Автор: одна Кисонька

7 советов двум типам писателей

Узнала я на англоязычных блогах новую для себя классификацию пишущих людей: те, кто идут от плана и/или сюжета, и те, кто пишут просто по вдохновению. Считается, что большинство писателей принадлежит к последнему типу. Есть также те, которые находят в себе признаки обоих типов, но таких людей очень мало.

Как всегда, у каждого подхода есть плюсы и минусы.

скрытый текстПисать по сюжету

Плюсы: прежде чем автор приступит к написанию, он уже знает, как начнется и чем закончится эта история. Это, в свою очередь, помогает преодолеть писательский блок (когда автор не знает, что писать дальше). Также, по наблюдениям, «сюжетники» пишут свои произведения несколько быстрее: они реже переделывают сцены, реже изменяют что-то в процессе, реже редактируют, им проще продвигаться вперед, потому что они знают, что дальше произойдет.

Минусы: строгое следование плану тоже не фунт изюму. Например, некоторые сцены все-таки требуют переписывания — а для «сюжетников» это часто означает переделывание всей сюжетной линейки. Кроме того, у многих «сюжетников» наблюдается любопытный психологический феномен: история, расписанная от начала и до конца, даже не в виде произведения, а просто в кратком изложении, воспринимается как «прожитая», и автор сразу теряет к ней интерес. В каком-то смысле «сюжетникам» интересно писать только тогда, когда в их истории все еще таятся для них сюрпризы.

Писать по вдохновению

Плюсы: большая гибкость. Такие авторы могут повернуть свое произведение абсолютно в любую сторону. Не нравится, куда идут отношения главных героев? Пусть расстанутся. Не нравится тебе персонаж? Да убей его. Все произведение герой проповедовал религию, а тут в финале стал атеистом? Неожиданный финал, круто.

Минусы: не имея понятия, куда идет история, очень легко застрять в середине. Или даже вообще в начале. Ну ок, ты написал начало истории. И че? Че сказать-то этим хотел? Куда твои герои теперь отправятся? Что скажут? Во что разовьется история? Ответов часто нет. Это большая беда таких авторов: начинаем с огоньком, задорно и живо, весь мир у твоих ног, но вот ты писал, писал, а дальше темнота и ты не знаешь, что было дальше.

Советы, которые мне понравились

В блогах про писательское мастерство в основном пишут, обращаясь ко второму типу авторов, потому что их намного больше. Как преодолеть писательский блок, как записывать идеи, как структурировать сюжет, как выделить основную линию и т.д. А мне лично нравятся те советы, которые могут применить оба типа. Не насиловать себя, признавать свои особенности — но при этом, по возможности, перенять какие-то плюсы и сильные стороны «противоположного лагеря».

1. Подготовительная работа

— Прежде чем приступить к написанию, обрисовать сюжет. Или, по крайней мере, основную арку. Подробно или кратко, сумбурно или ясно, вперед на три главы или на тридцать, как получится. Но все-таки обрисовать. Это позволит держать идею в голове и поможет справиться с писательским блоком. Особенно это важно для текстов большого формата: рассказ или зарисовку можно написать и на вдохновении, но если по замыслу явно что-то большее, то на одной гибкости не уедешь.

Необязательно расписывать на много страниц. Например, вот что написал Фитцджеральд про «Великого Гэтсби»: «В Нью-Йорке, в двадцатые годы, ветеран войны Ник Каррауэй снимает дом по соседству с загадочным миллионером Джеем Гэтсби. Каррауэй попадает в окружение Гэтсби, постепенно выясняя скандальные секреты, которые ведут к трагедии». Вот так. Всего два предложения.

Но если вы совершенно ни слова не можете сказать о сюжете, возможно, истории там вообще нет и писать ее незачем.

— Заполнить анкету персонажей. Или даже провести с ними своеобразное интервью. И здесь не имеется в виду цвет волос или образование, это скучно и никому не интересно. Что движет героем, какая у него мотивация? Какие идеи находят в нем отклик? На что он согласится, а от чего решительно откажется? Какие у него ценности, идеи? Во что он верит? Что для него важнее всего в жизни? Когда персонаж А встретит персонажа Б, как это повлияет на него? Кого он любит, а кого еле терпит и почему? Какой у него психологический тип и т.д. Смотрите внутрь. Это поможет вам придерживаться характеров и придаст еще большую правдоподобность.

