Автор: Арабелла

Быт. Дома и замки. Жилища знати и простолюдинов. (Кратко).

В к. 12 – начале 13 в. замки мало изменились с саксонских времен: т.н. холл (зал) становится центральным местом любого более или менее крупного строения (в монастыре роль зала выполняла трапезная, в университетах зал был местом общих собраний, и т.д.). В зале люди жили, ели, устраивали игры и шумные забавы, молодежь могла состязаться в фехтовании или играть в шары; в забавах участвовали собаки, которые искали кости, брошенные на пол, и дрались между собой; ночью здесь, на подстилках из тростника, спали слуги. Главный зал не стоит считать унылым и мрачным помещением, куда приходили только для того, чтобы попасть по лестнице в другие комнаты. Средневековый зал был просторным и гостеприимным – он являлся центром жизни в замке. В зале, помимо столов и скамей, стояли и шкафы, в которые можно было складывать все необходимые вещи (в том числе пожитки слуг и оружие), и умывальники, и поленницы, и шкафы для посуды. Спинки кресел украшали обычно кусками декоративной ткани (т.н. дорсарами), а на кресла и скамьи накладывали подушки или вышитые покрывала.
скрытый текстРукомойники использовались до и после еды; к каждому сидящему за большим столом пажи подносили специальные емкости для умывания, а также маленькие полотенца, чтобы вытереть руки. Менее знатные гости и слуги пользовались общими тазами, стоящими у входа. Если вспомнить, что вилок в то время не было и их заменяли пальцы, становится ясно, что умывальник был весьма необходимой частью интерьера. В конце зала строили помост, где стоял широкий стол, за которым обедали хозяин замка с гостями. Этот помост обычно отделялся от остального зала балдахином или занавесью из шерстяной или шелковой материи.
За исключением хозяйских покоев (солара), которые служили и спальней, и гостиной, главный зал был единственной большой комнатой в замке. Другие постройки, находящиеся во внутреннем дворе замка, по большей части деревянные, возводились для хозяйственных нужд, и между ними устраивались переходы, иногда по приставным лестницам, и коридоры. В богатых домах стены изнутри могли быть оштукатурены и даже расписаны фресками. В случае большого наплыва гостей деревянные дворовые постройки могли служить для них жильем, столовыми, комнатами отдыха и временными кухнями. Вода переносилась с места на место лишь вручную – в кадках, бочках и тазах; централизованного водоснабжения и канализации в замках предусмотрено не было, а освещение обеспечивалось только факелами или свечами.
Пищу, в отсутствие специального кухонного помещения, нередко готовили прямо по дворе замка, в больших котлах, и относили наверх по внутренней лестнице
Необходимым атрибутом большого господского дома или замка служило специальное помещение, где хранились разные домашние принадлежности и столовое белье, а также предметы гардероба, платья, занавеси, покрывала, подушки и т.д. В этом помещении также держали все ценности – кубки, чаши, кувшины и миски из драгоценных металлов, а также специи и восточные сладости. В кладовых находились запасы вина и пива, причем последнее обычно варили здесь же, на территории замка.

