День в истории Блогхауса: 25 сентября 2020

Ab61rvalg, блог «Лиловый Гиен»

Незаметно подкралось ПЯТНИЦО...


скрытый текст



























Мергус, блог «Арагарта»

* * *

Новый заезд китайских геологов.

 

Цзинвэй: Моё имя, Цзинвэй – это... (подходит к карте мира на стене, блуждает по ней пальцем, но видно, что не может вспомнить слова).

Я: Параллели и меридианы.

Цзинвэй: Да!

Я: Интересно, а когда это имя придумали, уже было известно, что вы станете геологом?

Цзинвэй: Нет, я тогда только родился.

Я: То есть не меняли в конце школы?

Цзинвэй: Нет.

Я: А почему вообще Цзинвэй-то?

Цзинвэй: А... вы знаете Цзян Цзеши? Он был президентом Китая и потом переехал на Тайвань? Он объединил Китай. У него было два сына: Цзян Цзинго и Цзян Вэйго. Тоже великие люди. Цзян Цзинго был потом президентом Тайваня. (Пишет их имена и аккуратненько выделяет в них по первому иероглифу). И вот мои родители взяли: «цзин» отсюда и «вэй» отсюда.

Я: Ловко.

 

 

 

Я: Сюэбин, а почему вас так назвали? Есть какое-нибудь древнее выражение, чэнъюй, что-то такое?

Сюэбин: А! Нет, нет! Моё имя значит «мёд и снег».

Я: «Снег и лёд».

Сюэбин: Ой, да! (Смеётся). Снег и лёд. Меня так назвали просто потому, что я родилась зимой. И тогда шёл снег. Всё.

Я: И нет никаких старинных стихов на вэньяне, в которых этот оборот встречается и означает что-то очень глубокое и красивое – про характер человека… ну, знаете?

Сюэбин: Нет, нет! Совсем ничего. Просто шёл снег.

 

Я: Юнцзе, а вы? У вас всегда было такое имя, с детства? Вы его не меняли?

Юнцзе: Нет, сразу было такое имя.

Я: Кто придумал?

Юнцзе: Мой отец.

Я: А идея-то какая у него была? («Юн» - ‘клокотать, бурлить, кипеть; бить фонтаном (о воде); клубиться (о дыме, облаках); клокочущий, бурлящий; клубящийся; вырываться (хлынуть) наружу; выбиваться, проступать; появляться; разливаться (о реке)’. «Цзе» – ‘герой, храбрец; выдающийся человек; корифей, талант; героический; талантливый; выдающийся, выделяющийся; заметный; мощный’).

Юнцзе: Идея такая. Вы знаете «мин»? У каждого человека при рождении есть «мин». И вот у меня были все стихии, кроме воды. Все другие знаки были, воды не было. И отец решил дать мне это имя, чтобы в самом имени была вода.

Я (туплю): А где там вода?

Сюэбин (всё это время слушает наш разговор и смеётся): А «юн»!

Я: А-а, ну да! http://willie-wonka.livejournal.com/648644.html

Мергус, блог «Арагарта»

* * *

Оригинал взят у в Уточнение антропономического аспекта в отношении Рюриковичей.

Для объяснения существования среди политической элиты Руси не-славянских имен, каковыми можно считать антропоним — Трувор и возможно ряд других, помимо исторического аналога с культурным обменом, который обоснован иранистом В. Абаевым на примере с грузинским царем аланского происхождения, имеющим монгольское имя — Сослан, в рамках славяно-скалвийской гипотезы можно использовать кросс-культурную теорию, объясняющую перенятие имен в результате политического (военного) доминировании опредленного этноса:

 

[MORE=читать дальше]

 

Как было показано Гимбутас — хотя экспансия скандинавских викингов в район, населеный балтийскими племенами, не увенчалась успехом, тем не менее на определенный промежуток времени они успели закрепиться и даже временно подчинисть себе ряд автохтонных этносов:

 

В период с V до IX века, или среднего железного века, в Балтии происходят два важнейших события: примерно около 400 года началось распространение славян в земли западных славян, а около 650 года на западнобалтийском побережье появились шведы (викинги). Однако основная масса балтийских племен смогла устоять против завоевателей и продолжала развивать собственную культуру.

