Оригинал взят у в История иезуитских редукций Парагвая – вступление
В середине XVI века лихие времена Конкисты постепенно сменялись в Южной Америке упорядоченным колониальным правлением. Одной из задач, стоящих перед колониальной администрацией, и было обращение в христианство и "цивилизование" многочисленных индейских племён. Раз уж папа римский решил, что они всё-таки люди, то надо бы и заставить их жить "по-человечески", а не шляться в чём мать родила по окрестностям, занимаясь охотой, собирательством, подсечно-огневым земледелием и каннибализмом.
Одним из вариантов решения данной проблемы был сбор индейцев в отдельных поселениях, где они находились под контролем священников (доктринёров), призванных обеспечить укоренение в индейцах христианства, избавление их от языческих обычаев и приобщение к европейскому образу жизни и труда.
Для многих священников подобный вариант также представлялся наилучшим в деле укоренения в индейцах христианства. А часть их полагала, что "непросвещённые дикари" – в отличие от "развращённых европейцев" – представляют собой идеальный материал для воплощения на практике их воззрений на правильное христианское общественное устройство.
[MORE=читать дальше]Впервые данную идею попытался реализовать в Мексике Васко де Кирога, первый епископ Мичоакана, в 1530-40-х основавший несколько "госпиталей Санта-Фе" - поселений, в которых внутренняя жизнь строилась по типу общин ранних христиан с совместным трудом и уравнительным распределением товаров. Но проект, который Кирога продвигал на собственные средства и без какой-либо помощи со стороны властей, довольно быстро выдохся.
На государственном уровне идея особых индейских поселений впервые была изложена в "Регименто" от 17 декабря 1548 года – инструкциях португальского короля Жуана III первому генерал-губернатору Бразилии Томе ди Соузе.
Однако на практике данную идею начали воплощать власти в испанских владениях, в ходе реформ 5-го вице-короля Перу Франсиско де Толеды, начатых в 1569-м.
Из Перу подобные поселения распространились по всему континенту: в Мексике их звали конгрегациями, в Южной Америке – редукциями, в Бразилии – алдейаш. Сейчас обычно зовут просто миссиями.
Доктринерами в таких поселениях были члены монашеских орденов – чаще всего францисканцы и иезуиты.
Первые иезуиты появились в Америке в 1549-го, когда в свите де Соузы в Бразилию прибыло 6 членов "Общества Иисуса" во главе с Мануэлем да Нобрегой. С 1567-го иезуиты действовали в Перу, с 1571-го – в Мексике. В Парагвай они пришли в 1587-м.
Иезуиты активно основывали редукции, преимущественно на границах испанских владений – во Флориде, Калифорнии, Аризоне, внутренних районах Венесуэлы и Колумбии и пр.
Французские иезуиты, прибывшие в Канаду в 1611-м, даже пытались создать редукции у ирокезов и алгонкинов, но не преуспели.
Появление редукций у индейцев гуарани связано с францисканцем из Севильи Луисом Боланьосом. Он прибыл в Парагвай в 1575-м, в 1580-м основал первую редукцию (Алтос), создал первые словари и грамматику языка гуарани, в 1583-м первым перевёл на гуарани Катехизис. В 1615-м, после начала активной деятельности иезуитов, Боланьос покинул Парагвай. Вернулись францисканцы в Парагвай в 1678-м, основав редукцию Итапе.
Всего францисканцы в Парагвае основали 34 редукции.
В отличие от иезуитов, францисканцы не стремились отделять своих подопечных от колонистов, не было в их редукциях и особого типа хозяйствования. В итоге они превратились в самые обычные города, о прошлом которых сейчас напоминают (да и то не везде) только старинные соборы.
Совсем иной была судьба иезуитских редукций…
Лучшее
Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)
Комментарии