Автор: Militarist

6. Культура ханаров: выражение

НАЧАЛО ЗАПИСИ: ГАЛЕН МИНСТА

 

Сэр,

 

Я хотел бы попросить вас выделить нашей группе успокоительные, равно как и направить ликвидационную группу на уничтожение безумца, который предложил ханарам играть музыку.

 

Мысль дня: мудрость заключается в том, чтобы не действовать без необходимости.

 

******

 

Изучение деталей культуры ханаров по-прежнему вызывает много вопросов. Я уже начинаю ненавидеть этих ксеносов столь же сильно, как асари, из-за запутанности их поведения. Я израсходовал вдвое больше времени на разбор полученных данных, чем обычно, и был вынужден переписывать выводы, так как их культура меняется по малейшему капризу.

 

Изучение аспектов культуры ксеносов, чьи органы чувств отличны от наших, не ведёт к спокойствию нервов. И вы увидите, почему это так.

 

 

 

"Музыка"

 

Что за оскорбление слова "музыка". Как я уже говорил в главе, посвященной физиологии ханаров, они, хотя и ощущают звуковые вибрации, лишены органа, интерпретирующего их в звук. Несмотря на это, они проявили большой интерес к музыке других рас и изучали её.

 

Я даже и предположить не могу, почему медузам понадобилась изучать искусство, которое они не воспринимают своими органами чувств. Это как если бы слепец попытался осознать существование различных цветов, или глухой от рождения человек пытался понять творения Бетховена. Поразительно, что они каким-то образом смогли понять музыку. Моё мнение: лучше они бы этого не делали.

 

Примерно пятнадцать лет назад ханар из анклава Вабо по имени Вафри Незаметный начал экспериментировать с программами, на которых работают переводчики, преобразующие "светоречь" и феромонное общение ханаров в звуковые сигналы. Через несколько лет он создал... нечто, что ханары называют "Зовом Просветителей".

 

Я никогда не слышал в своей жизни что-либо более ужасное. Вопли психопаток из "Ночного Ветра", громоподобные раскаты орбитальной бомбардировки, рёвоподобный смех яга, которого мы пленили - всё это меркнет по сравнению с той какофонией, что производит музыка ханаров. В её мелодии слышны вопли тысяч душ, взывающих о горе, перемешанных с низкими субгармониками, от которых вибрируют кости слушателей, а от некоторых нот в глазах темнеет и голова кружится. Если в этой адской мешанине звуков и есть слова, то человеческий мозг точно не способен их понять. Что ещё хуже, некоторые части "Зова" сопровождаются помпезным тоном, от которого бегут мурашки по коже. Я не шучу: агент Раза Брукс, которая хладнокровно убила свою мать, была встревожена, а Кай Ленг, человек столь бесстрашный, что на предложение убить яга одним лишь мечом рассмеялся, едва не убежал прочь.

 

Ханары утверждают, что ужас, который чужеродцы испытывают при прослушивании этой музыки, подтверждение тому, что мы, низшие расы, ещё не готовы увидеть величие "Просветителей". Я с трудом верю в то, что протеане или какое-либо разумное существо, которое я могу себе представить, могли бы изобрести такую звуковую атаку.

 

Ханарские музыканты играют на инструменте, который выглядит как синтезатор, к которому подключена сетка из датчиков, которую ханары одевают на себя. При игре датчики регистрируют феромонные и световые сигналы, а щупальца нажимают на клавиши. Весь этот звуковой ужас ханары находят грёбанным развлечением.

 

Ханары проявили наибольший интерес к нашей, асарийской и саларианской музыке, и меньший - к турианской, батарианской и элькорской. Они попытались перевести песни других рас в свою версию - наша "Победоносная Солярная Стража" звучала, как если бы кто-то вырезал целый город цепными пилами, а турианская "Смерть придёт за всеми" заставила турианцев дрожать от страха. Ханары считают, что они подобным образом обнажают суть музыки. Асарийская песня "Аферион", нужно сказать, сохранила тень своих размытых, политональных аккордов, и потому ханары играют её чаще всего.

