Автор: FitzChivalry

Рекомендации

Пять книг мастеров магического реализма, рекомендуемых к прочтению литературным путешественникам

 

Литература и путешествия тесно связаны между собой. Помимо того что книги могут увлечь читателя в необычное путешествие по волнам воображения, они дают порой возможность пережить наяву отголоски этих событий, чудес и происшествий.

 

Любителям путешествовать по местам человеческого триумфа и поражения, несомненно, стоит познакомиться с романами Карла Руиса Сафона. Романы «Тень ветра» и «Игра ангела» открывают читателю Барселону 1950-х годов, едва оправившуюся после тяжелой войны. Двери таинственного Кладбища Забытых Книг открываются, чтобы впустить читателя в мир, полный загадочных событий, необъяснимой связи прошлого и будущего и переплетенных судеб людей, связанных с канувшими в прошлое историями, друг с другом и таинственной фигурой Хулиана Каракса. Многое изменилось в Барселоне с тех пор, она превратилась в приморский туристический центр Испании, голубые экскурсионные автобусы возят гостей города на вершину холма Монжуик, башни Саграда-Фамилиа стремительно достраивают по сохранившимся чертежам Антонио Гауди, по авеню Тибидабо все так же ходит маленький ретротрамвай, а по правой стороне бульвара Рамбла кроется почти незаметный вход в узкую Арко-дель-Театро с ее заколоченными витринами и закрытыми дверями. И если кто решится пройти туда, то останется в полной уверенности, что где-то здесь точно притаилось Кладбище Забытых Книг – просто Хранитель пока не счел нужным показаться на глаза.

 

Романы Сафона очаровательны и необычайно притягательны в своей таинственности. Магический реализм переплетается в них с безжалостной реальностью Барселоны до и после Франко, ужасы гражданской войны переходят в ужас человека, столкнувшегося со сверхъестественным, а пугающий ангел кажется порой человечнее продавцов с блошиных рынков. И несмотря на то что главные герои романов – обычные испанцы, истинной героиней остается колдунья-Барселона. И читатель сам не заметит, как окажется полностью в ее власти.

 

В Барселону тяжело не влюбиться. Она пропитана солнцем и морем, на открытых жаровнях готовится свежая рыба, к Рамбла-дель-Мар пришвартованы белоснежные яхты и огромные круизные лайнеры, и каждый камень в узких улочках ее Старого города напоминает о персонажах Сафона. Можно взять карту и разметить ее самостоятельно: вот маленькая улочка Санта-Анна, где стоял магазинчик Семпере, а вот и ее крошечная церковь с апельсиновым садом, вот трамвай везет нас на авеню Тибидабо, 32, и там до сих пор стоит красивый особняк, хотя его книжный предшественник давно исчез в веках. А вот красная кабина канатной дороги летит над морем, а ведь именно на той башне случилась та самая схватка с Андреа Корелли… Можно часами бродить по городу и искать дом с башенкой и часами или тот самый банк. Есть и необычные экскурсии – по сафоновской Барселоне – для тех, кто хочет гарантированно исследовать все значимые топонимы единовременно. Так или иначе, магия Сафона в том, что читатель не может устоять перед обаянием Барселоны – и перед силой слова романиста.

 

Для тех же, кто предпочитает истории о светлых сказках и чудесах, есть многотомник Макса Фрая под названием «Сказки Старого Вильнюса». Это сборники рассказов, каждый из которых географически привязан к названию одной из улиц Старого города Вильнюса – а их в общем числе больше сотни. Герои рассказов – коренные литовцы и эмигранты, приезжие или просто те, кто увидел Вильнюс во сне. Они переживают любовь и смерть, теряют и обретают, а добрые духи города не устают играть в нарды в кафе «У Ангела» и пить горячий глинтвейн на городских ярмарках. Как и вся короткая проза Макса Фрая, эти рассказы пронизаны рассуждениями автора о природе мироздания, диалогами со своим вторым «я», бытовой философией и наблюдением за чудесами, которые окружают нас повсюду и происходят регулярно, надо только уметь правильно смотреть. Каждый может найти для себя рассказ по духу, получить добрый совет или задуматься о переменах в собственной жизни.

