Автор: Шано

* * *

Оригинал взят у в Кстати о птичках

написал, что горя Скопус - это гора Смотрящих. Я тут же решила, что скопа (ястреб-рыболов) прозвана так за остроту зрения. И полезла проверять догадку. Оказалось это вряд ли. Зато нашла статью-список "ЗНАЧЕНИЕ И ЭТИМОЛОГИЯ НЕКОТОРЫХ РУССКИХ НАЗВАНИЙ ХИЩНЫХ ПТИЦ И СОВ ФАУНЫ РОССИИ"

 

 

ГРИФ - название относится к так называемым "книжным заимствованиям", то есть занесено в русский язык через литературу. Принято считать, что название происходит от латинского "gryps" и восходит к древнеиндийскому 'garutmant" - гриф (Фасмер, 1996). В восточной мифологии грифы считаются прообразом птицы гаруда. Считается также, что представленные в греческой мифологии грифоны - чудовищные мифические существа с орлиным клювом и телом льва - имеют своим прообразом грифов.

[MORE=читать дальше]На наш взгляд, подобные мнения не достаточно убедительны, так как существующие изображения "грифонов" не имеют общих, характерных черт с настоящими грифами. В то же время, характерной чертой всех грифов Старого Света является сравнительно тонкая, лишенная оперения и покрытая коротким пухом шея - резко контрастирующая с мощным телом и крупными крыльями птицы, а так же своеобразный воротник из перьев в основании шеи. Именно выступающая тонкая шея и "ожерелье" или "воротник" на ней являются наиболее яркими чертами и должны были, в восприятии древних людей, служить основой названия птиц. Скорее всего, название происходит от общеславянской основы "griva" с корнем *gr, а родственными ему являются такие слова, как "грива" в значении шея, общеславянское grivьna и русское "гривна" - украшение шеи, а так же древнее русское гърло, болгарское гърло, сербохорватское грло, словенское grlo - "шея, горло" и т. п., что и дало в результате греческое gruj - "гриф". Как указывает П. Я. Черных (1994), общеславянская основа восходит к индоевропейскому *guriua в значении "шея, пасть", близко по значению с древнеиндийским griva - "шея, затылок", и авестийским (Авеста) griva - "затылок". Отмечается так же близость общеславянской основы и образованных от нее слов с такими основами, как "жерло", "глотка", "поглощать", также указывающих на одну известную особенность грифов - при возможности, наедаться падали до потери возможности полета. Проглоченные птицами крупные кости подчас торчат из глотки.

Возможно так же, что семантически, как и фонетически, *gr сближается с праиндоевропейским корнем *kr, близким корню *or (er, ar) "garutmant" - и также имеющим смысл божественный, высокий - связанный с потусторонним миром, а кроме того - солнечный, огненный, жаркий. От этого корня в современных индоевропейских языках возникли слова, связанные, в частности, с погребальными обрядами, которые в ряде древних религий, например, в верованиях парсов, прямо связаны с птицами - хищниками и падальщиками. По этой причине корень *kr присутствует в названиях ворона и многих хищных птиц в ряде языков индоиранской семьи.

 

НЕЯСЫТЬ - название встречающееся и в древне-русском neyasit и в церковнославянском - не( )сыть, и считается книжным заимствованием из греческого. Несмотря на упоминание этого слова в церковнославянских текстах этимология его не ясна. Как считает Л. А. Булаховский (1948), оно образовано из отрицания "не", соединения "я" и слова "сыть" в значении "пища, еда". В этом варианте название понималось как "ненасытный, хищный" и сближалось с древним названием одного из порогов Днепра - Neasht (Фасмер, 1996). Синоним неясыть - прожорливый, по мнению этимологов, сохраняется и более позднее время. Словарь В. И. Даля (1882), представляя понимание слова во второй половине XIX в., указывает, что название обозначает: "птица баба // Видъ пугача, филина. // Сказочная, прожорливая, ненасытимая птица".

Однако, видимо, этимология этого названия несколько иная. Для понимания происхождения сова "неясыть", как названия сов рода Strix, важно отметить, что в лексиконах XIV-XVI веков, использовавших церковно-славянский язык, название относится к целому ряду птиц, в частности, к пеликану, ворону, филину, сове, ястребу. На наш взгляд, церковно-славянское не( )сыть, видимо, пришедшее из греческого (от - "sht") с библейскими текстами, следует понимать как "не пища, не съедобное" - животное, которое нельзя есть. На это указывает наличие в старославянском языке самостоятельных слов, таких как "сыть" - пища, "ясти" - есть, пожирать, церковно-славянского "ясти, яство" - есть, еда и т.п., которые в сочетании с отрицанием "не" могут иметь упомянутое значение. На существование запрета употребления в пищу разных "неясытей" прямо указывает Библия в книге "Левит":

11 Всякую птицу чистую ешьте.

12 Но сих не должно вам есть

из них: орла, грифа и морского орла,

13 И коршуна, и сокола, и кречета

с породою их;

14 И всякого ворона с породою его,

15 И страуса, и совы, и чайки и ястреба

с породою его,

16 И филина, и ибиса, и лебедя,

17 И пеликана, и сипа, и рыболова,

18 И цапли, и зуя с породою его,

и удода, и нетопыря.