 

Что необычно, прослушивание записей ханарской музыки не вызывает подобных эффектов - только когда медузы играют на публике, её невыносимо слушать. А запись звучит так, как если бы кто-то дал нескольким ворча плохо настроенные музыкальные инструменты, облитые соусом, и сказал, что это еда.

 

Искусство

 

После ознакомления с таким издевательством над человеческой природой, как ханарская музыка, я с тревогой ожидал начала изучения художественного искусства ханаров. К счастью, оно гораздо менее опасно для наших органов чувств.

 

Картины ханаров создаются нанесением УФ-чувствительных красок на полотна ткани с различной поверхностью, после чего покрываются определёнными феромонами. Ханары рассматривают картину, приблизившись к ней и проводя осторожно щупальца по её поверхности. Целью ханарских художников является, как мне рассказали, создание определённого образа в мозге медузы и одновременного испытания определённых эмоциональных состояний. Для человека их картины выглядят как полотна ткани, на которые нанесена бесцветная краска.

 

У ханаров также существуют и скульптуры. Они предпочитают сложные, замысловатые геометрические узоры, выложенные на металлическом каркасе. Эти узоры выглядят как бушующие волны, облака, раковины и т.д.

 

Так как ханары в нашем диапазоне не видят, эти скульптуры при взгляде человеческим глазом имеют тусклый серебристый или ярко-фиолетовый цвета. Но Ленг, с его кибер-глазами, различил степень отражаемости УФ-излучения и текстуру поверхностей скульптур, а также, по его словам: "Есть определённая неправильность в этой картине, как если бы дистанция казалась наблюдателю меньшей, чем в действительности. Интересный визуальный трюк, который пригодится при нанесении узора на броню, чтобы дезориентировать врагов."

 

Ещё форма ханарского искусства - это их кораллоподобные заросли. Медузы их формируют также, как некоторые люди обрабатывают декоративные растения, подрезая их, заставляя расти вокруг каркасов и образовывать фантастические формы. Как мы узнали, этими "жизненными камнями" ханары покрывают подводные строения в Доминионе. Очень многие посетители района Китой буквально поражены фигурами, образованными этими кораллами, которые описывают путешествие медуз с момента исхода из Доминиона, образования анклава Цитадели и по сегодняшний день.

 

Развлечения ханаров

 

Ханары имеют различные формы проведения досуга, включая, например, групповые настольные игры, в которых может участвовать до двенадцать игроков. Эти игры имеют какое-то религиозное и ритуальное значение для медуз. Их правила мы не стали изучать.

 

Ханары модифицировали и разработали хаптические интерфейсы, переводящие изображение из привычного нам спектра в ультрафиолетовый, благодаря чему могут видеть несколько искажённые изображения из экстранета, а также часто выкладывают свои материалы в информационные сети. Ханары даже разработали интерфейс для компьютерных игр, но немногие из них увлекаются этим.

 

Ханары имеют обширное количество водных видов спорта, практически все которые - командные, и воспринимают подводную охоту на морских животных как своего рода развлечение. Один вид того, как стая ханаров расправляется с самыми страшными обитателями тессианских морей, заставляет наблюдателя подставить под сомнение саму мысль о том, что они "беспомощные медузы".

 

Ханары очень хорошо стреляют из лёгкого оружия, такого как пистолеты и пистолеты-пулемёты. На Цитадели их можно встретить в тирах, где они порой стреляют из нескольких лёгких видов оружия одновременно, удерживая до четырёх в своих щупальцах. Их УФ-зрение не позволяет далеко видеть в атмосфере, но в пределах видимости они могут стрелять весьма точно.