 

Про Вильнюс говорят, что он город, созданный из сна. Что спит под высоким холмом князь Гедимин, а если проснется, то город исчезнет. А пока он спит, жители его вполне живые и материальные. А рассказы работают прекрасным путеводителем для путешественника, примчавшегося на скором поезде в надежде получить свою долю рассыпанных вокруг чудес. Удивительно бродить по незнакомому городу и понимать, что знаешь его уже давно. Вот бастион на улице Бокшто, в подвалах которого прячется легендарный Василиск, и невольно вспоминается, что во снах сюда можно проникнуть только «контрабандой». А вот маленькая улочка в районе Ужупис, откуда недавно улетел железный ангел, а если пойти дальше по этой лестнице, можно стать жертвой проделок местных духов. На улице Швенто-Стяпано не найдешь танцевальной студии, но музыка с занятий разлита в воздухе и никуда не собирается улетать, а если задать вопрос, прогуливаясь по улице Виса-Швентую, обязательно услышишь ответ от случайного прохожего, и он окажется самым правильным.

 

Тем же, кто стремится к духовному поиску, стоит обратиться к Пауло Коэльо и его мистическому роману-откровению «Дневник мага». Это автобиографическая история о паломничестве, совершенном в поисках духовного совершенства по пути, называемому «Путь Сантьяго». Это один из трех паломнических путей, Путь святого Иакова, ведущий из маленького французского городка Сен-Жиль в третью по величине колыбель мирового католицизма – Сантьяго-де-Компостела. Это первый и самый важный роман в творчестве Коэльо, не уступающий по силе художественного воздействия и наполненности философскими идеями знаменитому «Алхимику».

 

Наверное, мало найдется людей, которые устояли бы от искушения повторить его путь после того, как в полной мере представили все то, что ему довелось испытать. После публикации книги более полумиллиона паломников прошло Путем Сантьяго, не испугавшись трудностей, тем более что в настоящее время существуют туристические маршруты, призванные помочь паломникам. Но тем, кому пока не хватает сил, или времени, или решимости духа пройти полностью паломнический путь, можно отправиться сразу в Сантьяго-де-Компостела, чтобы ощутить мощь и величие места, в котором сотни людей с давних пор искали истину.

 

В бесконечное путешествие по скрытому от глаз читателя Лондону завлекает и признанный мастер пера Нил Гейман. В романе «Никогде» всем знакомый простой и понятный Лондон выворачивается наизнанку на глазах главного героя, никогда раньше не сталкивавшегося с мистикой. Вместе с Ричардом Мехью читателю предстоит отправиться на ярмарку в таинственном Под-Лондоне, протянувшемся под Лондоном настоящим, и открыть для себя мир, полный тайн и волшебства. Большинство дорог, ведущий в Под-Лондон, скрыто на станциях Лондонского метро, отчего путешествие этим видом транспорта навсегда изменится в глазах туриста, завлеченного в Британию литературным манком. Читатель будет гадать о значениях не упомянутых автором станций и пытаться отыскать секретные ходы в известных местах. Впрочем, дверь в Под-Лондон может открыться откуда угодно, а падший ангел, мечтающий вернуть себе власть на небесах, попытается воспользоваться рассеянностью читателя, подкараулив в одной из прекрасных английских церквей. Да и в обычном Лондоне никогда не знаешь, когда сможешь помочь наследнице знатной фамилии зачарованного государства, просто встретив ее в темной подворотне, так что любого, воодушевленного магией текста Геймана, ждет много интересных минут.

 

Для тех, кто любит мистику и тайны и хотел бы хоть на мгновение оказаться в Америке нереальной, но в то же время живой и ощутимой, Чарльз де Линт, признанный мастер необычных историй о фейри и людях, написал сборник «Городские легенды». Следуя за Джилли Копперкон и Кристи Ридделом, читатель познакомится с удивительным миром фейри, которые живут среди людей, порой притворяясь ими и проживая жизнь обычного человека, а порой оставаясь в тени, но всегда находясь рядом с ними. Вымышленный город Ньюфорд объединяет в себе многочисленные красоты и ужасы Оттавы и Нью-Йорка, Торонто и мелких поселков, рассыпанных по холодной земле Канады.

 

Несмотря на то что в Ньюфорд нельзя добраться ни поездом, ни самолетом, читатель может наслаждаться прогулкой по нему, изо дня в день возвращаясь к рассказам, прогуливаясь по улицам, спускаясь в катакомбы Старого города или собираясь в центральный парк. Позже, добравшись до Торонто или Оттавы, читатель с удивлением убедится в том, что Ньюфорд нигде и везде, повсюду и сразу, для каждого свой, но неизменно узнаваемый, а значит, глядя под определенным углом, можно увидеть тех, кто соткан из магии и волшебства.

Комментарии


Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)