Автор: Шано

* * *

Оригинал взят у в Цена демократии

Эксплуатация рабского в прямом смысле слова труда позволял афинянам не обременять себя тяготами и лишениями, а наслаждаться участием в управлении обществом.

 

В основе становления демократии древних Афин лежал труд тысяч рабов, которые давали их владельцам возможность полноценно участвовать в политической жизни.

 

Афинский акрополь

 

Для многих людей классический период древнегреческой истории был идиллическим временем — это была эпоха, когда возводились храмы на Акрополе, создавались анатомически правильные статуи, и самые первые научные теории. Это была эпоха, в которой древние афиняне создали новую систему управления — демократию. А вот на чем она основывалась? Об этом сейчас и пойдет наш рассказ.

 

Демократия не для всех

 

Начнем с того, что афинская демократия не распространялась на всех — вовсе нет. Рабы, которых было очень много, не имели никаких политических прав. Афинские женщины — тоже. Многие иностранцы (их называли метеками), проживавшие и работавшие в Афинах, также не являлись гражданами. Историки подсчитали, что только около 30,000 афинян из 300,000 населения города (всего лишь 10 процентов), имели право голоса, а все остальные никакого участия в государственном управлении не принимали! Когда в 447 г. до н. э. Перикл предложил начать реконструкцию храмов на Акрополе после их разрушения персами, именно рабами была выполнена большая часть строительных работ. [MORE=читать дальше]Интересно, что греческий историк Ксенофонт однажды даже написал, что в идеальной семье мужчина должен спать со своей женой, а не со своим рабом. Выступал он и против того, чтобы бунтующие рабы могли иметь детей, так как их потомство, по его мнению, должно быть ещё хуже, чем их родители!

 

Рабы освободили хозяев от забот

 

Реальная демократия в Афинах не была установлена​​, до тех пор, пока в 507 до н. э., там не были проведены реформы Клисфена. Он разделил тамошнее население не по богатству или статусу, а в соответствии с тем местом, где оно проживало. Таким образом, получилось нечто вроде современных избирательных округов. Решения, касающиеся важных внешних и внутренних вопросов, в конечном итоге принимались Экклесией или общим собранием граждан, которое созывалось 40 раз в год и требовало, по меньшей мере, присутствие 6,000 граждан для того, чтобы решать те или иные дела связанные с государственным управлением.

 

Помимо собраний граждан, было очень много всевозможных советов и собраний для принятия решений по вопросам правосудия и права, управления армией, флотом, религиозными учреждениями и другими важными элементами общества. Одна только Судебная палата (Дикастерий) собиралась 200 раз за год.

 

В Афинах каждый гражданин мог участвовать в управлении государством. Но для тех, кому приходилось этим заниматься, а потом ещё и работать у себя в доме, демократический процесс был утомительным и трудоемким. Решить данную проблему было нетрудно — приобрести побольше рабов и… переложить все труды на них! Поэтому в Афинах дети рабов автоматически становились рабами, даже в тех случаях, когда их отцом являлся сам рабовладелец. Однако долгового рабства в Афинах не существовало, так как оно было отменено в 594 г. до н. э. реформами Солона, запретившего продавать коренных афинян в рабство за долги. Для самих афинян это стало большим облегчением.

 

Колонии — источники рабов

 

Греки считали себя цивилизованным островом, который море защищает от варваров. Они чувствовали свое превосходство над людьми из других районов Средиземного и Черного морей. Однако там был товар, в котором греки очень нуждались — рабы. Именно спрос на дешевый рабский труд стал хорошим стимулом к созданию колоний, которые могли бы быть использованы в качестве ступеньки для войн, экспедиций или торговли, направленных на приобретение рабов.

 

Рабов покупали или обменивали на греческие ткани или вино — товары, обладание которыми в то время, по словам историка Страбона, ассоциировалось с цивилизованным образом жизни. Предметы роскоши, импортируемые из Греции, шли местной знати, которая без колебаний продавала своих собственных бедных граждан в рабство грекам, лишь бы только получить от них желаемые изделия и напитки. При этом «рабы-иностранцы», которых покупали за пределами Греции, обычно находились в самом низу рабской иерархии и работали на добыче серебра в рудниках Лавриона. Добыча серебра началась там в 483 г. до н. э. а поскольку в Греции из него чеканили монеты оно и легло в основу всего благосостояния афинян!