 

Что необычно, ханары - очень хорошие повара и могут изготавливать алкогольные напитки качеством выше среднего. Приготовление еды для ханаров является групповым занятием, и почти все медузы охотно принимают в нём участие.

 

Прочие формы развлечений отличны у медуз из Цитадельного анклава и анклава Вабо - последние любят развратничать (как сексуально, так и употребляя галлюциногенные вещества) и выполнять опасные для жизни трюки, а первые, наоборот, демонстрируют уровень сдержанности и имеют более спокойные развлечения, такие, как выращивание и обработка кораллов, "музыка" и литература.

 

Литература ханаров - и в особенности поэзия - это вершина их культуры. По мнению ханаров, наши звуковые языки слишком неудобны и неуклюжи, и потому гордятся тем, что могут передавать информацию быстрей и точней. Переводящее оборудование медуз очень изысканно в своей работе, и даже самый опустившийся ханар звучит как профессиональный актёр-озвучиватель, дающий мастер-класс.

 

Стихи ханаров посвящены абстрактным концептам, эмоциям и внутренним состояниям, но некоторые из них - так называемые "песни раскаяния" - крайне печальные поэмы, насыщенные поразительно выразительными образами и с фаталистичеким тоном. Ханары-поэты готовы проводить дни, споря о том, какие слова использовать в таких произведениях, но почему и от чего они их создают, отвечать не хотят.

 

Маленькие ханары на стадии "расцвета" ещё недостаточно развиты, чтобы полноценно мыслить, но "светящиеся" известны за их неутомимое любопытство и восхищение чем угодно. На Цитадели, рядом с районом Китой, стайки детей ханаров часто сопровождают какого-нибудь незадачливого туриста и просят его рассказать им какую-нибудь историю. Они бесстрашны, непосредственны в своём поведении и задают тревожные вопросы. Например, один из них подлетел к Брукс и спросил, почему она ощущается как "маска, сидящая на маске". Зная Брукс, это самое точное и холодящее кровь её описание. которое я когда-либо слышал.

 

После этого я спросил у маленького ханара, что он думает о Ленге и мне. Кая Ленга он описал как пруд с чёрной жидкостью, окружённый острыми шипами, не позволяющими никому к нему подойти. Меня - как треснувшую колонну, изысканную и величественную, но покосившуюся под весом чёрной коралловой массы, которая выросла на ней.

 

Взрослые ханары утверждают, что такие высказывания - просто детские глупости. Определённо, я чего-то не понимаю.

 

Туристические путешествия и праздники ханаров

 

Сложность перевода языка ханаров на наш приводит к настораживающему восприятию их высказываний. Оба анклава ханаров сообщали, что их исход из Доминиона - это смесь религиозной ереси и туристического путешествия по Галактике, как если бы сотни лет прошли за один миг. Асари не находят это чем-то особенным, но меня это беспокоит.

 

Мало известно о том, как путешествуют ханары по своему государству - медузы из анклава на Цитадели не покидают космическую станцию, а те, что из анклава Вабо, путешествуют много и часто, но, что необычно, Цитадель не посещают. Впрочем, нам известно, что ханары из Доминиона временами покидают пределы своей родины, чтобы посетить руины протеан или изучить их артефакты.

 

У ханаров есть одна неделя в году под названием "Рог Рождения", в течение которой они активно занимаются спариванием. Также, у них есть три религиозных праздника, в которые они запираются в своих подводных жилищах и медитируют, общаясь с "Просветителями", как они сами утверждают. Медузы ни разу не сказали, что они празднуют в этот день, и не желают отвечать на вопросы о том, как или зачем они проводят свои праздники.

 

Если ханарские анклавы в действительности заняты шпионской деятельностью, собирая информацию для Доминиона, то под прикрытием религиозного праздника им очень удобно отправлять или обрабатывать доклады с собранными данными себе на родину. Однако после праздников ханары пребывают в подавленном состоянии несколько дней, и с чем это связано - неясно.

