Автор: Шано

* * *

14.05.2013 в 11:44

Пишет [J]Dara-Valevski[/J]:

 

 

Пиво в средние века.

 

 

Грюйт (или иногда его еще называют грют, grut) в основном представлял собой комбинацию трех трав, обладающих наркотическими свойствами от слабых до умеренных: восковницы обыкновенной (он же восковник обыкновенный, он же мирт болотный), sweet gale, bog myrtle (Myrica gale), тысячелистника, yarrow (Achillea millefolium), и багульника болотного, wild rosemary или marsh rosemary (Ledum palustre). Грюйт имел небольшие отличия, каждый производитель дополнительно добавлял в него травы, чтобы получить уникальные вкус, аромат и свойства. Среди этих дополнительных трав были ягоды можжевельника, имбирь, семя тмина, анисовое семя, мускатный орех и корица (большинство из которых сами по себе обладали психотропными свойствами).5 Точная рецептура каждого отдельно взятого грюйта была запатентована, как у Кока-колы, и являлась строго охраняемым секретом.

 

Важно помнить свойства грюйт эля: при потреблении в достаточном количестве он сильно опьяняет – он обладает свойствами наркотического, афродизиакального и психотропного средства. Грюйт эль стимулирует ум, вызывает эйфорию и усиливает половое влечение. А пришедший ему на смену охмеленный эль это совсем другое. Он обладает свойствами успокоительного и анафродизиака. Другими словами, он погружает пьющего в сон и ослабляет половое влечение. В связи с тем, что эти два столь радикально отличающихся напитка были приняты за стандарт при производстве эля и пива, возникает вопрос, почему столь значительная перемена произошла за такой исторически короткий промежуток времени. Грюйт эль являлся европейским элем в течение, по крайней мере, 700 лет, аналогичная картина складывается сегодня в мире с охмеленным элем и пивом. Хмель просто был одним из многих растений, которые могли применяться или же просто были неизвестны местным пивоварам, и он является довольно недавним нововведением.

 

[MORE=читать дальше]Как замечает Мод Грив (Maud Grieve):

 

"Хмель, кажется, стали использовать на пивоварнях Нидерландов с начала четырнадцатого столетия. В Англии же в составе пива он стал использоваться лишь спустя примерно два столетия. Жидкость, полученная из сбродившего солода, являлась любимым напитком наших саксонских и датских предков. Питьё это называлось элем… и его варили либо из одного только солода, либо из смеси последнего с мёдом, и его сдабривали головками вереска, собачьей мятой (будрой) и различными другими горькими и ароматическими травами, такими как майоран, вахта, полынь, тысячелистник, дубровник (Woodsage или Germander) и ракитник.

 

Хмель, когда его стали предлагать использовать в качестве основной добавки к пиву, что в Германии, что Англии, вызвал отчаянное сопротивление. Те, у кого была монополия на производство грюйта в Германии и на производство чистого эля в Англии, боролись против введения хмеля путем выпуска законодательных актов, вводились пошлины, против него выступали практикующие врачи того времени, издавались церковные эдикты. Борьба насчет того, какие из компонентов дозволялось использовать в эле, продолжалась около 200 лет, принимая самые неистовые формы. Небезынтересно, что эта борьба происходила одновременно с протестантской Реформацией. Свидетельства обвинений против использования хмеля со стороны влиятельных кругов все еще сохранились в правительственных документах Англии и Германии.

 

Пивовары в Англии сетовали мэру Лондона на хмель и отмечали, что это было «лживое и вредоносное явление, состоявшее в варении эля в упомянутом граде за последнее время [кое] состояло в помещении хмеля и прочих вещей в упомянутый эль, вопреки благой и здравой манере варения эля используемой со стародавних времен…. Сим просим Вашу Светлость воспретить помещение в эль всякого хмеля, трав или других прочих вещей, исключая лишь воду, солод и дрожжи."

