Автор: Сын Дракона

Пишется фанфик

В последнее время все чаще и чаще возвращаюсь мыслями к теории написания фанфиков, причем применительно к себе любимому. Напишу и выложу, пожалуй, только здесь, а то на дайри меня могут неправильно понять (
Тяга писать «что-нибудь» меня преследовала с детства. В глубинах моего письменного стола до сих пор хранится кипа тетрадок с различными историями. Фанфик, кстати, из них только один (в 90-е мне не был знаком этот термин, и просто случайно совпало, что мне захотелось создать сиквел к «Трем мушкетерам»), остальное все свое. Но – ничего законченного. Оглядываясь назад, я осознаю, что мне бешено нужна была аудитория, внимание, отклик. А их в моем детстве не нашлось. Я даже показывал кое-что из более-менее объемного своей учительнице по русскому языку и, кстати, получил тогда несколько хороших советов, за которые я признателен. Но этого было крайне мало, так что даже ту вещь я не дописал.
Ведь рассказы – не мой формат, хотя сейчас я могу писать и их. Но все же я куда больше тяготел и тяготею к большим формам.
Все изменилось, когда появился Интернет. Тогда я открыл для себя фанфики, а заодно подсознательно почувствовал, что, раз не только мне дороги те или иные персонажи, и интересна их судьба до, после и во время основных событий, то и отклик на подобные работы должен быть более-менее активный.
Первые мои фанфики были не очень-то большими: где-то от восьми до двадцати стандартных вордовских страниц, т.е. примерно от четырех до десяти тысяч слов. По меркам ФБ – миди, по меркам Фикбука – мини (Лично я склоняюсь к второму варианту, потому что считать восемь страниц за миди – это у меня в голове не укладывается). И, как следствие, писал я их сразу. Т.е. не то чтобы вообще в один присест, но – сразу целиком, без глав, одной частью.

Однако есть у меня одна фишка, прямо по анекдоту: «У меня есть мысль – и я ее думаю». Я пишу фанфики вот уже четырнадцать лет, и мне немного неловко в этом сознаваться – но у меня реально не так часто возникают идеи. Точнее, не так: Идеи. Зато я очень люблю их думать. Поворачивать разными гранями, копать в глубину, оценивать ощущения и поступки действующих лиц… В общем, долго и скрупулезно собирать большой и многоцветный пазл.
Поэтому постепенно я стал выходить на форму покрупнее. Помнится, тогда я еще сидел на разных тематических форумах, и именно там столкнулся с такой вещью, как выкладывание работы по частям.
На самом деле, для меня это сперва было очень сложно О_о Просто потому, что я обычно тексты писал не линейно. Я записывал тот эпизод, который горел у меня в голове ярче всего, а потом «сшивал» это лоскутное одеяло в единое целое. А выкладка поглавно потребовала бросить такой подход. Из-за этого иногда дело шло медленнее: мысли невольно возвращались к тому, что будет где-то через три-пять-девять глав, а про то, что писать нужно было сейчас, не думалось совершенно. Спасали здесь читательские комментарии. Во-первых, поддержка всегда вдохновляет. Во-вторых, осознание, что творимое тобой кому-то нужно – вообще окрыляет. В-третьих, чувство ответственности помогает не лениться. А в-четвертых (и, признаюсь, для меня главных) оно дает творческий толчок. Потому что для меня фанфики когда-то были – только не смейтесь – чем-то сродни театру. Да, актеры дарят залу свою игру и свою энергетику – но и зал уже свою энергетику тоже отдает. Я не раз читал признания актеров, что эмоции зала со сцены очень хорошо считываются. Театральные актеры чувствуют, когда играют для благодарной публики, а когда – для равнодушной. Возможно, этим они и отличаются от киноактеров, которые, по сути, работают на безликую камеру, а зрителей могут только воображать.
То же самое и с фанфиками. Автор здесь подобен актеру: он выкладывается полностью на создаваемой им сцене, показывает себя, свои мысли, свою душу, свои эмоции. А читатель – зритель. И от того, как он покажет себя: зааплодирует в нужном месте, кинет букет цветов, да просто завороженно вздохнет на самом душещипательном моменте или же равнодушно промолчит – зависит, каким придет автор к следующей главе или к следующей работе: вдохновленным или опустошенным.