 

Язык ханаров

 

Язык ханаров состоит из двух компонентов - визуальных сигналов, передаваемых УФ-вспышками и узорами, известных как "светоречь", и срабатывающее при прикосновении феромонное общение, известное как "глубокая речь".

 

"Глубокая речь" используется, как я понял, для передачи эмоций, ощущений и чувств, а "светоречь" - для технической информации, задания вопросов, высказывания утверждений или в коротких беседах. Большая часть переводящих устройств, которыми пользуются ханары, приспособлены для перевода обоих способов общения, но ханары всегда могут общаться лично, прикоснувшись своим щупальцем к телу другого и передав мысли с помощью "глубокого голоса".

 

Во время Второй Войны Отказа асари применили против ханаров раздражающее оружие, основанное на изучении трупов медуз. Ими были химическо-световые гранаты, производившие яркую вспышку в УФ-диапазоне и рассеивавшие соединения, нарушавшие фермонные системы общения ханаров. Это оружие оказалось крайне эффективным в воздушной среде, но его поражающие способности под водой были заметно снижены.

 

Язык ханаров очень сложен и имеет несколько формальных уровней, которые используют различные спряжения для глаголов и существительных, включая некоторые удивительные конструкции, аналога которым я не встречал. Ханары всегда обращаются к себе в третьем лице, используя высказывания вроде "этот" или "это существо", нежели чем "я". Они изменяют этой привычке лишь в некоторых религиозных воззваниях.

 

Возможно, что "светоречь" ханаров имеет большую насыщенность лексикой, чем нам известно, так как многие переводящие устройства не смогли распознать целую четверть от числа всех узоров, используемых ханарами в общении.

 

Философские течения ханаров

 

Как мне удалось выяснить (после крайне раздражительного разговора с ханаром), у них существует пять основных (и множество маленьких) философских школ, называемых течениями. Эти школы заняты определением того, чего желают "Просветители" от ханаров, как медузы должны действовать и реагировать.

 

Людские философские школы ищут ответ на вопрос "Почему?". Асари интересуют вопросы "почему нет?" и "почему нужно?", а саларианская философия Великого Колеса отказывается от вопроса "Почему?" в пользу "Когда?". Турианская философия занимается сопоставлением долга с чем-то изменчивым, и выяснением, может ли это изменчивое изменить восприятие долга или нет.

 

Ханарские течения отказываются от вопросов "Почему?" "Когда?", "Что?" и "Как?" в пользу другого - "Какая точка зрения вопрошающего?". Если я понял правильно, ханары считают, что разумное существо может не понять ответа на слово "Что?", если оно находится в неподходящем положении, чтобы осознать ответ.

 

Первое течение, к которому себя относят большинство ханаров, наиболее похоже на людской феноменализм и саларианскую "Оценку Колеса", разновидность непосредственного восприятия Вселенной, которое почитает только то, что можно измерить, определить и описать законами физического мира. Оно называется "Буквальные Воды" и поддерживает практически агностические верования в любой материальный концепт, который ханары понять не могут. Сторонники этой философии пытаются собрать и определить все мысли и все предположения, а затем сравнить их со строгим определением "Просветителей" и уже существующими знаниями, чтобы определить правду.

 

Второе течение (наиболее признаваемое ханарами из Цитадельного анклава) называется "Невидимая Форма". Оно похоже на теорию "вещи в себе" и философию Канта. В отличие от "Буквальных Вод", в которых "Просветители" описываются как могущественные физические концепты и высшие судьи истины, в "Невидимой Форме" "Просветители" - это метафизические концепты, вышедшие за пределы существования на физическом уровне. Ханары, следующие этому течению, измеряют объекты по их влиянию на "невидимый мир" эмоций, общения, политики, культуры и восприятия. Согласно этой философии, что воспринимаемое не является реальностью, а наоборот - это реальность определяет наше восприятие. То что мы можем изучить нашими органами чувств, ограничивает то, что мы не можем изучить.

