Автор: FitzChivalry

Ко дню рождения Г.Ф. Генделя

Ария da capo*

 

«Мне было бы досадно, милорд, если бы я доставлял людям только удовольствие.

Моя цель — делать их лучшими».

Г.Ф.Гендель

 

23 февраля мир празднует день рождения великого композитора Георга Фридриха Генделя. Две страны оспаривают право считаться его родиной – на немецкой земле он родился, но в полной мере талант его раскрылся в Англии. Он был подданным принца Георга I Ганноверского и остался ему верен впоследствии, когда Георг I стал новым королем Британии.

 

Его талант раскрылся в глубоком детстве. Широкая публика привыкла считать Моцарта бесспорным вундеркиндом, истории о том, как юный музыкант уже в пять лет играл на клавесине, у всех на слуху. Однако немногим известно, как Гендель уже в четыре года учился сочинять музыку и самостоятельно, без учителя, освоил игру на клавесине. В восемь лет он уже умел играть на четырех музыкальных инструментах, а в одиннадцать стал органистом в церкви.

 

По слухам, его отец настолько не желал видеть сына музыкантом (проча ему юридическую карьеру), что не только запрещал иметь дома музыкальные инструменты, но также и навещать дома, где играет музыка. Конечно, все случилось вопреки воле отца. Талант музыканта заметил и высоко оценил герцог Иоганн Адольф I, и отцу Георга Фридриха, мечтавшего о юридической карьере сына, пришлось навсегда распрощаться с мечтой.

 

Генделя впереди ждал несомненный успех. Научившись многому у своего первого учителя Цахау, он шел вперед, нарушая законы и традиции музыкального общества того времени. Гендель одним из первых стал разбавлять немецкие либретто итальянскими словами, а вскоре и вовсе перешел на итальянский язык в своих операх. Он постиг искусство итальянской оперы так умело, что вскоре на голову превзошел итальянских композиторов. Его музыкальное наследие разнообразно и поражает воображение: здесь и опера во всех ее проявлениях, и хоровая музыка, и камерные вокальные концерты, и сборники инструментальных пьес для клавесина, органа, оркестра…

 

Гендель не просто сочинял музыку – он сам был музыкой. Биографы вспоминают его как человека крупного, большого, похожего на медведя, с совсем не изящными толстыми пальцами, и вместе с тем он создавал музыку, которую с восторгом исполнял бы и ангельский хор. А до этого было недалеко: знаменитую арию «Алиллуйя» из оперы «Мессия» по приказу Георга II стали исполнять в англиканской церкви. И слушать ее надлежало стоя, как при молитве.

 

Огромное влияние на творчество Генделя оказала литература английского Просвещения. Здесь и Джонатан Свифт с его «Путешествием Гулливера», и Джон Мильтон («Потерянный рай»), и размышления Джона Драйдена «О драматической поэзии», в котором поэт обсуждал творчество Шекспира и его современников с точки зрения аристотелевского учения о трех единствах**: Гендель впитывал их идеи и мнения, словно губка, и они находили отражение в его операх. Гендель поднял с колен английский оперный театр, и до конца жизни был верен единственному, чему было отдано его сердце – свободному искусству. Музыке.

 

Ближе всего Гендель сошелся с Иоганном Маттезоном. Певец и музыкальный теоретик, Маттезон не только был долгое время другом и партнером Генделя и исполнял ведущие партии в его операх, но также стал первым автором его биографии. История сохранила забавные случаи из их совместной биографии. К примеру, однажды во время оперы Маттезона «Клеопатра», где Гендель играл в оркестре, между ними развязался настоящий фехтовальный поединок из-за совершенного пустяка. Уберегло от беды чудо – шпага Генделя сломалась о пуговицу Маттезона. Известно так же, что композитор Дитрих Букстехуде в свое время предлагал обоим музыкантам занять его место на посту органиста в Мариенкирхе*** путем женитьбы на его дочери, но от обоих получил отказ.

 

Последние годы Генделя прошли в темноте: из-за ошибки врача-шарлатана он потерял зрение и девять лет существовал практически без музыки. Перед этим он перенес тяжелую болезнь, в следствие которой у него почти отказала правая рука. Перед смертью музыкант произнес: «Я знаю, мой Спаситель жив…» — слова из его оперы «Мессия», исполнение которой он слушал накануне смерти. Эти слова – вместе с нотами – выгравированы на надгробии композитора. Он похоронен в Вестминстерском аббатстве, наравне с выдающимися деятелями Англии.

 

К большому сожалению, биографию Генделя авторства Маттезона в наше время найти практически нереально. Но существует так же биография авторства Л. Кириллиной в серии «ЖЗЛ» – «Гендель».

 

Если вам еще не доводилось сталкиваться с неиссякаемым музыкальным наследием Генделя, то автор этой статьи советовал бы начать знакомство с Кончерти-Гросси, прелестной оркестровой музыки, которая наполняет душу возвышенной радостью и стремлением к лучшему. Ведь, по признанию самого композитора, он желал бы не развлекать людей, но просвещать.

 

Примечания:

 

*Ария da capo – ария с хором, визитная карточка опер Генделя, новая разновидность сольного пения, изобретенная им.

 

** Три единства – основная жанровая характеристика классицизма: единство времени, места и пространства.

 

***Мариенкирхе – она же церковь Святой Марии в Любеке, известна своим «Органом Пляски Смерти», украшенным фреской работы Бернта Нотке, на котором играли Букстенхуде и (вероятно) Иоганн Себастьян Бах. Церковь была почти полностью уничтожена при пожаре 1942 года, в настоящий момент восстановлена.

 

(Статья написана для сайта Библио-Глобуса)

Комментарии


Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)