Читать дальшеК сожалению, лично у меня так сложилось, что второе со временем стало случаться все чаще и чаще. Когда закончилась (по крайней мере, для меня) эпоха тематических форумов со своей небольшой, но благодарной аудиторией, выяснилось, что подавляющему большинству интернет-читателей мои «фандомы» малоинтересны. Даже несколько раз видел отзывы к своим работам в духе «Я вообще не представлял, что по этому кто-то пишет».
При этом, наверное, нельзя сказать, что я плохой автор Когда я несколько раз писал по фандомам популярным (и в кои-то веки попадал в популярных персонажей, что бывает еще реже) – отзывы были, и хорошие. Вообще, я куда чаще встречал обвинение, что пишу «не то», нежели «не так»
С точки зрения автора как ремесленника, наверное, этого достаточно. Я знаю, что пишу достаточно хорошо – не гениально, конечно, на это не претендую, – но смею надеяться, что мой уровень как минимум не ниже среднего по больнице. А учитывая, что я всегда стараюсь бережно относиться к канону и люблю копаться в матчасти, то, возможно, и немного выше.
Но с точки зрения автора как творца это ужасно обидно. Даже не отзывов с лайками несчастными хочется, а просто ощущения, что это горение кому-то было нужно. Что, есть люди, которые мечтали это прочитать – и вот я написал. И нам есть что сказать друг другу. Обсудить. Сравнить впечатления по моментов (и да, иногда автор узнает много интересного про свои «синие занавески» ))
Однако ничего такого он не получает. Или получает, но так мало, что этого не хватает на восполнение резервуара вдохновения. И начинается постепенное прогорание.

И вот здесь я наконец-то добрался до главного (Кстати, этот пост – отличная иллюстрация, почему моя форма – это миди и макси: мне потребовалось почти две страницы вступления и пояснений, чтобы подойти к сути ))
Оглядываясь назад, я вынужден признать, что мне следует поблагодарить ФБ. Дело не в том, что она учит укладываться в относительно емкую форму за небольшой срок (например, одно рейтинговое миди я дописывал накануне выкладки, хотя начал еще в октябре – просто потому, что не люблю рейтинг, и мне тяжело давались сцены – но тут было НАДО). И даже не в том, что она вынуждает ждать сперва выкладки (например, для команды Основателей на ЗФБ-2017 я работы писал заранее, еще весной-летом 2016-го), а потом деанона.
Дело в том, что она приучает к перегоранию. И к творению без отклика вообще.
То есть, по сути, как когда-то двадцать лет назад – в тетрадку, в стол. Только теперь я писать умею: умею строить композицию, умею рассчитывать сюжет, умею даже завершать историю )
На нынешнюю ЗФБ я впервые за много лет снова писал фанфик «лоскутным» способом. Потому что это был очень сложный для меня фандом, потому что история была давно придуманной, но при этой весьма размытой. И я, составив примерный план (в первой главе будет вот это, во второй – это, в пятой – вот это), писал по частям. Но главное, учитывая сложность и… эм… конфликтность фандома, я заранее старался отрастить себе как можно более мощный дзен, дабы не психануть, когда получу ушат грязи на свою голову. Ушата я, кстати, не дождался, меня даже похвалили, чего я уж точно не ожидал… Но беда в том, что отращенный дзен мешает восприятию не только ругани, но и хвалы (

Сейчас у меня пишется фанфик по «Все о Золушке». Т.е. по нашему мюзиклу, которого в следующем сезоне уже не будет на сцене. По «фандому», по которому ничего нет даже на Фикбуке, где, как мне казалось, можно найти абсолютно все.
Там очень интересный сам канон – возможно, если бы он вышел фильмом, особенно западным, многие нашли бы его любопытным. Из этого канона я выплел предысторию, тщательно взвесив и распределив всех персонажей. Это было упоительное чувство: нащупывать тонкие связующие нити, многие из которых в мюзикле были лишь намечены, а некоторых так и вовсе не существовало, хотя мне кажется, что они вписываются вполне логично.
Однако я ловлю себя на мысли, что я не хочу выкладывать его поглавно. Не хочу видеть пустоту под интересной мне работой и понимать, что этой пустоты не было бы, если бы это был фанфик по, скажем, «Гарри Поттеру» или там «Наруто». Не хочу, чтобы с каждой главой мои руки все опускались и опускались, и концовка либо оказалась бы слитой, либо не написалась бы вовсе.
Мне – странное, непривычное лично для меня чувство – хочется написать эту историю одному. Для себя. Вдоволь наиграться ею. Потом, конечно, я ее выложу: и на дайри, и на Фикбуке, и, наверное, здесь. Но это – потом. Когда уже ни реакция, ни отсутствие оной не повлияют на мою работу.

