цветными линиями отдельные элементы.





Ивано-Франковская область
Вышивка этого региона считается самой красочной. Используются различные орнаменты разной цветовой гаммы. Фигуры часто объединяются в одну широкую линию, образуя динамический орнамент. Рукава всегда пышно декорированные, с традиционными для западноукраинских областей косыми полосами на рукавах. На вышиванках из села Космач преобладала осенняя гамма, а снятинские вышиванка были известны рукавами-"червонянками", густо обшитые красными нитками.





Волынская область
Простая и изысканная вышивка, для которой характерно ритмичное повторение чётких геометрических фигур - звёзд, ромбов, ломаных линий. Из всех цветов преобладал красный, также вышивали синим и чёрным. Сугубо западноволынским приёмом вышивки было размещение узкой вышитой полоски на изгибе рукава возле манжета. Растительные мотивы преобладают на юге области.



Львовская область
Вышивка Львовской области отличается тем, что между элементами рисунка остаётся белое пространство, что придаёт ему своеобразную лёгкость и воздушность. Для этого региона характерно наличие большого количества мелких деталей, вышитых чёрными, красными, жёлтыми, зелёными и синими нитками.





Днепропетровская (ныне Днепровская) область
Манжеты рукавов рубашек и вырез горловины вышивали цветными нитками и чёрным плисом. В мужских вышитых рубашках преобладали красный и чёрный цвета, однако вышивали и множеством других - синим, зелёным, жёлтым. Вышивали обычно геометрические узоры, а также растительные в геометрическом стиле. Исследователи, которые занимались изучением вышивок Днепропетровского края, говорили: "Такое разнообразие ромбов, крестов, косых крестов, звёзд, треугольников, квадратов, их соединения и вписывание одних элементов в другие, сложно себе представить".





Закарпатская область
Закарпатская вышивка отличается густотой и разнообразием цветов - традиционными здесь были не менее десяти цветов. Едва ли не каждое село имело свою любимую гамму - от чёрно-фиолетовой и вишнёвой до зелёно-голубой. Основные фигуры вышивки - это ромбы и зигзаги. Растительные мотивы начали распространяться в Закарпатье только в ХХ веке. В целом, рубашки этого региона встречаются очень разные - как вышитые белыми нитками, так и многоцветные.






По материалам книги О.О.Гасюка, М.Г.Степана "Художественное вышивание", Киев, изд. "Вища школа", 1989

Доктор Сайлас:

Опрос

И вдогонку к первому посту - небольшой опрос!

 

Напишите пожалуйста в комментариях одним словом первые пять ассоциаций, которые возникают в голове, когда вы слышите об Украине. Итого получится пять слов. Вам не сложно - мне интересно. Спасибо. :)

Доктор Сайлас:

* * *

Я давно вынашивал мысль запилить сообщество о своей родной стране - Украине. К сожалению, моя страна стала широко известна в мире только после событий весны 2014-го года. И к ещё большему моему сожалению, даже жители соседней России очень мало что знают об Украине. Наиболее устойчивыми ассоциациями в массовом сознании являются следующие:

- Бандера;

- Крым;

- вопрос русского языка и отношения к русским;

- Шевченко;

- гопак;

- Майдан.

 

К сожалению, в сознании среднестатистического россиянина Украина является враждебным государством, лишённым какой-бы то ни было самостоятельной (то есть в отрыве от России) культуры и истории. Это мнение порождается ещё и проевропейской ориентированностью современной Украины - в последние годы в моей стране выходит множество этнографических, исторических и искусствоведческих материалов, но все они либо не переводятся на другие языки, либо дублируются только по-английски, что порождает своеобразный информационный ваккуум в рунете. Я хотел бы рассказывать в этом сообществе о той Украине, которую знаю я. О героических казацких походах, о голубом небе над пшеничной нивой, об украинских композиторах, поэтах и художниках - Екатерине Билокур, Николае Леонтовиче, Соломие Крушельницкой, Николае Лысенко и многих других. О самобытных украинских обрядах и традициях, о народных песнях и о великих трагедиях, память о которых до сих пор живёт в народе - Голодомор, Круты, Бабий Яр, Расстрелянное Возрождение...

 

Так как у меня попросту не хватает времени для самостоятельного исследования многих вопросов, я буду использовать материалы из интернета и переводить их на русский язык, публикуя с указанием первоисточников. Надеюсь, что мой скромный вклад в популяризацию украинской культуры в российском сознании принесёт свои плоды, и что вы, дорогие читатели, полюбите Украину так же, как люблю её я.

 


Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)