— Основная идея. Это, пожалуй, самое важное. Ради чего вы вообще взялись за эту историю? Что именно вас цепляет в ней? Что вы хотите донести? Если бы из всего произведения ваш идеальный читатель вынес ровно одну мысль, или эмоцию, или идею, то какая бы она была?

Потом, когда вы обнаружите себя в середине процесса, и у вас начнется ступор, или кончится вдохновение, или Критик начнет задалбывать вопросами «зачем тебе это все» — напоминание об основной идее, которая вас цепляет, вернет вас в нужную струю.

2. Продуктивность

Тут ничего нового не скажу. Чтобы текст был написан, его надо писать. И тут фишка даже не в том, чтобы каждый день выдавать какое-то нужное количество знаков, а в регулярности. Пусть это будут всего 2 абзаца, но пусть это будут 2 абзаца каждый день. Так, потихоньку, допишете.

И понизьте планку, если нужно. Многие авторы переоценивают тот объем знаков, который могут выдавать каждый день, им кажется, что тысяча слов получится у них с полпинка, и, когда эта «норма» не выполняется, многие расстраиваются и опускают руки (привет, внутренний Критик!). И забудьте про «норму» в 1700 слов, распространенную во всяких NaNoWriMo, наблюдения показывают, что такой объем каждый день выдавать мало кому под силу.

Лучше всего какое-то время понаблюдать за собой, записывать, сколько получилось написать каждый день — и определить настоящую среднюю «норму». На нее и ориентироваться.

Завышенные ожидания — путь к расстройству и демотивации, а реальные цели — путь к радости и продуктивности.

3. Мини-саммари

Приступая к новой главе, опишите в 2-3 предложениях, о чем она. Так убивается несколько зайцев. Во-первых, когда знаешь, о чем писать, писать проще и быстрее. Во-вторых, так сохраняется линия повествования: когда концентрируешься на сюжете, вспоминаешь, что было в предыдущих частях — значит, яснее видна связь с предыдущими главами, и яснее видно, куда идти дальше. В-третьих, уже на этапе мини-саммари у вас могут появиться идеи плоттвиста. И лучше его продумать прежде, чем он неожиданно выскочит из текста.

Обратите внимание, что предлагается описывать не весь сюжет целиком (что для авторов, пишущих по вдохновению, часто невозможно), а всего лишь главу. Это может каждый.

4. Слона по кускам


Если вы пишете текст большого формата (повесть или роман), то опыт показывает, что лучше его писать не до финала, а до следующей части. Потому что большие объемы пугают. Вы можете начинать резво и бодро, но в какой-то момент вы подсчитаете объем уже написанного, поймете, что это всего лишь вступление или завязка, а впереди еще дофига. Это может сильно демотивировать или внушить страх.

Но можно декомпозировать цель. Задачу «написать книгу» превратить в задачу «написать вступление» или даже «написать главу». Глава — это нормально и нестрашно. Главу — можно.

Поэтому, если у вас большой текст, то хорошим советом будет заранее разбить его на какие-то логические части. Для начала прикиньте хотя бы примерно объем будущей книги. Ну, например, 300 страниц. Теперь разделите его на большие куски. Например, можно разделить по классической схеме: завязка, развитие сюжета, кульминация, финал. Тогда на завязку, кульминацию и финал уйдет примерно по 10% материала (по 30 страниц), а остальные (210 страниц) — это развитие сюжета. Его тоже можно поделить на логические куски.

Или, например, можно разделить произведение по месту действия. Или по времени действия. Или по количеству плоттвистов или других важных краеугольных камней сюжета. «Сюжетники» могут сразу поделить по главам.

Определив примерно размер текущей части, сосредоточьтесь пока именно на ней.

Идея в том, что у вас должна быть задача написать какой-то объективно посильный кусок работ. Осилив текущий кусок, обязательно это отпразднуйте! Вы молодец.

5. Записывайте идеи


В процессе написания даже «сюжетники» ловят себя на том, что хотят что-то добавить в еще не написанные части. Приходят новые идеи, незапланированные плоттвисты, являются какие-то куски диалогов, приходят детали сцен, и даже новые персонажи.