В окнах королевских замков и дворцов начало появляться стекло, но оно еще отнюдь не вошло в широкий обиход. В манорах и замках «рядовых» лордов окна не стеклили, однако маленькие кусочки стекла могли вставлять в орнамент оконного переплета – в качестве украшения. В качестве защиты от дождя и ветра служили ставни. В обиход начали входить ковры – их появление в Англии связано с именем Элеоноры Кастильской; крестоносцы, вероятно, также внесли свой вклад в распространение этой детали интерьера. Возвращаясь с Востока, они почти наверняка везли с собой красивые ковры. Иностранные торговцы, приезжающие на крупные английские ярмарки, обнаружили там спрос на ковры и начали закупать их в больших количествах и ввозить в страну.
Украшая жилые дома, церкви и соборы, обычно использовали три основных цвета – красный, голубой и желтый с небольшим добавлением золота. Вообще, в своих постройках англосаксы предпочитали дерево, а норманны – камень.
Дешевой глиняной и деревянной посудой пользовалось, преимущественно, беднейшее население, тогда как более состоятельные люди использовали металлические тарелки, чаши и т.д.
В каждом маноре был обнесенный стенами сад, за которым тщательно ухаживали и где выращивали цветы, целебные травы, овощи и фрукты; для производства масла выращивали ореховые деревья, упоминаются также капуста, горох и бобы, свекла, лук, чеснок, хмель. Что касается цветов, то хроники упоминают о розах, лилиях, подсолнухах, фиалках, маках и гвоздике. При маноре мог находиться и собственный водоем или пруд, где разводили рыбу. Основным средством придания кушаньям сладости служил мед, поэтому в поместьях зачастую была пасека.
Городские дома, преимущественно, строили из дерева, а крышу покрывали соломой, но частые разрушительные пожары привели горожан к мысли о том, что нужно позаботиться о собственной безопасности. Королевские и шерифские указы рекомендуют строить дома с черепичными крышами и железными трубами. Тем не менее, верхние этажи домой по-прежнему сооружались из дерева. В городских домах на первом этаже размещался зал – главное жилое помещение – к которому со двора примыкали пристройка с кухней, а также комната хозяев. Наверху располагался чердак. По обеим сторонам улицы вырывались канавы, куда вместе с дождевой водой стекали нечистоты и грязь; за тем, чтобы эти канавы не засорялись и не перегораживались, следили городские власти (они же штрафовали жителей и за выброс мусора и нечистот прямо на улицу).
Дома крестьян были очень похожи на деревянные жилища горожан – такие же простейшие сооружения с жилым помещением, к которому пристраивались небольшие сараи и навесы. Поля не были огорожена изгородями, а границы наделов отмечались полосками невспаханной земли; в лесах пасли свиней, а крупный рогатый скот, как правило, выпасался на общинных пастбищах.
Основными качествами жилища крестьянина и ремесленника были водонепроницаемость и способность сохранять тепло, при этом столь распространенные в средневековой Англии дома со сложенными из веток стенами и соломенными либо камышовыми крышами вовсе не отличались прочностью и надежностью. Воры с легкостью могли проникнуть в дом, подкопав одну из стен или прорезав в ней дыру – это было гораздо проще и безопаснее, чем пытаться взломать запертую дверь. Пол был земляной – его покрывали камышом или соломой, ради тепла и удобства для ног. В деревенском доме могло быть и два этажа – второй, в таком случае, служил чердаком, где обычно хранили припасы, а иногда и спали. Огонь в сложенном из торфа или дерева очаге курился круглые сутки в центре комнаты, а дым выходил через отверстие в крыше (дымовые трубы были значительной роскошью). Деревянные дымоходы, как правило, были повсеместно запрещены из-за существенной опасности пожара, а приобрести железную трубу (стоимостью ок. 2 шиллингов) могла не каждая семья.
Если дом принадлежал ремесленнику, то непременной деталью интерьера было большое окно в передней стене, с двумя горизонтальными ставнями, нижняя из которых служила прилавком и витриной для выставления товаров. Ремесленник значительно экономил, если ему не приходилось входить в дополнительные расходы и пристраивать к дому мастерскую и лавку.
Беднейшие крестьяне, как правило, ютились в одной комнате, чуть более состоятельные – в двух. В окнах, разумеется, не было стекол – только деревянные ставни, которые закрывались на ночь. Мебель была самая простая – стулья стоили дорого, и не всякий крестьянин мог их приобрести. Большинство обходилось простым деревянным столом и сундуками, в которых хранили вещи и на которых сидели. Инструменты и посуда висели на крюках вдоль стен. Бедные семьи нередко спали вповалку на полу, на соломе; более состоятельные могли обзавестись деревянной постелью, на которой спал глава семьи с супругой.
Еду готовили в котелке, повешенном над огнем, и пользовались деревянной или глиняной посудой. Свечи были так дороги, что крестьяне обычно обходились самодельными светильниками, сделанными из камышинки, обмакнутой в животный жир. В отсутствие отдельного помещения для скота (как правило, мало кто считал необходимым строить хлев для двух-трех овец или одной коровы), на ночь летом животных загоняли прямо в дом, а зимой они проводили там круглые сутки – для этого нередко жилище разделялось перегородкой.
https://sherwood-arrow.livejournal.com/43199.html


Еще немного
Средневековые крестьяне - богатые и бедные.

Сложно говорить о «среднем уровне жизни» для всех крестьян, как невозможно судить о среднем размере дома или надела.

скрытый текстНам известны списки имущества, принадлежавшего среднезажиточным крестьянам; так, некая Агнес из Малла имела дома медный котел емкостью в галлон, медную же кастрюлю ценой в шесть пенсов, два сундука без замков, но с крышками, один сундук без крышки и без днища, складной стол (кóзлы с положенной поперек доской). Другой крестьянин, Томас из Фриза, владел чаном, бочонком для эля и другим – для сока, скатертью, стулом, прялкой, сундуком, «разной столовой утварью», лопатой, топором, бороной, а также гребнями для шерсти и для льна. У Джона Уолла, зажиточного человека по деревенским стандартам, были «обычный стол на ножках», полотенце, серебряная ложка (одна), табурет, кубок для питья, одеяло и две пары простынь, матрас, сундуки, лампа и даже печь для обжига; для сельскохозяйственных работ он располагал двумя окованными железом повозками, одной навозной телегой, плугом, лошадиной запряжкой, вилами для навоза, вилами для уборки снопов, веялкой, топором, ситом и лукошком для семян. В беднейших семьях могло не быть даже этих, казалось бы, минимально необходимых вещей; так, в 1279 г. некий безземельный крестьянин на смертном одре завещает передать церкви свое сюрко, а сестре (прокаженной) отдать корову – свое единственное достояние (однако по итогам корову получил лорд, предъявивший свои права на имущество покойного). В Уэйкфилде сбежавшая из манора сервка оставила после себя всего-навсего небольшой сундук, пустой кувшин да мелкую кухонную утварь стоимостью в 4 шиллинга 2 пенса.