...

В ирландских и норвежских сагах, записанных в XIII столетии, хотя они восходят к более ранним текстам, отмечается успех шведских правителей Ивара и Ха-ральда. Первый умер около 700 года и, как говорят, завоевал «Курляндию, Саксландию и Эйсландию», а также все восточные страны вплоть до Гардарики, расположенной в Карелии («Сага о Херваре»).

...

После 800 года количество скандинавских предметов в находках снова уменьшается, за исключением поселений в Гробине, которое продолжало существовать примерно до 850 года, и Эльбинге, где скандинавские находки относятся даже примерно к 900 году.

...

Попытки колонизации Балтийского побережья продолжались в течение двух последующих столетий, с 650-го по 850 год, но не привели к существенным результатам. (c) Мария Гимбутас. Балты. Люди янтарного моря. М.: Центрполиграф, 2004 г.

 

В данном случае нас должно интересовать неудавшееся завоевание Курляндии. Как было увлекательно разобрано 'ом и что непосредственно показывает Житие святого Ансгария уже к 800-... годам курши обладали военной силой способной противостоять нападениям скандинавов, хотя ранее платили им дань. Из источника мы узнаем, что приблизительно к 835-845 году уже в течении долгих лет Курши не подчинялись скандинавам. Важным также является упоминание пяти городов в Курляндии. Попытка датчан взять Курляндию оказалась не удачной в результате сглаженных действий всего населения Курляндии (пяти городов). Желающие вновь попытать счастья шведы также не смогло заново подчинить себе всю Курляндию. Уничтожив один город и получив, в результате крайне тяжелых боевых действий, дань от второго — их бесчисленное войско удалились к себе обратно т.e. три остальных города Курляндии оказались им не по зубам.

 

Итак, начало могущества балтийских племен попадает в сроки прихода славянина из Скалвии - Рюрика к восточным славянам, а культурный обмен и перенятие имен в результате временного доминирования в регионе хорошо согласуются с тем, что в именослове пруссов обнаруживается антропоним Яскольд. В свою очередь, такие имена, как Рюрик (Рёрик) и Синиус не требуют обязательного возведения к каким-либо скандинавским пра-формам, учитывая, как западно-славянские аналоги - город Рерик и племен ререгов, так и наличие уже при Игоре членов династии с наиболее употребимыми славянскими антропонимами, как Ярослав, Володислав и Предслава, указывающих на этническую идентификацию династии.

 

Под вопросом остаются имена Олег и Игорь. Работа Яспонда дает основания для снятия скепсиса в случае если удасться доказать наличие скандинавских информантов для Византийцев (Ингер, Сфендослав) и представителей Хазарии (Х-л-г), тем более учитывая исторические примеры влияния информантов оказываемые на произношение этнической номенклатуры (например в отношении Армянской географии «Ашхарацуйц» см. К. Цукерман. Аланы и асы в раннем Средневековье). Упоминание Святослава в качестве Свендослава делает такую вероятность достаточно большой. Нейтрализовать хазарский источник также легко, поскольку сами скандинавы не всегда возводили Олега/Ольгу к своей "Хельге":

 

Что касается матери конунга Вальдамара, то, как не без основания полагает Ф. А. Браун, саги имеют в виду умершую в 869 г. княгиню Ольгу, в действительности не мать, бабушку Владимира Святославича. По Брауну, в исландской традиции Ольга представлена в двух образах — мудрой старой матери Вальдамара и его жены Аллогии [Braun 1924. S. 177–178]. (c) Четыре норвежских конунга на Руси, Т. Н. Джаксон

 

Но даже если окажется не возможным возводить эти имена к славянским, то скандинавское влияние, оказанное через временное доминирование с легкостью помогает решить эту проблему в любом случае. Это значительно более реалистично, чем представление о весьма раннем "ославянивании" по-видимому весьма толерантых и мулти-культуралистичных скандинавов норманской теории.