 

Что касается Германии, Джон Арнольд (?) отмечает:

 

"Не только производство, но также и импорт охмеленного пива во владения кёльнского архиепископства, были строго запрещены различными указами, и нарушение грозило серьезными штрафами. Причина этого была двоякой. Во-первых, производство грюйта являлось привилегией, используемой или предоставляемой архиепископом и епископами, а, следовательно, являлось для них источником значительных доходов, настоящей монополией церкви. Во-вторых, «грюйт» содержал в себе травы и пряности, отвечая вкусам того времени (и последующих столетий), его состав являлся тайной для простых людей, и в любом случае был профессиональным секретом привилегированных производителей. Над этой привилегией теперь нависла очень серьезная угроза в виде хмеля и охмеленного пива, которые стали появляться из разных мест.

 

…В связи с вышеупомянутыми причинами то, как решительно архиепископы выступили против введения охмеленного пива [можно видеть] по декрету от 17 апреля 1381 г., выпущенному архиепископом Кёльна Фредериком, во имя поддержания монополии грюйта, согласно которой не только пивоварам, но также и духовенству, военным и гражданским лицам, фактически, всем, кто бы пожелал варить пиво, было предписано покупать грюйт в специальных епископальных грюйт-цехах; кроме того, импорт „охмеленного пива“ из Вестфалии был запрещен, как и производство такого пива в самом Кельне под страхом очень строгих штрафов, которые могла налагать Церковь.

 

Хмель, до этого времени, был просто одним из растений, все время использовавшихся при производстве пива - самое раннее упоминание о его применении, вероятно, было обнаружено в книге Physica Sacra, автором которой является Hildegard Bingen (1098-1179). Однако хмель никоим образом не был принят в качестве исключительной травы, применяемой при производстве пива. Несмотря на такие декреты, как кёльнский, и петиции лондонских пивоваров, нападки на грюйт и чистый эль продолжались, и охмеленный эль стал медленно вытеснять грюйт эль (или соответственно чистый солодовый эль в Англии). Хмель в конце концов завоевал господство в Германии, почти одновременно с тем, как Мартин Лютер был изгнан из лона католической церкви в 1520 г. Вряд ли это является простым совпадением.

 

Одним из аргументов протестантов против католического духовенства (и на самом деле против самого католицизма) было сибаритство католиков: в пище, напитках и расточительном образе жизни. Такое поведение, на самом деле считалось очень нехристоподобным. И именно эта религиозная нетерпимость протестантов к потворству католиков своим желаниям и положила начало движению трезвенников (temperance movement). (И оно, конечно, не ограничилось одними лишь нападками на грюйт эль, не останавливаясь, к двадцатому веку оно уже вовлекло и сам эль, и любые виды психотропных или опьяняющих растений и напитков.) К протестантским реформистам присоединились торговцы и конкуренты из числа членов королевской семьи, желавшие разрушить финансовую монополию церкви. В конечном счете, в результате этого была прервана тысячелетняя традиция приготовления в Европе травяного пива, а пиво и эль были ограничены узкими производственными рамками – охмеленным элем или тем, что мы сегодня называем пивом. Большинство авторов, пишущих на тему истории пивоварения, настаивает на том, что это случилось только потому (и это то по прошествии около 10 000 лет), что наши предки вдруг случайно обнаружили, что хмель обладает достаточными антисептическими свойствами, чтобы действительно защитить пиво от порчи. Наши предки по жизни не были ни слепыми, ни настолько узколобыми. Да, хмель предотвращает порчу пива, однако и многие другие травы обладают сильными антибактериальными свойствами и способны помочь пиву «сохраниться».