 

Богатство Афин было построено на… детском труде?!

 

Итак, богатство Афин во многом было основано на серебре, которое рабы добывали в рудниках Лавриона, расположенного примерно в 40 км к юго-востоку от города. Древние историки считали, что шахтерами там были мужчины, но современные историки все больше и больше склоняются к точке зрения, что там очень широко использовался труд детей, так как они свободнее, чем взрослые, перемещаться могли по узким туннелям подземных выработок.

 

Раскопки могил возле шахт, похоже, подтверждают эту гипотезу: на основе находок в захоронениях и надписях на камнях выяснилось, что в двадцати процентах из них находятся скелеты детей. Конечно, можно предполагать, что рабы там жили вместе с семьями и детские могилы это итог обыкновенной детской смертности. Однако высокая детская смертность не объясняет такого большого процента детских могил, к тому же дети в Лаврионских погребениях были намного старше, чем похороненные в других местах, где не было захоронений рабов. Археологи считают это весомым показателем того, что они использовались на работе в рудниках и, достигнув определенного возраста, просто погибали от непосильного труда. До нас дошли также греческие вазы, на которых изображен труд горняков Лавриона и на них также рядом с большими фигурками присутствуют также и очень маленькие и, скорее всего, это именно дети! Так что все эти прекрасные статуи афинских мастеров, прелестная керамика и впечатляющая нас даже сегодня архитектура Парфенона — все, все это было оплачено тяжким трудом детей-горняков, принадлежавших к рабскому сословию!

 

Афинская драхма

 

Владение рабами — дело привычное!

 

Большинство афинских семей имели рабов. Даже у самых бедных свободных граждан был, по крайней мере, один раб. Такой большой спрос на них, порожденный демократическими реформами, не мог быть удовлетворен притоком военнопленных или естественным приростом численности рабов, поэтому афиняне стали приобретать их, покупая на рынке. Цены варьировали в зависимости от возраста, пола и здоровья. Самые дорогие рабы стоили один талант, равный 6,000 драхм. Большинство из них были дешевле, однако, цена на них не опускалась меньше 200 драхм притом, что аттическая серебряная драхма имела вес 4.32 г серебра, хотя дети и стоили намного дешевле взрослых.

 

На рынках рабы были выставлены как скот. Часто рабы-мужчины стояли голые на подиуме, чтобы покупатели могли увидеть их с разных сторон. Раба могли заставить выполнить несколько упражнений, чтобы выявить какие-либо нарушения физического состояния. Если он прятал недостатки или другие серьезные дефекты, а покупатель замечал это, то сделка могла быть аннулирована.

 

Однако рабы в Афинах не были абсолютно бесправными существами. Они не могли быть убиты без наказания для убийцы, поскольку боги могли рассердиться не только на убийцу, но и на все общество. В остальном же владелец имел право делать со своими рабами все, что он захочет.

 

Иногда рабы бунтовали или пускались в бегство, что влекло за собой такое наказание, как порка. Но, ввозя рабов из разных регионов, владелец мог уменьшить риск того, что они сговорятся и восстанут, так как все они говорили на разных языках. Так в 414 г. до н. э. в одном из реестров из 35 зарегистрированных в нем рабов 12 были из разных мест.

 

Свободу рабам!

 

Хотя большинство рабов умирали в плену, рабство в Афинах было не обязательно пожизненным. Рабы могли быть освобождены своими владельцами из милосердия, или когда они становились слишком старыми, чтобы работать. Это обычно происходило, когда владелец был уже сам на смертном одре.

 

Некоторые рабы, особенно ремесленники, могли сэкономить деньги и таким образом купить свою свободу. Этот процесс часто являлся судебным делом, в котором раб должен был доказать, что он имеет право выкупить свою свободу. Стоимость обращения в суд была высокой — около четырех-пяти лет доходов. Но было и преимущество — освобождение регистрировалось, что играло важную роль в обществе без личных записей. Рабы могли также помочь друг другу получить свободу через эранос — вид кредитного сообщества, в котором рабы могли объединять свои деньги, а потом забирать их обратно. Освобожденные рабы часто продолжали вносить вклад в эранос, чтобы помочь освободиться и другим рабам.

 

[/MORE]

Комментарии


Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)