Автор: Арабелла

Образование

Мальчики из богатых и знатных семей, дворянских и торговых, преимущественно, получают начальное образование дома (в случае с юными дворянами – при дворе сюзерена), при помощи приглашенных учителей – ученых монахов или университетских преподавателей.

скрытый текстДальнейшее образование юного дворянина, которому предстояло стать рыцарем, в первую очередь было направлено на развитие качеств, необходимых воину и светскому человеку. В идеале, воспитание мальчика должно содержать «семь рыцарских добродетелей»: умение ездить верхом; умение плавать; умение владеть копьем; умение фехтовать; умение охотиться; умение играть в шахматы; умение слагать стихи и играть на музыкальных инструментах. Также считается необходимым знать французский язык, ставший к тому времени и языком придворных кругов.
Впрочем, невзирая на "идеал", есть и свидетельства о том, что и среди рыцарей попадались совершенно неграмотные...

Воспитание женщин оставалось сугубо домашним. Юные дворянки воспитывались в семье под надзором матерей и приглашенных воспитательниц. Нередко их обучали чтению и письму капелланы и монахи. Существовала и традиция отдавать девочек из знатных семей на воспитание в женские монастыри, где их обучали латыни и пению, знакомили с Библией, приучали к благочестию и прививали благородные манеры. Не случайно в числе приданого зачастую находились книги религиозного содержания. Воспитание девочек из низших сословий ограничивалось домоводством, рукоделием и религиозными наставлениями – из них, в первую очередь, готовили будущих жен.

При многих монастырях, аббатствах, епископских резиденциях существуют монастырские школы, для мальчиков 7-15 лет, – как для приходящих учеников, детей мирян (горожан, йоменов и даже сервов), так и для мальчиков-послушников. Если дети мирян зачастую ограничиваются так называемыми «школами пения» (или «внешними школами»), где их обучают лишь необходимому минимуму – чтению, письму, счету, основам латыни, церковному пению, то у будущих послушников программа обширнее (она включает основы грамматики, риторики, диалектики, богословия, а иногда даже геометрии и астрономии). Такие школы, для готовящихся к постижению в монахи, назывались «внутренними». Родители приходящих учеников, как правило, вносят плату за обучение, но дети бедняков могут получить начальное образование и на благотворительной основе, бесплатно, - либо в счет отработок и взносов «натурой».

По этому фрагменту из средневекового педагогического пособия можно судить, что в составе подобной школы наличествуют дети из разных сословий (содержание отрывка заключается в том, что школьники рассказывают о себе):
«“Я постриженный монах, и я пою семь раз в день с братьями, и я занят чтением и письмом. Также я хочу научиться говорить по-латыни”.
“Я пахарь, и работаю с большим усердием. Я на рассвете выгоняю волов в поле и впрягаю в плуг. Я даже суровой зимой не решаюсь остаться дома из страха перед моим господином. Впрягши волов, я ежедневно должен вспахать целый акр или даже больше. При мне есть мальчик, чтобы погонять волов, и он теперь охрип от холода и крика. Еще я должен наполнять закром для волов сеном, дать им воды и вынести навоз. Это тяжелая работа, потому что я не свободен”».
Существуют и маленькие приходские школы, которые содержатся местными священниками за свой счет либо на пожертвования лорда/местных жителей.
В крупных городах, с хорошо развитой коммерцией, возникают и школы, менее тесно связанные с церковью, - для детей торговцев и ремесленников, как правило, под покровительством гильдии (но преподают, опять-таки, зачастую приглашенные священники). В таких школах впервые начали обучать детей на родном языке и, в первую очередь, сообщать им сугубо практические знания, необходимые для будущей профессиональной деятельности.

В монастырской школе и ученики, и преподаватели были связаны обетом послушания и являлись частью церковной организации с ее иерархией. Очень многое зависело от личности конкретного аббата и наличия в монастыре хороших преподавателей; иногда уровень преподавания в отдельной монастырской школе мог быть очень высок, намного выше, чем в первых университетах. А уж о монастырских библиотеках многие университеты могли только мечтать.
Как и монастырские школы, университет также развивался под патронажем церкви, и значительную часть преподавателей и студентов составляли представители духовенства. Но университет представлял собой намного более гибкую и открытую структуру: так, с самого начала студенты имели право выбора университета, преподавателя и факультета. Преподаватели также могли выбирать, и нередко «доктор», проработав несколько лет в одном месте, переезжал в другое. А за наиболее известными учителями устремлялись и студенты (обычным количеством учеников у одного преподавателя было 20-25 человек, но прославленные преподаватели хвастались, что их слушает до двухсот школяров). В этих условиях не могло быть и речи о таком же строгом контроле, как в монастырской школе. Среди важнейших привилегий университетов было право на присвоение ученых степеней (лиценциаты, доктора и т.д.). Разумеется, другие учреждения (например, крупные школы) также могли выдавать свидетельства своим выпускникам, но они признавались только там, где эти учреждения находились, например в одном конкретном городе; зато человек с университетским дипломом мог рассчитывать на престижную должность в любой католической стране.

При наличии денег и возможности, молодой англичанин, желающий продолжить свое образование, может перебраться в один из уже существующих в Европе университетов – например, в Сорбонну – а может и прослушать курс лекций в Оксфорде. Оксфорд в конце XII в. еще не существует как единое целое (хотя университет официально основан в 1167 г.), а первый колледж ("Университетский") откроется лишь в 1249 г. Что представляет собой старейший английский университет спустя тридцать лет после своего открытия? Довольно спонтанное образование, которое возникло на базе нескольких философских «школ», существовавших еще в начале XII в. (так, в хронике говорится о некоем «докторе», преподававшем в Оксфорде в 1117 г. и привлекавшем на свои лекции «шестьдесят или сто человек» - т.е., он был довольно популярен). В 1160-е гг., в связи с приказом короля Генриха, в Англию из Франции вернулись школяры, до тех пор обучавшиеся в Сорбонне, - таким образом, их количество на родной земле заметно возросло… В период раннего Оксфорда местные и приезжие учителя снимали для лекций дом или хотя бы комнату (а иногда даже амбар) – впрочем, есть свидетельства того, что иногда лекции проходили прямо на открытом воздухе (на церковной паперти, на церковном дворе или в саду). Языком лекций, обсуждений и разговоров была, разумеется, латынь. Для поступления в университет «абитуриенту» не приходилось сдавать вступительных экзаменов – достаточно было лишь знать грамоту и начала латыни, а также заплатить вступительный взнос за слушание лекций (иногда, впрочем, не требовалось даже этого, особенно для неимущих студентов, которых было изрядное количество). Состав учащихся был разновозрастным: среди «первокурсников» - учащихся младшего, «артистического», факультета – попадались как зрелые мужи, решившие на склоне лет добиться ученой степени, так и подростки 12-13 лет…
Основные «специализации» Оксфорда – филология («искусства»), юриспруденция и теология. В числе наиболее прославленных учителей-англичан – Даниэль Морли (теолог) и Александр Некам (теолог, грамматик, юрист).


ссылка
3

Комментарии


Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)