 

Многие из этих трав повсеместно использовались в пиве, например полынь и можжевельник. Но хмель обладает двумя особенностями, значительно отличающими его от тех трав, которые он заменил. Он них пьющего клонит в сон, и у него снижается половое влечение – это происходит совсем по-иному, чем от других трав, которые использовались в пивоварении, и особенно в производстве грюйта. Тысячелистник, восковник и багульник при использовании их в эле сильно опьяняют и возбуждают, на порядок сильнее по сравнению с их отдельно взятым действием вне напитков брожения. Литература того времени, обозначая «проблемы», связанные с травами для грюйта, противоречит современным историкам пивоварения и является по сути одним из первых зафиксированных документов по борьбе с наркотиками. Законы, принятые в итоге в промежутке с шестнадцатого по восемнадцатый век, на самом деле являлись первыми исторически зафиксированными законами по контролю за наркотиками. Например, норвежский историк пивоварения, Одд Нордланд, свидетельствует:

 

В то время, когда декретом от 1667 г. в Норвегии предписывалось увеличить площади под выращивание хмеля, власти в континентальной Европе вообще пытались отменить использование грюта и восковницы в пивоварении. Местные законы Баварии, в 1533 и 1616 гг., налагали серьезные штрафы на любого, кто варит пиво с использованием трав и семян, обычно не используемых для варки пива. Подобные же законы были приняты, например, в Голштинии (Holstein) в 1623 г., и здесь [в Норвегии] Post (восковница) была строго запрещена вместе с другим «нездоровым сырьем». Уже в 1723 г. законы Брауншвейг-Люнебурга (Brunswick-Luneburg) объявили наказуемым для пивовара преступлением иметь в доме опасный Post [багульник болотный], или другие травы, придающие опасную крепость элю. Отмечается, что, несмотря на ранее данные предупреждения, эта практика продолжилась к опасности для жизни и здоровья подданных Его Величества.10

 

Исторические факты ясно показывают, что вытеснение хмелем других трав было, прежде всего, отражением раздражения протестантов против «наркотиков» и католической церкви совместно с торговцами-конкурентами, пытающимися разрушить монополию и таким образом увеличить собственные прибыли. Побуждения эти носили религиозный и коммерческий характер. Причины эти, не многим отличаются от тех, по которым в двадцатом веке в Соединенных Штатах была объявлена вне закона марихуана.

 

Для торговцев сильный побудительный мотив разрушить монополию грюйта можно проследить в законодательстве того времени, касающегося производства элей. Налог на грюйт существовал дополнительно к налогам на эль, который из него же потом и варили. «Налог на грюйт существовал независимо от налога на эль. Все, кто сами варили эль, были обязаны заплатить налог на грюйт за грюйт приобретенный в грюйт-цехах, и в то же время пивовары должны были кроме этого заплатить узаконенный налог на эль, акцизный сбор.»11 А производители грюйта при этом являлись монополистами. Во многих областях Европы во время Средневековья те, кто варил пиво на коммерческой основе, должны были использовать в своем эле грюйт, и они должны были покупать его у лицензированных производителей грюйта.

 

Борьба против хмеля, тем не менее, продолжалась долго. Она началась примерно в 1250 г. и продолжилась еще и в семнадцатом веке, в общем около 400 лет. Вплоть до шестнадцатого века во многих частях Германии существовали запреты на использование хмеля, а в Англии считалось незаконным даже выращивать хмель вплоть до издания парламентского акта 1554 г. Но, несмотря на наступившее господство хмеля, грюйт исчез не полностью. Пивовары в «Бремене продолжали использовать грюйт так же как и хмель вплоть до начала восемнадцатого века, когда полицейский мандат (1718 г.) выдал предписание, чтобы «никто из пивоваров не должен был брать на себя обязательство приобретать такие травы [багульник и т.д.], не имеет значения под каким предлогом.»12 Постепенно травы, используемые в грюйт эле, вышли из коммерческого употребления и попали в руки домашних и мелких деревенских пивоваров. Дольше всего эта традиция продержалась в местах наиболее удаленных от мэйнстрима, таких как Исландия и сельская Норвегия. Но и ей не суждено было долго продлиться; ряд исследователей отмечает, что сильное протестантское движение трезвенников в середине двадцатого века почти покончило с деревенским и домашним пивоварением в сельской Норвегии.

 

 

[/MORE]

 

 

URL записи

Комментарии


Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)