 

Третье течение, известное как "Сокрушительные Объятья Глубины", является мировоззрением главным образом военнослужащих Доминиона. Его можно описать как смесь стоицизма, фатализма и предопределённости. Согласно этому течению, "Просветители" уже определили, как события будут развиваться, и теперь измеряют то, как ханары отклонятся или будут следовать этому, и насколько хорошо ханары понимают реальность. "Объятья Глубины" насыщены образами и предупреждениями о преследовании целей, к которым вы не готовы, и отказом от веры в свободу воли. Согласно этому философскому течению, ханары не могут быть побеждены, и, должно быть, именно оно объясняет, почему у военных сил медуз столь высокий боевой дух даже при численном превосходстве противника.

 

Ханары, проживающие на Цитадели, отказались рассказывать о четвёртом философском течении, но анклав Вабо уже сообщил о нём в экстранете. Известное как "Жгучий Солнечный Свет", оно представляет из себя абсолютный гедонизм, смешанный с некоторыми метафизическими концепциями. Ханары, принявшие его, пытаются найти пульсацию самой жизни. Они занимаются самым разнузданным развратом, потому что только через невоздержанность разумное существо может определить свою ограниченность, и только через нахождение своей ограниченности оно может найти то, что запретно. Это философское течение позаимствовало некоторые концепты у сиари с течением времени, включая идею о том, что "Просветители" могут ощущать эту реальность через триумфы и страдания поклоняющихся им.

 

Последнее течение - самое настораживающее, и сведения о нём мы добыли через ГОР. Оно называется "Ненарушимая Тьма". Мы знаем о нём не так много, но оно представляет собой изучение реальности с анти-просветительскими тенденциями, включает в себя ослепление понимания и притупление восприятия, чтобы избежать чего-то.

 

В отличие от всех прочих философских течений, "Тьма" не менялась за последние десять тысяч лет ни на йоту. Очень немногие ханары увлекаются им, и, увлёкшись, становятся скрытными и задумчивыми, и занимаются необычными вещами - построением звёздных карт, исследованием высокоэнергетичного космического излучения, изучением примитивных ксенорас, сбором историй о встречах с чудовищами и так далее. Единственный ханар, с которым мы разговаривали, который осмелился говорить об этом течении, был Деланиндир, и его слова были просты: "Ненарушимая Тьма, по мнению этого, является моментом, когда ответы, полученные нами, становятся невыносимыми. Этот предполагает, что есть двери, которые лучше не открывать, но если кто-то будет вынужден открыть их, то он должен и вежливо закрыть их после того, как всё сделано".

 

Я бы отнёс это течение к прочей религиозной ерунде про "Просветителей", но здесь что-то не так. "Ненарушимая Тьма" - скрываемое философское течение. Ханары не любят разговаривать о нём, и Делан упоминал, что погружение в это течение может занести разумное существо в места, к которым оно ещё не готово.

 

Примерно шестьдесят лет назад один саларианский учёный-антрополог (и по совместительству Жрец Великого Колеса) решил заняться изучением "Ненарушимой Тьмы". После двух лет изучения он пришёл домой, застрелил далатрасс-родственниц и сжёг себя в яичной команте вместе со всеми яйцами. С учётом того, как саларианцы беспокоятся о будущем своих семей, действия учёного не звучат как помешательство. Скорее, он попытался спасти свою семью от чего-то, что обнаружил.

 

Ханарские похороны

 

Когда ханар умирает, коллектив медуз собирается вместе, вспоминает и обсуждает память о нём, после чего торжественно избавляется от тела (выбрасывает его в море или сдаёт Хранителям, например). По мнению ханаров, смерть - это знак того, что жизнь умершего была не согласована с пожеланиями "Просветителей".

Комментарии


Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)