Я не уверен, что так лучше. Я помню случаи, когда читатели наталкивали меня на развитие боковых ветвей сюжета. Помню случай, когда меня соблазнили дать истории другой конец – и, оглядываясь назад, я рад, что поступил именно так, вышло добрее и интереснее. Помню, когда неожиданные вопросы заставляли меня задуматься над занятными подоплеками и поворотами.
Мне вообще кажется, что сейчас я стал писать хуже. Суше. Менее выразительно. Более емко. Я научился… как бы это сформулировать… «брать формат». Не зависать на сложном моменте, а огибать его, смягчать, затушевывать. Обрубать эмоции, не доводя до накала – потому что своей собственной эмоциональности стало не хватать.
Но, с другой стороны, в это-то все и упирается. Как раньше – как тогда, когда я писал, как мне кажется, лучше – я писать уже не смогу. Именно потому, что мне не хватает тот самой эмоциональности и душевного подъема. У меня… пропали крылья – при том, что уголь для топки еще не кончился, и если я не могу летать, я вполне могу идти на локомотиве )

Поэтому, выходит, буду пока писать, как могу. Посмотрим, что из этого выйдет.
5

Комментарии

Доброго времени суток вам автор. Может мои коментарии покажутся лишними, примерно как вы думали так же когда писали и пишите о том что вас интересует и печалит. Просто очень хочется поделится с вами своими мыслями и ощющениями. Незнаю вашего возраста, мира в котором вы живете, думаю так можно сказать . Вообщем, затянуло прочесть всю вашу статью о том что вы переживаете сейчас и о том что с вами происходило раньше. Это очень интересно для меня. Все ваши слова на счет крыльев и эмоций, все это так кажется знакомо. Мое увлечение сочинениями покажется детским садом по сравнению с тем что делаете вы. (Далеко от темы меня занесло, дико извиняюсь. Правда) Хотелось очень поделится мыслью что наверное так оно все и происходит, гениальное в нашей голове. Созревает месяцами и годами, никто может даже и не узнать о том что переживает человек, как все обигрывает в своем письменном, или даже еще не выложенном на страницы мире. Сделать это только для себя. Вжиться в роль и очень сопереживать герою непобывав в подобной ситуации. Вообщем мне очень нравится ваша мысль. Я немогу точнее передать что зацепило меня при прочтении. Меня по подростковому периоду и на учебе в университете спасало то что можно было писать о волнующих меня вещах просто для себя и лелеять мечту о том, что вот, когда то мир узнает о моих сочинениях. Но это осталось в моем воображении. Может это от того что друзей и просто людей по интересу было мало в моей жизни. Хочется верить что я понимаю о чем вы ведете речь. Было приятно прочесть ваши мысли, пусть мне нехватило слов обьяснить вам то о чем я думаю. Спасибо огромное.
Эээ нечаянно на сердечко палец нажал. Честно и в мыслях небыло. А обратно убрать немогу. Вы уж простите. Удалите если можно. Нечаянно вышло
Проходил мимо,
Здравствуйте! )
Если это важно, то мне тридцать пять ) Так что, если считать, что что-то я пробовал писать лет с десяти, то выходит, что большую часть жизни я пишу ) Правда, далеко не все дошло до читателей - да это, скорее всего, и не нужно.

лелеять мечту о том, что вот, когда то мир узнает о моих сочинениях
О да, знакомо ) Правда, давно уже на это не рассчитываю - я теперь точно знаю, что пишу то, что никогда популярным не будет - а значит, ни малейшего интереса для издателей я не представляю.