Очевидно, с переходом к христианству, запрет на употребление в пищу тех или иных животных, зафиксировался в языке, как имя собственное, а позже, сохранившееся слово неясыть, т. е. не пища, стало именем собственным и закрепилось сначала за всеми совами, а позже перешло, как название, на сов рода Strix - Strix aluco - серую неясыть, Strix nebulosa - бородатую неясыть и других родственных птиц. И так, неясыть дословно "не еда".

 

СОВА - обобщающее название группы ночных хищных птиц, имеющих схожий облик, хотя и сильно различающихся размерами. Слово послужило основой названий отряда Совообразные - Strigiformes и семейства совиные - Strigidae, в состав которого входит 11 родов, представленные в фауне нашей страны 17 видами.

Известное в древнеславянском языке в варианте "sova" (Булаховский, 1948), оно, практически без изменений, присутствует в большинстве славянских языков: в украинском - сова, в сербохорватском - сова (сцва), в словенском - sуva, в чешском и словацком - sova, в польском - sowa, верхне и нижнелужицком - sowa, в полабском - sыwу, что указывает на значительную древность происхождения от общеславянской основы *sova, (Черных, 1994; Фасмер, 1996). В древнерусском языке слово отмечается с XI в. "сова" (Срезневский, 1893). Приводимая словарями этимология весьма запутанна и не всегда убедительна. На наш взгляд, интересно предлагаемое П. Я. Черных (1994) сближение основы *sova с индоевропейским звукоподражательным корнем *kдu (kгu), дающим литовское kaыkti - в значении "выть", "гудеть" (Черных, 1994), фонетически близкое с английским kow - корова, древненемецком hыwo - сова (Фасмер, 1996), которое, в свою очередь, сближают с латинским Bubo - "филин", от "bu", в значении "большой', "коровий" и с древнеиндийским Збvas - "сила", Збvi-thas - "самый сильный", авестским sava - "сильный, могущественный" (Фасмер, 1996). Возможно, изначально праформа *sova соответствовала именно самому сильному (крупному) "филину' и позже было перенесено на всю схожую морфологически группу.

Другой возможный путь образования названия связывает основу *sova с греческим Sojia - София (Софья) - мудрая. Общеизвестно, что в греческой мифологии Софья и сова были символом (олицетворением) мудрости и знания. Богиня Афина в знак мудрости именовалась "совоокой" и одним из ее символов была сова. Эти взгляды сохраняются и в ветхозаветной традиции, где понятие премудрости приобретает личностный облик: самораскрытие бога должно было принимать характер "лица" или "как бы лица" (Мифы народов мира, 2, 464, 1994) - сова с ее характерным лицевым диском постепенно превращается в антропоморфную Софию (читай Sjvia). В славянской традиции, в частности в литовской мифологии, среди высших божеств отмечается "Совий" - бог, связанный с потусторонним миром, гаданием и мудростью. Таким образом, название сова приобретает значение "мудрая".

 

ФИЛИН - название самой крупной совы Bubo bubo, все существующие варианты этимологии которого недостоверны (Фасмер, 1996). В русском языке название в варианте jelпn, среди названий сов засвидетельствовано книжно с XVII века, хотя в качестве прозвища "Кузьменко Филин" известно с 1491 г. (Черных, 1994). Наиболее интересным вариантом этимологии этого названия является гипотеза, предложенная в этимологическом словаре П. Я. Черных (1994) - от общеславянской основы *kviliti или *kvilмti, близкой к украинскому "хвиля, хвиль" в значении "вьюга, метель" (воющий ветер), "квилити" - жалобно кричать (о птицах), к чешскому - kvileti "завывать, выть". То есть, название возникло как звукоописательное, сравнивающее крик филинов с воем ветра, завыванием вьюги и т. п. "квилити, хвиля, филин". Позже корень "хвил" на русской почве перешел в "квил" и "фил".

На другой вариант возникновения наталкивает сравнительно позднее появление слова в русском языке, существование других названий, по Далю: "пугачъ", "дивъ", "сиринъ" и схожесть "jelпn" с латинским feles (felis) - "кошка" и felinus - "кошачий". Важно отметить, что В. И. Даль указывает в своем словаре: "ученые делят семью эту на совъ, сипух, пугачей, неясытей, филиновъ, сычей, канюкъ и сириновъ", то есть понятия "филин" и "пугачъ" ранее разделялись. Собственно виду Bubo bubo скорее всего, исконно соответствовало понятие "пугачъ". Это название встречается в других славянских языках (украинское "пугач", белорусское "пугач", польское puchacz, близки так же болгарское "бухал" и сербохорватское бу-ина. Значимо так же, что все эти названия, как и латинское Bubo, начинаются со слога "бу" ("пу") - частицы, обозначающей в латинском языке "bъ" - "громадность" (Дворецкий, 1996).

В то же время в славянской и христианской традиции совы сближались с вошками - сова - крылатая кошка. Это сближение основывалось на сумеречной активности обоих животных, на использовании в питании мышевидных грызунов, на известной схожести вокализаций. Возможно, что латинская основа названия кошек была использована для названия некоторых сов, а позже книжно была перенесена на филина.

 

А это скопа в гнезде в заповеднике Everglades во Флориде

 

Работники заповедника рассказываят такую байку: "Скопы повадились вить гнезда на бакенах, которые в то время по ночам светили красным. К появлению птенцов бакены стали зелеными, так как негоже начинать жизнь под красным фонарем."

 

Гнездо под зеленым фонарем

[/MORE]

Комментарии


Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)