Посуда для повседневного пользования (миски, кувшины, горшки), судя по результатам археологических раскопок, была дешевой и изготовлялась на месте, причем не всегда обжигалась в специальных гончарных печах; тонкие и дорогие глазурованные кувшины ценились в крестьянских семьях весьма высоко – их привозили с дальних ярмарок и из крупных городов, порой за сотню миль. Серебро – особенно серебряные ложки – служили не только показателем статуса; также это была форма накопления и сбережения доходов. Они играли примерно ту же роль, что и женские украшения, одновременно демонстрируя семейное преуспеяние и служа эффективным способом хранения активов. Поскольку в деревенские дома, зачастую сложенные из самодельных кирпичей (глина пополам с соломой) или из плетеных щитов, обмазанных глиной, несложно было вломиться, крестьяне хранили серебряные ложки и прочую ценную утварь в запертых сундуках. Насколько ценным считалось нажитое имущество, можно судить по тому, какое количество записей повествует о несчастных случаях, связанных со спасением домашней утвари и иного добра. Так, одна женщина побежала было к колодцу за водой, чтобы залить начавшийся в доме пожар, но, сообразив, что тем временем успеет сгореть полотно, бросилась за ним в пылавший дом.

Можно вообразить себе внутренность среднезажиточного деревенского дома. В центре находился очаг – на небольшой возвышении, чтобы не загорелась солома, которой был устлан пол (тем не менее, судя по количеству бытовых пожаров, случалось это сплошь и рядом, если из очага выпадал уголек – и нередко в таких случаях гибли младенцы, которых придвигали в колыбельке поближе к огню). Над очагом висел глиняный горшок на треноге, а может быть, стоял медный котел. На огне почти непрерывно что-нибудь подогревалось или варилось – молоко, вода, сусло, каша и так далее – чтобы жар не пропадал даром. В некоторых домах был глиняный дымоход; остальные топились «по-черному». Миски, кувшины, ведерки, столовые приборы хранились в сундуках; частью меблировки непременно был стол – складной или «настоящий, на ножках». Складной стол был удобен тем, что его можно было убрать на ночь и лечь спать на полу – или же вынести на улицу в хорошую погоду, чтобы поужинать на свежем воздухе. Впрочем, такие столы бывали весьма ненадежны. В одной судебной жалобе говорится, что некто придя в гости к соседу и заведя горячий спор, ударил кулаком по столу в подтверждение своих слов, и противоположный конец доски, поднявшись, хватил его по лбу :). Там же, в доме, с потолка свисали копченые окорока, вяленая рыба и прочие припасы, а также развешанная для просушки одежда и ткань. Те семьи, которые не могли позволить себе покупку стульев и табуретов, обходились скамьями.

Более зажиточным семьям не приходилось тесниться в одной комнате; так, у одного торговца скотом в Йорке в доме был погреб, где хранились ткань, соль, серебряные ложки и прочие семейные сокровища; в комнате стояли кровати и сундуки; и была отдельная кухня. Верхом же роскоши, по деревенским меркам, была отдельная комната для гостей. На верхнем этаже (на чердаке) нередко отводили место для жилья престарелым членам семьи, если у выросших детей не было возможности отселиться. К сожалению, судя по судебным записям, несчастные старики нередко сваливались, карабкаясь по приставной лестнице наверх.

Помимо очага, дополнительным источником света служили, разумеется, свечи – но стоили они достаточно дорого и считались, скорее, предметом роскоши (фунт твердого свечного жира стоил в четыре раза дороже мяса). Ложась спать, хозяйка прикрепляла свечу на специальную подставку на стене или ставила на полку у постели – и не забывала задуть, чтобы ночью та не упала и не подожгла солому на полу. К сожалению, пожары по небрежности случались нередко, и в средневековых наставлениях по домоводству всячески напоминалось, что свечи, во всяком случае, нужно ставить подальше от постели.

Спали на соломенных тюфяках; судя по всему, только самые бедные семьи не могли позволить себе постельное белье. Муж и жена спали в одной постели, иногда вместе с грудным ребенком (или, как уже было сказано, ставили колыбельку возле очага); прочие дети зачастую спали все вместе в другой. В домах побогаче были пуховые перины и подушки, которые передавали детям по завещанию; но даже в 1557 году священник Уильям Харрисон, сетуя на изнеженность нынешнего поколения, описывает постель, на которой спал в юности: «Наши отцы и мы сами частенько спали на соломенных тюфяках, покрытых только простыней, под тонкими одеялами, с круглым поленом в головах вместо подушки. Если случалось так, что какой-нибудь человек обзаводился матрасом или периной или клал голову на набитый мешок, то он уж мнил себя богатым и устроенным не хуже лорда. Слугам же приходилось очень стараться, чтобы обзавестись простыней, поскольку они спали на тюфяках, и стебли соломы кололи им бока».
https://tal-gilas.livejournal.com/222147.html
1

Комментарии


Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)