[/MORE]

Мергус, блог «Арагарта»

* * *

Оригинал взят у в О значении имени Рогволод

Оригинал взят у в О значении имени Рогволод
На сайте "Переформат" разгорелась дискуссия по поводу значения имен летописного князя Рогволода и его дочери Рогнеды, вызванная статьей Л.П. Грот Полоцкий князь Рогволод с острова Рюген. Статья была написана в пику норманистам, которые до сих пор пытаются славянские имена представлять норманнскими. Однако, в свою очередь, воссоздала еще несколько мифов, которые нуждаются в корректировке.

 

полный текст

Мергус, блог «Арагарта»

* * *

Оригинал взят у в АНТРОПОНИМИКА НОВГОРОДА И ВАРЯЖСКИЙ ВОПРОС

Я уже обращался к теме антропонимики новгородских берестяных грамот.

Здесь хотел бы снова вернуться к ней для того, чтобы в её свете рассмотреть варяжский вопрос - то есть вопрос тождества летописных варягов со скандинавами.

Берестяные грамоты тем интересны для нас, что самые ранние из них написаны ещё в XI веке, Если практическое отсутствие скандинавских реалий в летописях можно объяснить их, летописей, сравнительно поздним возникновением, то новгородские грамоты, по сути, писались на истоке того периода, который норманисты отводят на "ассимиляцию" норманнской элиты. В Новгороде эта ассимиляция должна была идти особенно медленно - северный город стоял буквально на пороге Балтики и скандинавский элемент в нём должен был постоянно подпитываться новыми и новыми пришельцами из скандинавских земель.

полный текст

Мергус, блог «Арагарта»

* * *

Оригинал взят у в Об именах послов из русско-византийского договора 911 года

После работ Я. Малингуди можно считать доказанным, что текст договора Руси с Византией 911 года, известный по тексту ПВЛ, представляет собой перевод, сделанный древнерусскими книжниками с оригинала, находящегося в составе византийской копийной книги, сборника договоров (только так можно объяснить загадочную фразу "Равно другого свещания, бывшего при тех же царях Льве и Александре" - она означает, что перед этим договором в копийной книге шёл ещё один, заключённый в правление тех же императоров).

Мергус, блог «Арагарта»

* * *

Оригинал взят у в Олег и Ольга

«...Самое это имя, Олегъ, по всем видимостям заключает в себе тот же смысл освободителя, ибо его корень льгъ-кый, лег-кий, льг-чити, ольг-чити есть русский корень, означающий, льг-оту, во-лг-оту, в смысле свободы, об-лег-чения от тягостей жизни податной, покоренной; облегчение от даней, от налогов, от работы.

 

полный текст

Мергус, блог «Арагарта»

* * *

Оригинал взят у в Призрак русской истории

   Если дискуссии о фольклорном происхождении летописного князя Рюрика среди историков еще хоть  как то ведутся, то реальность существования Вещего  Олега казалось бы ни у кого не вызывает сомнения. Еще бы, согласно  «Повести временных лет» именно Олег нарек Киев «мати городам русским», объединил под своим крылом славянские племена древлян, северян, радимичей, в 907  году совершил  удачный поход на Византию. Но, это только на первый взгляд. В действительности же  личность, как, впрочем, и имя основателя Киевской Руси вопросов  вызывает не меньше, а  то и больше, нежели  личность его предполагаемого легендарного предшественника.

полный текст

Мергус, блог «Арагарта»

* * *

Оригинал взят у в О "ВОЛЧЬИХ" ИМЕНАХ

Мергус, блог «Арагарта»

* * *

Оригинал взят у в КАК ЗВАЛИ ВЛАДИМИРА СВЯТОСЛАВИЧА

Вопрос поставлен, казалось бы, нелепо - но в том, право, не моя вина.

полный текст


Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)