Опыт показывает, что, когда это является, нам кажется, что мы это никого не забудем, но на самом деле забываем очень быстро. Так что записывайте.

6. Подстелите соломы

Какие сложности с написанием текста вы предвидите уже сейчас? Запишите. Это может быть недостаток знаний, или ваши страхи и опасения, или недостаток каких-то ресурсов. Например, у вас фэнтези, но вы совершенно не разбираетесь в оружии и доспехах. Или, например, ваша главная линия — романтическая, но вы боитесь, что не сумеете достоверно ее отобразить, потому что ваши личные отношения всегда заканчивались плохо. Или, например, у вас маленький ребенок, требующий внимания, и вы боитесь, что не сможете писать регулярно и в большом объеме. Или боитесь, что начнете, но бросите на полпути.

Записав препятствия, подумайте, как бы их можно было избежать или минимизировать. Не знаете про доспехи? Погуглите в Интернете форумы реконструкторов, купите книжки, посмотрите историческое кино. Боитесь, что бросите? Можно попросить читателей или друзей дать обратную связь, это часто помогает вдохнуть вторую жизнь. Или заведите себе писателя-бадди, который тоже будет писать, и вы будете подбадривать друг друга. Ну и так далее.

Конечно, вы не сможете предусмотреть все. Но когда у вас есть план по преодолению препятствий, справляться с ними становится проще.

7. Пишите пьяным, редактируйте трезвым

Не смешивайте писательство и редактуру, это два совершенно разных процесса (за них даже отвечают два разных отдела мозга). Пишите как пишется, даже если вы знаете, что это слово сюда не подходит, или образ неудачный, или вот тут нужен поворот сюжета, а он не придумывается никак. Просто пишите. Когда напишете, отложите в сторону и вернитесь через какое-то время (обычно советуют месяц, но не всем удается). И вот тогда уже правьте текст, придумывайте более красивые обороты, удаляйте или прибавляйте строки, добавляйте запахи, погоду, усиливайте впечатление и все такое прочее.

Многие писатели, даже сочиняя в потоке, часто останавливаются, поймав себя на том, что употребили не особо удачное слово. И, вместо того чтобы идти дальше, начинают придумывать что-то получше, и это прекращает творческий процесс. Не надо. Выделите это слово другим шрифтом, чтобы потом к нему вернуться. А сейчас — пишите дальше.

Вы не должны писать сразу гладко и идеально. Позвольте себе побыть плохим. Плохой текст можно потом выправить. А вот историю уже можно и не рассказать.

Отсюда
7

Комментарии

Что-то мне подсказывает, что хотя большинство писателей принадлежит ко второму типу, но большинство писателей, которые публикуются и известны, принадлежат к первому.
В тексте должны быть идея и композиция. Чтобы по вдохновению, без плана, создавать текст сразу с хорошей композицией, нужно быть автором сотого левела.
А советы хорошие
Виэль Эзис, да, я согласна. Сама много лет писала на одном только вдохновении, но с обретением опыта все равно пришла к идее, что писать легче по плану.
— Прежде чем приступить к написанию, обрисовать сюжет. Или, по крайней мере, основную арку. Подробно или кратко, сумбурно или ясно, вперед на три главы или на тридцать, как получится. Но все-таки обрисовать. Это позволит держать идею в голове и поможет справиться с писательским блоком. Особенно это важно для текстов большого формата: рассказ или зарисовку можно написать и на вдохновении, но если по замыслу явно что-то большее, то на одной гибкости не уедешь.

Вспомнилось тут, у ряда писателей прошлых веков перед каждой главой что-то вроде краткого изложения почти газетными заголовками.
Например, из "Ледяного ада" Буссенара
Ужасный контраст.– Таинственное письмо.– Шантаж.– 50 тысяч франков или смерть.– Полицейский агент.– Княгиня ожидает.– Потерянная нить.– Дьявольская ловкость.– Лошадь без всадника.– Последняя угроза.– Зарезанный человек.– Красная звезда.– Самоубийство.
Lovisa, очень, кстати, помогает в работе такая штука. У меня перед каждой главой есть, если текст большой. Только в окончательный вариант не попадает.

Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)