Автор: Шано

* * *

Оригинал взят у в all you need is love

«-Капитан»,- сказал старик, -«вижу, ты молод и не понимаешь природу женщин, этих сплетниц, обманщиц, завистниц. Им во все надо соваться, даже от своих очагов они хотят нами командовать. Когда я был молод, то имел 20 жен, и я их знаю. Не слушай, что они говорят: им непременно надо злословить о ком-то, даже о самих себе. Хороши или плохи, они нас кормят и одевают. Но с годами я стал мудрее и понял, что много женщин под одной крышей-это вечные раздоры. И постепенно сократил их число до 4-5, и лишь одна из них молодая. Советую-не держи гарема, они тебя вымотают, ты поседеешь, станешь слабым и глупым».

Этот мудрый совет дал в 1629г. арауканский вождь Тереупийан молодому испанскому пленнику, капитану Франсиско де Пинеда-и-Баскуньян. Хотел бы я знать, каким способом аксакал «постепенно сократил» 16 жен.

 

Пинеда провел в плену 7 месяцев, много позже написал об этом книгу «Счастливый пленник», довольно нудную. В ней личные воспоминания перемешаны с бесконечными дискурсами о политике, античности и т.п. Его жизнь там висела на волоске, но вспоминает, в основном, сколько чичи выпил и как отбивался от индианок, желавших секса с бледнолицым (старый вождь давал советы как раз в связи с этим).

 

Тема серьезнее, чем может показаться. Oтношения с местными дамами-важная часть адаптации испанцев в Новом Свете. Смешанные браки были для них способом легитимизировать свою власть в глазах населения, войти в прежнюю элиту. А индейский клан получал влиятельного у новых властей родственника.

Расовая и политическая вражда не мешали. Франсиско Писарро и его люди, например, не отличались гуманизмом к индейцам. Но гражданская жена и любовница Писарро были принцессами инков, каждая родила ему 2 детей. Позже обе вышли замуж за других конкистадоров-"ничего личного, просто бизнес". Но все могло протекать и куда более бурно, и Пинеда в плену узнал подробности одной такой мыльной оперы, случившейся 17 годами раньше.

 

{MORE=скрытый текст}Арауканские войны шли уже лет 70 и вымотали всех участников. Но было сложно примириться, забыть прошлую кровь и обиды. Шанс представился в 1612г, когда в Чили прибыл священник-иезуит Луис де Вальдивия с одобренным королем планом «оборонительной войны». Он прекратил все атаки на арауканцев, пленных отпустил с подарками. По реке Био-Био должна была пройти граница, защищенная цепью фортов. На территорию мапуче допускались бы только миссионеры, чтобы убедить их соблюдать мир и принять христианство. Подобную систему иезуиты уже успешно применяли в Парагвае.

 

Идея была хорошо принята частью касиков. Представитель губернатора лейтенант Мелендес поселился в доме влиятельного вождя Анганамона, военного лидера мапуче ("токи"). В прошлом тот пролил немало испанской крови, но теперь был сторонником мира. Что произошло дальше, он через много лет рассказал пленному Пинеде.

 

Анганамон: «Мы решили, что я и другой вождь посетим племена по всему побережью, убеждая касиков в выгодах мира. Я уже собирался в путь, когда одна из жен сказала мне, что Мелендес заигрывает с моей испанской женой. Я велел ей не сплетничать. Ничего странного, что испанка, после стольких лет в плену, рада видеть земляка. Я решил после заключения мира отпустить ее домой, и отправился в путь.

Пока я делал за испанцев их работу, убеждая других вождей заключить мир, посол предавал меня в моем же доме. Мало того, что он соблазнил испанку. После этого он заморочил голову двум молодым женам, к которым я был привязан; и за 3-4 дня до моего возвращения он сбежал со всеми тремя в форт Пайкави.»

 

Пинеда: «Его рассказ меня ошеломил, я не мог этому поверить. Но позже, уже на свободе, я навел справки у надежных источников. Они не только подтвердили рассказ вождя, но и дополнили его. Кроме испанки, Мелендес также захотел молодых жен Анганамона. Он обещал испанке, что, если она уговорит их, он увезет всех трех, и затем эти жены будут ее служанками. Она согласилась, и подарками бус, гребней, лент и подобного скоро побудила их сделать, что он хотел. Затем он им сказал, что Анганамон узнал обо всем, и непременно убьет их, когда вернется. Их не надо было долго убеждать.» Оказавшись в форте, индианки немедленно крестились.

 

Анганамон: «Я был потрясен. Вскоре пришли 2 вождя-отцы моих молодых жен, и я начал думать о самоубийстве. Они обвинили меня в соучастии. Сказали, что я сам послал жен к испанцам, чтобы затем перебежать к ним. Чтобы доказать свою невиновность, я уговорил их поехать со мной в Пайкави и вместе потребовать возвращения женщин. На следующий день мы прибыли в форт, и я заявил о предательстве посла. Я сказал, что испанка может остаться, но дочери этих вождей должны вернуться. Испанцы сказали, что жены не хотят возвращаться, так как они теперь христианки.

И мы вернулись домой с пустыми руками. В ярости на Мелендеса я хотел отомстить иезуиту, пославшему его. И тут я узнал, что Вальдивия послал еще 2 священников-иезуитов с подобными поручениями в долину Эликура. Чтобы отомстить и очистить свое имя, я взял 200 человек, отправился туда и убил их.»

 

Убитых иезуитов («мучеников Эликуры») на самом деле было 3. Пинеда также не упоминает, что жены Анганамона взяли с собой 2 дочерей, которых ему тоже не вернули.

 

Пинеда: «Все, что я мог ему сказать-что я нахожу его гнев совершенно оправданным.»

 

План Вальдивии провалился. Войны в Арауко продолжались еще 250 лет, счет погибших- несколько десятков тысяч с испанской и чилийской сторон, свыше 100-120 тыс.- с арауканской. В жизни латиноамериканские мыльные оперы иногда не очень забавны.

[/MORE]

Комментарии


Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)