День в истории Блогхауса: 12 марта 2020

Шано, блог «Ономастикон»

* * *

Оригинал взят у в Родина княгини Ольги — Псков, Болгария или Дунай?

Появление Ольги в Киеве «Повесть временных лет» описывает следующим образом: возмужавший Игорь по-прежнему покорно подчинялся вещему Олегу, который «и приведе ему жену от Плескова, именем Олгу».

 

Согласно другой легенде, настоящее имя Ольги было Прекраса, «а Олег поименова [переименовал] ю и нарече во свое имя Ольга» (Иоакимовская летопись, в изложении Татищева). Впрочем, источникам не известен ни один подобный случай перемены языческого имени на другое, языческое же. Зато мы знаем, что на самом деле вещий Олег и Игорь никогда не встречались.

 

Итак, зададимся вопросом: откуда Игорю «привели» его знаменитую супругу?

 

В вопросе о происхождении Ольги до настоящего времени господствует «псковская легенда», отождествляющая летописный «Плесков» с древнерусским Псковом, который и объявляется местом рождения княгини. «Народное краеведение» дало Ольге еще более точную прописку, сделав ее уроженкой «веси Выбутской» (село Выбутино/Выбуты, или Лабутино, в двенадцати верстах от Пскова вверх по реке Великой). Этим устраняется противоречие с показанием Жития, что во времена Ольгиной молодости о Пскове и помину не было: «еще граду Пскову несущу». Кроме того, в народной традиции Выбутино слыло также родиной князя Владимира I Святославича, чем «обеспечивалась как бы прямая связь двух первых русских святых — равноапостольных, бабки и внука, Ольги и Владимира» (Пчелов Е.В. Генеалогия древнерусских князей IX – начала XI в. М., 2001. С. 129).

 

полный текст

Джулиан, блог «Мышиные заметки»

* * *

Сегодня в нашей любимой рубрике:

Калужских журналистов взял в плен лифт «белого дома».

Шано, блог «Ономастикон»

* * *

Вы, альфреды, гады,

Вы, альфреды, паразиты,

Нет для вас пощады...

Радий Погодин, «Альфред»

У каждого времени есть свой положительный – и свой отрицательный персонаж. Иной раз – когда происходят общественные пертурбации – эти субъекты вдруг меняются местами, и бывший подонок вдруг обращается, как в сказке, ясным соколом, ну или хотя бы перестаёт подвергаться осуждению, осмеянию, критике и ненависти. Сейчас мы всё чаще вспоминаем нашу советскую традицию с её назидательным посылом – тогда всё было чётко и никаких размытых контуров: гад значит гад. Без права на слезливое и лживое сострадание. Подлеца надо уничтожать или деятельно перевоспитывать, а не пытаться его понять, простить, оправдать… пожалеть.

Отрицательный герой по-советски – это не только поступки, речи, смыслы, но и особые отличительные знаки, по которым читатель (или зритель) мог сразу же приметить «чужого». Подобное распознавание было характерно не только для социальных драм, производственных романов или, например, кинокомедий, но присутствовало даже в остросюжетных повестях о милиции. Можно сказать, это сводило на нет главную жанровую особенность детектива – мы с первых же страниц сами (!) выявляли тех, кто причастен к преступной деятельности, и принимались следить не за раскрытием тайны, а за слаженной и честной работой правоохранительных органов. Что же это были за клейма, по которым любой советский человек мог узнавать предателя, убийцу, расхитителя народного добра, ну или просто – малодушного подонка, который… в десятой главе действительно бросит беременную от него студентку или оставит товарища в беде. А мы-то уже с первых страниц это почувствовали!

Итак, очень важным было… само имя героя, точнее – антигероя. Несмотря на то что единственно возможным мировоззренческим методом признавался социалистический реализм, ни о каком «…исторически-конкретном изображении действительности» говорить не приходилось, ибо целью советского искусства была дидактика. Как в произведениях екатерининского классицизма. Например, у Дениса Фонвизина положительных героев кличут Правдиным, Милоном и Софьей (в переводе с греческого – «мудрость»), тогда как отрицательные персонажи – сплошь Простаковы да Скотинины? И Митрофан – это «матерью явленный», что мы и увидели в итоге. Таким образом, имена должны быть «говорящими», помечающими.

И вот мы читаем, что «…Пьер Скрипкин – это уже не фамилия, а романс!» И не столько романс, сколько указание, что «бывший рабочий, бывший партиец» Присыпкин решил сменить свою неказистую фамилию – на изысканную и музыкальную. С иноземным акцентом, разумеется, – ибо Пьер вам не Петька. Что в резюме? Дрянной человечишка завсегда стыдится своего простонародного имени… племени, звания, отдавая предпочтение заокеанским Полли и парижским Жоржам. (Впрочем, ещё у Фонвизина в «Бригадире» был выведен юный аристократ Иванушка, именующий себя Жаном.) У популярной в 1920–1930-х годах писательницы Лидии Сейфуллиной есть примечательный рассказ «Чужая». Его героиня – смазливая и модная девушка Нюра именует себя Нонной. Это звоночек! Потом мы узнаём, что Нюра-Нонна любит напевать старорежимные романсы, кокетничать, вертеться, и в конечном итоге оглоушивает своего жениха вопросом: «Но как же, Вася, пройдёт моя молодость в нашей с тобой скромной участи?» полный текст

Шано, блог «Ономастикон»

* * *

23.10.2015 в 16:29

Пишет [J]Stella Lontana[/J]:

 

Ну и еще разрозненных фактов из ноосферы

Есть в Центральной Америке маленькая страна Сальвадор со столицей в городе Сан-Сальвадор. И президента этой страны зовут... правильно, Сальвадор. Сальвадор Санчес. Вот прям чувствуется, что человека к должности с детства готовили.