Спасибо Вам за отзыв! Приятно знать, что твои чувства понимают и даже где-то разделяют )
А сердечко пусть стоит - я и еще одно добавлю ;-)
закончилась (по крайней мере, для меня) эпоха тематических форумов со своей небольшой, но благодарной аудиторией
Сын Дракона, для меня она, кажется, тоже закончилась. Той активности, которая там была раньше, сейчас уже нет.
Дракуловед,
Меня там очень давно не было - лет десять или что-то около того, плюс-минус...
Я теоретически знал, что они еще существуют, но они уже стали проходить мимо меня...
знал, что они еще существуют, но они уже стали проходить мимо меня...
Сын Дракона, я с удивлением думаю о том, что ещё года два назад ситуация на таком форуме, где я обитала, была иной. Казалось, что форум будет жить вечно. И вот прошла пара лет, и как всё изменилось! А уж как этот форум бурлил 5 лет назад! А ведь уже тогда шли разговоры о том, что форумы умирают и т.д.
5 лет назад на форуме, где я обитала, никто не верил в умирание форумов))

А вообще всё, что вы говорите про отклик аудитории как фактор мотивации автора, я очень хорошо понимаю. Но меня такой отклик мотивировал не сочинять тексты, а изучать канон. Фикшен у меня пишется просто потому, что это из меня прёт и я не могу остановиться. А вот изучать канон без мотивации со стороны было бы сложнее. Это очень вдохновляет, когда переводишь источник и понимаешь, что "творимое тобой кому-то нужно"))

И вот теперь форум практически заглох, поэтому и изучение канона идёт по пути наименьшего сопротивления. Сложными переводами как-то больше не занимаюсь, а езжу в приятные путешествия по местам, упомянутым в каноне, и делаю фоточки.
Дракуловед,
Занятно, у меня как раз наоборот: для погружения в канон и изучения его деталей мне стимул не нужен. Мне нравится закапываться туда просто ради процесса. А вот для того, чтобы поделиться переосмысленной и обдуманной версией, мне стимул необходим. Потому что без аудитории мне нет нужды ее записывать: облекать в слова и оформлять текст. Я придумываю истории образами - для меня это что-то вроде того же спектакля или пусть даже кино. И для того, чтобы пересказать это все, мне нужно приложить силы. А если оно никому не надо, то зачем мне напрягаться? Ведь я-то свое "кино" могу посмотреть в любой момент, да еще и с вариациями ))))

А про форум - печально ( Всегда грустно, когда распадается сложившийся коллектив и тает приятная атмосфера (
без аудитории мне нет нужды ее записывать: облекать в слова и оформлять текст
Сын Дракона, мне как раз есть нужда, потому что если не записывать, то отдельные диалоги и абзацы так и будут крутиться в голове, не давая сочинить ничего нового, даже если это конкретное "кино" уже надоело. Чтобы освободить голову, нужно записывать. И тогда само собой начинает сниматься новое "кино".

А зарыться в канон, конечно же, приятно, но когда картина в общем и целом ясна, то пара новых деталей из канона её уже не меняет. А фикшен-то при этом сочиняется. И он требует времени. Вот почему то время, которое можно было бы потратить на поиск ещё пары каноничных деталей, я всё чаще отдаю фикшену, ведь время — ограниченный ресурс. В сутках всего 24 часа, из которых хотя бы шесть надо тратить на сон и ещё пару часов — на другой релакс. А ещё есть дела всякие, работа.

Так что если я перестаю видеть вокруг себя людей, которым важна пара новых деталей из канона, то всё чаще занимаюсь фикшеном.

и тает приятная атмосфера (
Вот очень точное слово. Она именно тает.
Дракуловед,
Ну вот просто разный подход. У меня-то ничего не застревает... А если и застревает, то это такие моменты, которые я готов пересматривать годами и десятилетиями
К тому же, как я и писал, самих идей у меня не очень много - поэтому я их лелею, люблю их детально разбирать и разглядывать с каждой стороны. И без выхода "наружу" я так и буду эти несколько идей крутить во все углубляемом и углубляемом формате )

Но Ваш подход я тоже понимаю.
самих идей у меня не очень много - поэтому я их лелею, люблю их детально разбирать и разглядывать с каждой стороны
Сын Дракона, понимаю.
Но если пишешь по одной теме, то нередко бывает, что новая идея это просто более проработанная старая. То есть персонаж, который в одном тексте был у меня второстепенным, в другом тексте становится главным. Просто потому что выясняется, что этому персонажу есть, о чём поведать читателям.
Страницы: 1 2 следующая →

Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)