 

А еще где-то там же есть хорошая страна Венесуэла. А у Венесуэлы есть посол в Республике Казахстан. И посла этого зовут просто и незатейливо - Аменхотеп. С какой-то типичной латиноамериканской фамилией )

 

URL записи

Шано, блог «Ономастикон»

* * *

Во время съёмок «Лоуренса Аравийского» игравший главного героя Питер О'Тул был вынужден много времени проводить верхом на верблюде, не имея такого опыта ранее. В один из перерывов он съездил на рынок, купил поролон и приспособил его к седлу, которое стало значительно удобнее. Участвовавшие в съёмках настоящие бедуины скопировали его находку и передали другим своим соплеменникам. С тех пор они уважительно зовут О'Тула «отцом губки».

 

отсюда

Найотри, блог «Заброшенный замок»

* * *

На этом аккаунте много фотографий с бисерными браслетами на фандомные темы. Плелись на станке (ну или вручную, но результат аналогичный станочному).

https://www.deviantart.com/kitsunesama7/gallery/all

Хонор Харрингтон, блог «Бортжурнал»

Репост

Публикация из блога «Shelter» (автор: Windwald):

© Источник: https://blog-house.pro/shelter/post-143632/

 

Помахать или уж не стоит?)) Был у меня начальник - белый мужик. Вот только во-первых с чёрными мужиками (и бабами тоже) в нашем крае напряг, а во-вторых был этот мужик заведующим отделением рентгенодиагностики большой больницы с лучевым стажем больше сорока лет, а я - соплячкой только-только после специализации.

Нет, не буду махать.

Шано, блог «Ономастикон»

* * *

Оригинал взят у в Светлана: светотень имени

Имя Светлана кажется исконно русским, но на самом деле это не так. Только в Болгарии существует его мужской аналог Светлан. "Светлану" ввел в обиход русского общества Василий Андреевич Жуковский, опубликовавший в 1813 году одноименную поэтическую балладу, имевшую бешеный успех. Правда, и Жуковский не был «изобретателем» этого имени поэт нашел его готовым в романсе Александра Востокова «Светлана и Мстислав» 1806 года. В то время оно было исключительно литературным в духе псевдорусских имен, которые так любило XVIII столетие: Милослава, Прията, Добрада…

 

Но Милославы с Добрадами забылись, а Светлана прижилась. Для тогдашнего слуха имя звучало как незатертая, сладкозвучная метафора. Во второй половине XIX века в основном под влиянием популярной баллады Жуковского, которую непременно читали на святках, появляются настоящие маленькие Светланы. Правда, крестили их Фотиниями (от греческого «фос» свет), или Лукерьями: от латинского «лукидус» светлый.

 

Подлинный взлет популярности имя Светлана пережило в советское время, особенно после того, как в 1926 году им назвал свою дочь отец всех народов Иосиф Сталин. В 1943 году оно попало и в святцы. Затем начался подлинный бум: в 1950-е годы имя выбивается в первую десятку, а в 1960-е входит в первую пятерку самых употребительных женских имен. Кукла Светлана, которой поет колыбельную героиня «Гусарской баллады», лишь укрепляла уверенность в том, что это имя — старинное и благородное.

 

Продержавшись на необычайной высоте в течение четырех десятилетий, имя затем начало сдавать позиции. Росло ощущение его банальности, истрепанности и даже вульгарности, чему немало способствовали прозвище Светка-конфетка и бесчисленные кафе «Светлана». Многие Светланы даже стали отдавать предпочтение другим формам этого имени: Лана, Вета…

 

Так, имя, пришедшее в жизнь из поэзии, оказалось «непоэтичным».

 

В последние годы наречение новорожденных девочек Светланами практически сошло на нет. Вероятно, должно пройти время, прежде чем оно вновь вернется к нам светлым и очищенным от неприятных ассоциаций.

Шано, блог «Ономастикон»

* * *

Оригинал взят у в Именное

Читаю сейчас "Врата Абаддона" Дж. Кори. Попутно глянул отзывы - и наткнулся на следующее:

 

"Преподобная доктор Аннушка Володова, сокращенно Анна (да, авторы видимо думают, что Аннушка – это полная версия имени)..."

 

Ну да, с одной стороны - возможно, это очередная "развесистая клюква". В конце концов, англоязычный автор действительно может думать, что более длинная форма - это изначальный вариант (сами-то англичане и американцы сокращают: "Ник" от "Николас", "Дик" от "Ричард", и т. д. и т. п.).

Но - а кто сказал, что за века не могло появиться русского женского имени Аннушка? В конце концов, наблюдаем же мы сейчас одновременно Оксан и Ксений, Алён и Елен, Ян и Ульян (Иулианию вспоминать не будем - в паспортах такого имени вряд ли найдёшь, да и я ровно одну женщину с таким именем знаю - и то лишь потому, что она казашка, принявшая православие, и священник искал хоть что-то, похожее на изначальное "Гульнара"). А у Кори (Абрахама, если точнее) прошло несколько десятков лет даже после изобретения двигателя Эпштейна, давшего старт полномасштабному освоению Солнечной системы (и уж бог весть сколько времени после наших дней - Эпштейн вообще жил в колонии на Марсе).

 

Mallari, блог «Судовой Журнал»

Много красивых кадров извержений


Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)